Совершенно очевидно, что изучение истории - важнейший компонент школьного образования, база для всего гуманитарного и гуманистического образования, основа для формирования самосознания человека. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Историческое образование - средство приобщения молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям, идеалам гуманизма и демократии. Историческое образование - неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности. Историческое образование способствует формированию собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений , полезных в социальном общении и гражданском поведении .
Наиболее общей целью исторического образования учащихся школ является приобщение к национальным и мировым культурным традициям , овладение ими языком культуры , развитие личности учащегося на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы , воспитание гражданина и патриота России, ценностно - ориентированной личности, обладающей нравственными качествами , способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, человек с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Реализация деятельностного подхода в обучении истории и
обществознания
Совершенно очевидно, что изучение истории важнейший компонент школьного образования, база для всего
гуманитарного и гуманистического образования, основа для формирования самосознания человека. Историческое
образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная
преемственность, связь времен и поколений. Историческое образование средство приобщения молодежи к достижениям
отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям, идеалам гуманизма и демократии. Историческое
образование неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности. Историческое образование
способствует формированию собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений , полезных в социальном
общении и гражданском поведении .
Наиболее общей целью исторического образования учащихся школ является приобщение к национальным и мировым
культурным традициям , овладение ими языком культуры , развитие личности учащегося на основе знания прошлого и
умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования
обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы , воспитание гражданина и патриота России,
ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами , способной к самореализации в условиях
современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, человек с помощью исторических знаний человек
должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Задачами исторического образования являются, таким образом:
обеспечение учащихся историческими знаниями об опыте человечества (создание условий для овладения ими
определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения
ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их
взаимосвязи).
на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов
воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего, в первую очередь, и других
народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру.
развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в
важнейших достижениях мировой и национальной культуры.
На данном этапе развивающий потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения и
запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному анализу процессов, протекающих в различных странах. Вполне
понятно, что первостепенной значение принадлежит развитию навыков поиска информации, работы с ее различными
типами, объяснению и оценке фактов, явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к фактам,
событиям, личностям. Таким образом критерий качества исторического образования в школе связан не с усвоением все
большего количества информации или способами воспроизведения изученного материала, а с овладением навыками
анализа , объяснения , оценки, реконструкции образов.
Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию логики развития общественных процессов,
специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностномотивационных социальных систем. Тем
самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознанию им себя
частью сложившейся в России гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается
возможность адекватного реальности восприятия учащимися окружающей действительности, осмысленного определения
собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни. Приоритетным можно считать развитие
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата). В связи с этим большую значимость приобретает информационно коммуникативная
деятельность учащихся. в ее рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации в источниках различного
типа, отделения основной информации от второстепенной, критической оценки достоверности ее источников, передачи их
содержания адекватно поставленной цели, перевода информации из одной знаковой системы в другую. Учащиеся должны
уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своих суждений,
иллюстрировать их самостоятельно подобранными конкретными примерами, владеть основными видами публичных
выступлений, следовательно этическими нормами и правилами ведения диалога.
Замечательные задачи, своевременные требования:.но как реализовать их в жизни, если любая проверка отслеживает "
количество полученных знаний"? думаю, что данная проблема стоит перед многими учителями (особенно в связи с ЕГЭ)
развивать или натаскивать? Мне кажется, что выходом здесь может именно личностно деятельностый подход!Древняя китайская поговорка гласит: "Скажи мне я забуду, покажи я запомню, разреши мне принять участие я
пойму", а я бы добавила никогда не забуду! Поэтому в своей деятельности я делаю акцент на активных формах
обучения, где приоритет отдан не получению знаний, а участию в работе, включению ученика в осмысление материала,
происходящего, включению его в групповую или коллективную работу. Несколько лет назад мне посчастливилось
побывать на курсах, которые проводил Международный Фонд "Образование для демократии", по проблеме активных
методов образования. Именно там я вдруг отчетливо увидела,чего не хватает личностно ориентированному образованию
именно активной деятельности детей! Не знаю почему у меня возникла мысль: "мы как декабристы для народа, но без
народа": А народу, т.е. ученикам все равно, лишь бы оценка была. И я решила попробовать осуществить этот самый
деятельносный подход через систему АМО.
Школа, где я работаю, самая средняя, обычная рабочая школа со своими проблемами, своими достижениями (зачастую
понятными только на уровне школы, так как проверки проверяют к сожалению, далеко не с точки зрения деятельностного
подхода, не говоря уж об учете особенностей контингента учащихся), самыми обычными учащимися:и, естественно, что
возникает много проблем в связи с внедрением деятельностного подхода. Но могу сказать одно, самая главная проблема
это мы сами, наш опыт, наши привычки! Для того чтобы реализовать новый подход, надо в корне изменить свое
собственной отношение к работе, нужно быть готовым, в первую очередь, психологически. Но зато сколько радости когда
я вижу, как мои дети тянутся к моим предметам, а двери моего кабинета не закрываются! И пусть наши победы не
понятны многим посторонним, но я точно знаю, что это результат в сравнении со "стартом".
Каждый учебный год в каждом классе я начинаю тестом по схеме Д.Колбу, благодаря которому определяю
предпочтительные способы познания у моих учащихся . Таким образом я имею картину класса в целом и каждого ребенка
в отдельности, я заранее знаю, у кого какой вид деятельности вызовет затруднение, раздражение, а какой будет
успешным. (Но я также знаю, что если чего то боишься , чего то не умеешь, то это нужно делать непременно через
время обязательно увидишь результаты!) и, соответственно, учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы
проходила через все (4) цикла. обязательно учитывается следующее:
Предпочтительный способ
Лучше
Хуже
познания
Конкретный Опыт
Рефлексивное Наблюдение
Абстрактная
Концептуализация
использование жизненного опыта
на конкретных примерах
концентрация на "коллегах"
обмен наблюдениями и опытом в
дискуссиях
применение на практике
приобретенных знаний
внимательное наблюдение
лекции
отчеты о наблюдениях
подведение итогов, выводов
точные инструкции
упор на теорию и
систематический анализ
концентрация на предметах и
символах
лекции, анализ конкретных
случаев
занятия в группе и дискуссии,
т.е. самостоятельный анализ
понимание теоретических основ
абстрагирование
невысокий темп
практические работы, работы в
группах
публичные выступления
отсутствие точных инструкций
соотношение теории и практики
привлечение личного опыта,
личных чувств
структурирование работы
"открытие " знаний"Активное
Экспериментирование
если учитель авторитет
практические занятия (игры,
исполнение ролей)
проекты, дискуссии в небольших
группах
творчество
взаимодействие с людьми
высказывание своей позиции
эксперименты
самостоятельная домашняя
работа
теоретические вопросы
связь теории с проводимыми
практическими занятиями
оформление работ
лекции
Опыт работы показал: если система преподавания изначально строится на основании учета этой диагностики, то
результаты обученности, качество знаний, но главное, мотивация учения и психологическая комфортность выше, чем при
традиционном подходе к преподаванию.
Самостоятельная творческая деятельность по осуществлению значимого дела не только стимулирует качественный
уровень усвоения учебного материала, но и обладает огромным мотивационным потенциалом.
Мотивированность на учебу в связи с применением описываемой технологии выросла, а устойчивый рост высоких
показателей познавательных мотивов учения доказывает правильность избранного пути. Но следует помнить, что такой
подход предполагает тесное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Внеклассная работа по
предмету складывается из разнообразных видов деятельности. Назову самые интересные интерактивные формы, которые
стали ежегодными. Почти половина всех внеурочных дел это участие в районных и городских мероприятиях. Система
внеклассной работы по предмету прослеживается с 5 по 11 классы и представляет собой комплекс ставшего
традиционным "Колеса истории" и набора тематических проектов. Традиционным в школе стал интегрированный с
информатикой проект краеведческая конференция. Защита (презентация) проходит в виде научной конференции (работа
на демонстрационном экране, слайдовый режим, защита проекта, оппонирование).
По итогам осуществляется выпуск внутришкольного сборника лучшие работы которого участвуют в соответствующих
секциях Донской Академии Наук Юных Исследователей.
Мы вместе учимся , вместе добиваемся побед, бывает ссоримся, но всегда делаем чтото интересное и полезное! Мои
ученики со временем учатся осуществлять самостоятельно любой проект. Но, что показательно, им этого мало! Они
стремятся своими знаниями, умениями, навыками поделиться с младшими, они соратники в организации и проведении
различных праздников, спорклубов, викторин. � p>
Важную роль в воспитательной работе играют традиционные, в основном ежегодные, социальнозначимые
проекты (урочные и внеурочные), в ходе выполнения которых формируются самые значительные личностные
нравственные характеристики:
"Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:";
"Молодежь за здоровый образ жизни!";
"Молодежь и выборы";
"У роковой черты" (проблемы экология родного края);
"Нации и межнациональные отношения на Дону";
"Программа борьбы с негативными девиантными нормами поведения";
"Терроризм чума XXI века";
"Защитники в моей семье"
"Книга Почета нашего края".Оценивая деятельность учеников в этом направлении, пришла к выводу, что:
это возможность реального участия в решении жизненноважных проблем своего класса, дома, двора, района,
города.
это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне
необходимые сегодня.
социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой выбора и
ответственность за него.
Важным элементом учебной и внеклассной работы по предмету, а также и воспитательной деятельности являются
проекты реализации регионального содержания образования (приложение 2), которые активно влияют на формирование
национального самосознания, духа патриотизма и любви к малой родине.
Интересной оказалась и такая форма деятельности, как проект по созданию электронной газеты по предмету. В работе над
ней в наибольшей степени проявляются творческие способности учеников, а поскольку она существует в электронном
виде, оказываются задействованы и механизмы межпредметной интеграции, развиваются информационные,
дизайнерские, речевые навыки.
Во внеурочную деятельность благодаря групповой организации работы и МП оказываются таким образом вовлечены почти
все учащиеся классов, где преподаю. Таким образом кроме учебных целей достигается и глубокий воспитательный
эффект: в результате совместной деятельности дети учатся сотрудничеству, уважению к другому мнению. Это и есть тот
неоценимый в жизни опыт взаимодействия в разновозрастных коллективах, вырабатывается чувство ответственности,
толерантности.
В качестве примера хочу привести сценарий одного из наших праздников . Каждый из этих уроков и мероприятий могут
быть проведены и были проведены в реальных условиях обычной средней школы. Они показывают высокую степень
заинтересованности и активности учащихся, которые приобрели новые знания, а главное умения, расширили свой
кругозор. Такой подход нацелен на развитие творческих способностей личности учащихся, а также способствуют
развитию коммуникативных навыков дружбе и сплоченности ребят, ответственности каждого за себя и свою команду, а
это очень много!