Тема: Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»
Введение.
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество». Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Итак, целью своего инновационного педагогического опыта считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Поэтому в межаттестационный период я совершенствовала педагогическое мастерство, работая над методической проблемой, как развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ.
Целью моей деятельности являлось обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
· изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
· формирование у учащихся ключевых компетенций;
· овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
· создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
· создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.
Механизмы реализации.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания - увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
ИКТ -технологию;
проблемно-диалогическую технологию;
игровую технологию;
технологию организации проектной деятельности;
В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационнокоммуникационные технологии (ИКТ).
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе. Отечественные педагоги Бурмакина В.Ф., ФалинаИ.Н..УрсоваО,В, отмечают, что процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:
· сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
· эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся; свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
· индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
· самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
· осуществлять самостоятельную учебно - исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные. В межаттестационный период я изучила назначение и возможности программ: MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftExcel.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Урок - презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме. Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - является игра. Поэтому игровая технология - самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”и др.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
· компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
· это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;
· компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
· компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
· компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.
Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов. Предлагая игры «Лото растений», обогащаю знания детей об окружающем мире. Играя в игры серии «Найди лишнего»», учу детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание), развиваю способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические представления помогает игра «Математика». Учит детей узнавать буквы, читать, играть со словами игра «Путешествие в страну Букварию». Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве». Игры серии «Конструирование» развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию. Способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии. Самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования помогают игры серии «Комбинаторика».
Своевременное ознакомление обучающихся с окружающей действительностью, природной, социальной с помощью компьютерных игр дают толчок (импульс) развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащают новым содержанием общение детей с педагогом и детей друг с другом, помогает детям раскрыть свои способности, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок - сказка, урок - соревнование, урок - путешествие и др. Применение данной технологии можно проследить по приложенным ниже конспектам уроков.
В межаттестационный период в своей работе использовала фрагменты из программы ,которая реализует принципы деятельностного подхода в обучении.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применятьприобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения,так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать,
сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифрую так:
· ИСКАТЬ -опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
· ДУМАТЬ - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
· СОТРУДНИЧАТЬ -уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
· ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО -включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
· АДАПТИРОВАТЬСЯ -использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Работая по этой программе, я старалась, чтобы вся работа была направлена на общее развитие ребенка, соответствовала принципам системы. Для наибольшей эффективности я использовала в преподавании дидактические игры, дискуссии, наглядность, проблемные ситуации, коллизии, средства обратной связи, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Вся работа носит преобразующий характер деятельности обучающегося (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности). Чтобы сформировать у детей эти приемы, в первую очередь необходимо научить детей выделять свойства предметов. Для этого предлагаю, например, назвать свойства кубика. Маленький, красный, пластмассовый - вот те свойства, названные детьми первоначально. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Так формируется умение детей сравнивать. Аналогично формируются и другие приемы. Все это побуждает обучающихся к мыслительным действиям, их планированию. Много заданий предлагаю для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанных с эмоциональными переживаниями, которые сопровождаются эффектом неожиданности, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества. Стараюсь создать такие ситуации общения на уроке, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:
1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.
2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.
3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.
4. Применение различных форм устной работы.
5. Постановка учебной проблемы.
С учётом возрастных особенностей обучающихся создаю ситуации, вызывающие удивление, в среднем - вызывающие затруднения.
Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Нуль» - находчивый, умный, любознательный, «Царица математики»; различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.
В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.
7. Создание проблемных ситуаций.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нахожу, конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекаю школьников к их обсуждению и решению.
Тема «Термометр»
Проблемные вопросы Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
8. Создание ситуации успеха.
Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, отслеживала, какими способами деятельности овладел ребенок в ходе обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Отслеживание вела по трем показателям, предлагаемым Л.В Занковым: наблюдательность, мышление и практические действия
Nn /п |
Фамилия |
Имя |
Время, затраче иное |
Средний уровень самоконтроля |
Уровни выполнения заданий |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||
1 |
|
|
22 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
|
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
20 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
|
|
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
|
|
17 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
|
23 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
|
|
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
8 |
|
|
28 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
|
|
25 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
|
|
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
11 |
|
|
27 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
12 |
|
|
35 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
|
|
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
|
|
33 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
|
|
30 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
16 |
|
|
22 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
|
|
21 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
|
|
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
19 |
|
|
27 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
20 |
|
|
17 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
|
|
23 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
22 |
|
|
21 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сегодня вновь в ФГОС НОО второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах - о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций.
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Чем же отличны «компетенция», «компетентность»?
Компетенция - это набор ЗУНов, а компетентность- это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.
В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Расскажу, как в соответствии с Государственными образовательными стандартами начального образования я формирую ключевые компетенций младших школьников в процессе изучения некоторых математических понятий.
Так в результате формирования понятия «длина» учащиеся должны овладеть такими компетенциями, как измерение и вычерчивание отрезка заданной длины, измерение длины ломаной линии, состоящей из трёх - четырёх звеньев, нахождение периметра
многоугольника (треугольника, четырёхугольника), адекватный выбор инструментов для измерения длины, ширины и другое.
Известно, что компетенции приобретаются в процессе деятельности.
Учащимся уже знакомы единицы измерения длины, как сантиметр, дециметр, миллиметр. Они знают, что в практической деятельности люди используют для измерения длин отрезков разной величины такие инструменты, как мерная лента (метр), портняжный метр, столярный метр.
Было предложено учащимся выполнить самостоятельно задания:
(извлекая пользу из опыта своих знаний)
1. Измерить длину своей ступни, длину ступни своей сестры, мамы и т.д.
2. Расскажите, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно это сделать одному?
Выбери подходящий инструмент для измерения.
Для того, чтобы повысить интерес учащихся к математике, предложила им найти информацию о мерах длины, которые использовались в древности. (Ученики могут получить эти сведения от родителей, а так же используя энциклопедическую литературу).
Аналогичную работу я провожу и при изучении такой единицы измерения, как метр. Я предложила учащимся изучить историю появления метра. Детям было предложено принести складной метр (столярный, портняжный метр, рулетку).
Рассматривая деревянный метр, учащиеся устанавливают, что 1 м. = 10 дм. = 100 см.
- Предложила учащимся разбиться на группы по 2 человека и измерить длину и ширину парты. Результаты записывают в тетради.
- Измерить рост друг друга и записать данные в тетрадь (В записи используются и метры, и сантиметры, например: 1 м. 34 см.).
- Измерьте длину и ширину класса, шкафа, доски и т.п. Выберите измерительный
инструмент, которым удобно выполнять измерения. Результат записать в тетрадь.
Такая работа вызывает интерес учащихся, формирует умение сотрудничать и работать в группе, способствует саморазвитию школьников, а так же вырабатывает навыки пользования подходящими измерительными инструментами.
Подводя итоги вышесказанного, уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Используя фрагменты по программе системы общего развития Л. В. Занкова, я активно включала в свою работу диалоговые уроки.
Технология проблемно-диалогического обучения также готовит ученика к поиску
самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог - это форма общения.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
На уроках математики заставляю детей рассуждать, так как все задания построены на сравнении. Необходимо только продумать систему открытых вопросов, координацию версий и подбор дидактического материала.
Анализируя уроки, пришла к выводу, что в ходе использования технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:
Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.
Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.
Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому в межаттестационный период я начала изучение педагогической технологии - метод проектов.
Мною была организована работа над проектом. Детские презентации были представлены на родительских собраниях, на муниципальном конкурсе проектов учащихся начальных классов.
Оказываю помощь на этапах создания работы. Вместе с детьми анализируем полученный результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности является выставка лучших работ, стенгазета, создание альбомов, зачитывание лучших работ на родительском собрании, соревнования.
Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место вмоей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Качество результатов деятельности
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата - значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной - оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель - определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения1 учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.
Литература
1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008.-118с.
2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика, 1991.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
4. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг, концепция, программы, опыт работы. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100…», 2002. – с. 55-75.
5. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып. 3. – М.: Баласс, 1999. – С. 85-93.
6. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. – Вып. 4.- М.: Баласс, 2000. – С. 121-126.
7. Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.