Реализация деятельностного подхода в обучении истории и обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенно очевидно, что изучение истории - важнейший компонент школьного образования, база для всего гуманитарного и гуманистического образования, основа для формирования самосознания человека. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Историческое образование - средство приобщения молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям, идеалам гуманизма и демократии. Историческое образование - неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности. Историческое образование способствует формированию собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений , полезных в социальном общении и гражданском поведении . Наиболее общей целью исторического образования учащихся школ является приобщение к национальным и мировым культурным традициям , овладение ими языком культуры , развитие личности учащегося на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы , воспитание гражданина и патриота России, ценностно - ориентированной личности, обладающей нравственными качествами , способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, человек с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Иконка файла материала Реализация деятельностного подхода в обучении истории и обществознания.doc
Реализация деятельностного подхода в обучении истории и обществознания Совершенно очевидно, что изучение истории ­ важнейший компонент школьного образования, база для всего  гуманитарного и гуманистического образования, основа для формирования самосознания человека. Историческое  образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная  преемственность, связь времен и поколений. Историческое образование ­ средство приобщения молодежи к достижениям  отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям, идеалам гуманизма и демократии. Историческое  образование ­ неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности. Историческое образование  способствует формированию собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений , полезных в социальном  общении и гражданском поведении . Наиболее общей целью исторического образования учащихся школ является приобщение к национальным и мировым  культурным традициям , овладение ими языком культуры , развитие личности учащегося на основе знания прошлого и  умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования ­  обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы , воспитание гражданина и патриота России,  ценностно ­ ориентированной личности, обладающей нравственными качествами , способной к самореализации в условиях  современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, человек с помощью исторических знаний человек  должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. Задачами исторического образования являются, таким образом:    обеспечение учащихся историческими знаниями об опыте человечества (создание условий для овладения ими  определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения  ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их  взаимосвязи). на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов  воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего, в первую очередь, и других  народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру. развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в  важнейших достижениях мировой и национальной культуры. На данном этапе развивающий потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения и  запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному анализу процессов, протекающих в различных странах. Вполне  понятно, что первостепенной значение принадлежит развитию навыков поиска информации, работы с ее различными  типами, объяснению и оценке фактов, явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к фактам,  событиям, личностям. Таким образом критерий качества исторического образования в школе связан не с усвоением все  большего количества информации или способами воспроизведения изученного материала, а с овладением навыками  анализа , объяснения , оценки, реконструкции образов. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию логики развития общественных процессов,  специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностно­мотивационных социальных систем. Тем  самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознанию им себя  частью сложившейся в России гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается  возможность адекватного реальности восприятия учащимися окружающей действительности, осмысленного определения  собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни. Приоритетным можно считать развитие  умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до  получения и оценки результата). В связи с этим большую значимость приобретает информационно ­ коммуникативная  деятельность учащихся. в ее рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации в источниках различного  типа, отделения основной информации от второстепенной, критической оценки достоверности ее источников, передачи их содержания адекватно поставленной цели, перевода информации из одной знаковой системы в другую. Учащиеся должны  уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своих суждений,  иллюстрировать их самостоятельно подобранными конкретными примерами, владеть основными видами публичных  выступлений, следовательно этическими нормами и правилами ведения диалога. Замечательные задачи, своевременные требования:.но как реализовать их в жизни, если любая проверка отслеживает "  количество полученных знаний"? думаю, что данная проблема стоит перед многими учителями (особенно в связи с ЕГЭ) ­  развивать или натаскивать? Мне кажется, что выходом здесь может именно личностно ­ деятельностый подход!Древняя китайская поговорка гласит: "Скажи мне ­ я забуду, покажи ­ я запомню, разреши мне принять участие ­ я  пойму", а я бы добавила ­ никогда не забуду! Поэтому в своей деятельности я делаю акцент на активных формах  обучения, где приоритет отдан не получению знаний, а участию в работе, включению ученика в осмысление материала,  происходящего, включению его в групповую или коллективную работу. Несколько лет назад мне посчастливилось  побывать на курсах, которые проводил Международный Фонд "Образование для демократии", по проблеме активных  методов образования. Именно там я вдруг отчетливо увидела,чего не хватает личностно ­ ориентированному образованию  ­ именно активной деятельности детей! Не знаю почему у меня возникла мысль: "мы как декабристы ­ для народа, но без  народа": А народу, т.е. ученикам все равно, лишь бы оценка была. И я решила попробовать осуществить этот самый  деятельносный подход через систему АМО. Школа, где я работаю, самая средняя, обычная рабочая школа со своими проблемами, своими достижениями (зачастую  понятными только на уровне школы, так как проверки проверяют к сожалению, далеко не с точки зрения деятельностного  подхода, не говоря уж об учете особенностей контингента учащихся), самыми обычными учащимися:и, естественно, что  возникает много проблем в связи с внедрением деятельностного подхода. Но могу сказать одно, самая главная проблема ­  это мы сами, наш опыт, наши привычки! Для того чтобы реализовать новый подход, надо в корне изменить свое  собственной отношение к работе, нужно быть готовым, в первую очередь, психологически. Но зато сколько радости когда  я вижу, как мои дети тянутся к моим предметам, а двери моего кабинета не закрываются! И пусть наши победы не  понятны многим посторонним, но я точно знаю, что это результат в сравнении со "стартом". Каждый учебный год в каждом классе я начинаю тестом по схеме Д.Колбу, благодаря которому определяю  предпочтительные способы познания у моих учащихся . Таким образом я имею картину класса в целом и каждого ребенка  в отдельности, я заранее знаю, у кого какой вид деятельности вызовет затруднение, раздражение, а какой ­ будет  успешным. (Но я также знаю, что если чего ­ то боишься , чего ­ то не умеешь, то это нужно делать непременно ­ через  время обязательно увидишь результаты!) и, соответственно, учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы  проходила через все (4) цикла. обязательно учитывается следующее: Предпочтительный способ Лучше Хуже познания Конкретный Опыт Рефлексивное Наблюдение Абстрактная  Концептуализация ­ использование жизненного опыта ­ на конкретных примерах ­ концентрация на "коллегах" ­ обмен наблюдениями и опытом в дискуссиях ­ применение на практике  приобретенных знаний ­ внимательное наблюдение ­ лекции ­ отчеты о наблюдениях ­ подведение итогов, выводов ­ точные инструкции ­ упор на теорию и  систематический анализ ­ концентрация на предметах и  символах ­ лекции, анализ конкретных  случаев ­ занятия в группе и дискуссии,  т.е. самостоятельный анализ ­ понимание теоретических основ ­абстрагирование ­ невысокий темп ­ практические работы, работы в  группах ­ публичные выступления ­отсутствие точных инструкций ­ соотношение теории и практики ­ привлечение личного опыта,  личных чувств ­ структурирование работы ­ "открытие " знаний"Активное  Экспериментирование ­ если учитель ­ авторитет ­ практические занятия (игры,  исполнение ролей) ­ проекты, дискуссии в небольших группах ­творчество ­ взаимодействие с людьми ­ высказывание своей позиции ­ эксперименты ­ самостоятельная домашняя  работа ­ теоретические вопросы ­ связь теории с проводимыми  практическими занятиями ­ оформление работ ­лекции Опыт работы показал: если система преподавания изначально строится на основании учета этой диагностики, то  результаты обученности, качество знаний, но главное, мотивация учения и психологическая комфортность выше, чем при  традиционном подходе к преподаванию. Самостоятельная творческая деятельность по осуществлению значимого дела не только стимулирует качественный  уровень усвоения учебного материала, но и обладает огромным мотивационным потенциалом. Мотивированность на учебу в связи с применением описываемой технологии выросла, а устойчивый рост высоких  показателей познавательных мотивов учения доказывает правильность избранного пути. Но следует помнить, что такой  подход предполагает тесное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Внеклассная работа по  предмету складывается из разнообразных видов деятельности. Назову самые интересные интерактивные формы, которые  стали ежегодными. Почти половина всех внеурочных дел ­ это участие в районных и городских мероприятиях. Система  внеклассной работы по предмету прослеживается с 5 по 11 классы и представляет собой комплекс ставшего  традиционным "Колеса истории" и набора тематических проектов. Традиционным в школе стал интегрированный с  информатикой проект ­ краеведческая конференция. Защита (презентация) проходит в виде научной конференции (работа  на демонстрационном экране, слайдовый режим, защита проекта, оппонирование). По итогам осуществляется выпуск внутришкольного сборника лучшие работы которого участвуют в соответствующих  секциях Донской Академии Наук Юных Исследователей. Мы вместе учимся , вместе добиваемся побед, бывает ссоримся, но всегда делаем что­то интересное и полезное! Мои  ученики со временем учатся осуществлять самостоятельно любой проект. Но, что показательно, им этого мало! Они  стремятся своими знаниями, умениями, навыками поделиться с младшими, они соратники в организации и проведении  различных праздников, спор­клубов, викторин. � p> Важную роль в воспитательной работе играют традиционные, в основном ежегодные, социально­значимые  проекты (урочные и внеурочные), в ходе выполнения которых формируются самые значительные личностные  нравственные характеристики:          "Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:"; "Молодежь за здоровый образ жизни!"; "Молодежь и выборы"; "У роковой черты" (проблемы экология родного края); "Нации и межнациональные отношения на Дону"; "Программа борьбы с негативными девиантными нормами поведения"; "Терроризм ­ чума XXI века"; "Защитники в моей семье" "Книга Почета нашего края".Оценивая деятельность учеников в этом направлении, пришла к выводу, что:    это возможность реального участия в решении жизненно­важных проблем своего класса, дома, двора, района,  города. это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне  необходимые сегодня. социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой выбора и  ответственность за него. Важным элементом учебной и внеклассной работы по предмету, а также и воспитательной деятельности являются  проекты реализации регионального содержания образования (приложение 2), которые активно влияют на формирование национального самосознания, духа патриотизма и любви к малой родине. Интересной оказалась и такая форма деятельности, как проект по созданию электронной газеты по предмету. В работе над ней в наибольшей степени проявляются творческие способности учеников, а поскольку она существует в электронном  виде, оказываются задействованы и механизмы межпредметной интеграции, развиваются информационные,  дизайнерские, речевые навыки. Во внеурочную деятельность благодаря групповой организации работы и МП оказываются таким образом вовлечены почти все учащиеся классов, где преподаю. Таким образом кроме учебных целей достигается и глубокий воспитательный  эффект: в результате совместной деятельности дети учатся сотрудничеству, уважению к другому мнению. Это и есть тот  неоценимый в жизни опыт взаимодействия в разновозрастных коллективах, вырабатывается чувство ответственности,  толерантности. В качестве примера хочу привести сценарий одного из наших праздников . Каждый из этих уроков и мероприятий могут  быть проведены и были проведены в реальных условиях обычной средней школы. Они показывают высокую степень  заинтересованности и активности учащихся, которые приобрели новые знания, а главное умения, расширили свой  кругозор. Такой подход нацелен на развитие творческих способностей личности учащихся, а также способствуют  развитию коммуникативных навыков ­ дружбе и сплоченности ребят, ответственности каждого за себя и свою команду, а  это ­ очень много!