«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Оценка 4.7

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
08.10.2018
«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Выступление на тему: «Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области» за 2016 год., конкретное описание определенной школы, а именно Муниципального автономного общеобразовательного учреждения " Гимназии" "Российская школа". Здесь рассказывается о том как работает инклюзия на базе данной школы.
Итоговая работа.docx
«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области» В   настоящее   время   в   России,   в   силу   целого   ряда   причин,   намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является   нарушение   или   задержка   в   развитии.   По   данным   всемирной организации   здравоохранения   (ВОЗ)   практически   в   каждой   пятой   семье рождается   ребенок   с   физическими   или   умственными   недостатками   в развитии. Как правило, все психические процессы у данной категории детей, развиваются аномально.  Соответственно, это приводит к увеличению числа детей–инвалидов   и   детей   с   ограниченными возможностями здоровья.   В условиях   модернизации   российского   образования   особую   актуальность приобретает   проблема   создания   оптимальных   условий   для   развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Какие возможности образования есть у детей с ОВЗ? Право учащихся с ОВЗ и их родителей, выбирать форму образования, определяется статьей 79 Закона, а   именно: Образование   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья   может   быть   организовано   как   совместно   с   другими обучающимися, так   и   в   отдельных   классах,   группах   или   в   отдельных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. По закону, только родитель (законный представитель) вправе решать, куда ему отдавать своего ребёнка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты. В   наших   школах   учится   много   детей   с   нарушением   здоровья.   Но статус«обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку, который не может обучаться   без   создания   специальных   образовательных   условий, удовлетворяющих его особые потребности. Для установления статуса ребёнку необходимо   пройти   обследование   на   территориальной   психолого­медико­ педагогической комиссии. Инициатором   прохождения   ребёнком   обследования   могут   быть   родители   организаций, (законные   представители), образовательные   организаций, осуществляющие социальное обслуживание, медицинские организации, другие организаций   с   письменного   согласия   родителей   (законных   представителей) детей.   По   результатам   обследования,   комиссия   выдаёт   заключение. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный   характер. Представленное   родителями   (законными представителями)   детей   заключение   комиссии   является   основанием   для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими   государственное   управление   в   сфере   образования,   и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,   иными   органами   и   образовательными   организациями, организациями   в   соответствии   с   их   компетенцией   рекомендованных   в заключении условий для обучения и воспитания детей. Специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья –   условия   обучения,   воспитания   и   развития   обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических   материалов,   специальных   технических   средств   обучения коллективного   и   индивидуального   пользования,   предоставление   услуг   оказывающего   обучающимся   необходимую ассистента   (помощника), техническую   помощь,   проведение   групповых   и   индивидуальных коррекционных   занятий,   обеспечение   доступа   в   здания   организаций, осуществляющих   образовательную   деятельность,   и   другие   условия,   без которых   невозможно   или   затруднено   освоение   образовательных   программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная   основная   образовательная   программа   начального   общего образования   обучающихся   ­   это   основная   образовательная   программа, которая   учитывает   особенности   их   психофизического   развития, индивидуальные   возможности,   особые   образовательные   потребности, обеспечивает комплексную коррекцию, компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП   НОО   обучающихся   с   ОВЗ   разрабатываются   на   основе   настоящего Стандарта   с   учетом   особенностей   их   психофизического   развития, индивидуальных   возможностей   и   обеспечивают   коррекцию   нарушений развития и их социальную адаптацию. Из­за неоднородности состава учащихся разработаны варианты для каждой категории детей с ОВЗ, которые обеспечивают охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям. Вариант Программы определяется на основе рекомендаций ТПМПК по результатам комплексного   психолого­медико­педагогического   обследования   (при инвалидности   –   с   учетом   ИПР)   и   мнения   родителей   (законных представителей). Первый   вариант  стандарта   (цензовый   уровень).  Ребенок   получает   цензовое образование,  сопоставляемое   по   уровню   его   академического   компонента   с образованием   здоровых   сверстников,   находясь   в   их   среде   и   в   те   же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны   быть   специально   организованны   в   соответствии   с особенностями ограничений   его   здоровья. систематическая специальная психолого­педагогическая поддержка.   Обязательное   условие   ­ Второй   вариант специального   стандарта   (цензовый   уровень). Образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные в   среде   сроки   сходными ограничениями здоровья. Организация специального обучения и воспитания необходимо для сверстников со     реализации   как   общих,   так   и   особых   образовательных   потребностей. Необходимо   усиление   внимания   к   формированию   полноценной   жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях. Третий вариант специального стандарта не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок   находится   в   среде   сверстников   с ограниченными   возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами   данной   категории   детей   и   особенностями   развития   конкретного ребенка. Четвертый   вариант специального   стандарта (индивидуально   определяемый уровень   итогового   результата   школьного   образования).  Ребенок   получает образование,   его индивидуальными   возможностями.   При   значительном   ограждении   и   уровень   которого   определяется,   прежде   всего, утилитарности   содержания   «академического»   компонента   образования требуется   максимальное   углубление   в   область   развития   жизненной компетенции. Категория детей с ОВЗ имеют следующие варианты Стандарта: Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС 1. Глухие дети 1.1 1.2 1.3 1.4 2. Слабослышащие и позднооглохшие дети 2.1 2.2 2.3 ­ 3. Слепые дети 3.1 3.2 3.3 3.4 4. Слабовидящие 4.1 4.2 4.3 ­ 5. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) 5.1 5.2 5.3 ­ 6. Дети с двигательными нарушениями (НОДА) 6.1 6.2 6.3 6.4 7. Дети с ЗПР 7.1 7.2 ­ ­ 8. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1 8.2 8.3 8.4 Требования к структуре АООП НОО АООП   НОО   определяет   содержание   и   организацию   образовательной деятельности   на   уровне   НОО,   для   обучающихся   с   ОВЗ,   имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее —   ИПР)   инвалида   в   части   создания   специальных   условий   получения образования. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в   соответствии   со   Стандартом   и   с   учетом   примерной   АООП   НОО   и утверждается организацией. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов,   в   том   числе   индивидуальных,   которые   обеспечивают   освоение образовательной   программы   на   основе   индивидуализации   ее   содержания   с учетом   особенностей   и   образовательных   потребностей   конкретного обучающегося. АООП   НОО   включает   обязательную   часть   и   часть,   формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение   частей   определяется   дифференцированно   в   зависимости   от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%, АООП   НОО   реализуется   через   организацию   урочной   и   внеурочной деятельности. АООП   НОО   должна   содержать   три   раздела:   целевой,   содержательный   и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты   реализации   АООП   НОО,   а   также   способы   определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ   и   включает   следующие   программы,   ориентированные   на   достижение личностных, предметных и метапредметных  результатов (в зависимости  от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов) в соответствии с приложениями №№ 1­8 к настоящему Стандарту: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости   от   варианта   АООП   НОО   –   базовых   учебных   действий   в соответствии   с   приложениями   №№   1­8   к   настоящему   Стандарту   при получении НОО; программы   отдельных   учебных   предметов,   курсов   коррекционно­ развивающей области и курсов внеурочной деятельности; программу духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями № № 1­8 к настоящему Стандарту); программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа   жизни;   программу   коррекционной   работы;   программу   внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный   раздел   включает:   учебный   план   НОО,   включающий предметные и коррекционно­развивающую области, направления внеурочной деятельности;   систему   специальных   условий   реализации   АООП   НОО   в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. Структура   и   содержание   планируемых   результатов   освоения   АООП   НОО должны   отражать   требования   Стандарта,   передавать   специфику образовательной   деятельности   (в   частности,   специфику   целей   изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно­развивающей области), соответствовать   возрастным   возможностям   и   особым   образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. Стандарт   предусматривает   возможность   гибкой   смены   образовательного маршрута,   программ   и   условий   получения   НОО   обучающимися   с   ОВЗ   на основе   комплексной   оценки   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ТПМПК и мнения родителей (законных представителей). Какие обязанности будут у педагогов в отношении учащихся с ОВЗ? Статья 48 часть 1, пункт 6 закрепляет новые обязанности педагогов в отношении учащихся   с   ОВЗ. Эта   статья   убедительно   доказывает,   что   именно   педагог обязан учесть состояние здоровья ученика, создать необходимые условия на уроке,   привлечь   дополнительных   специалистов   к   организации   поддержки ученика   в   школе.   Принцип   профессионального   взаимодействия   –   один   из главных принципов инклюзивного образования. Дата   применения   стандарта:   Стандарт   применяется   к   правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16г. для обучения по адаптированным программам, будет осуществляется по ним до завершения обучения. Какая   школа   может   называться   инклюзивной?   Прежде   всего,   школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для   любого   ребенка.   Инклюзия   в   образовании   важна   не   сама   по   себе,   а постольку,   поскольку   посредством   включения   в   образование   человек получает доступ в общество. Идея инклюзивной школы лежит в построении новой культуры, культуры включающего общества. А изменение, наращивание культуры требует времени. МАОУ «Гимназия  «Российская  школа»  осуществляет  свою  деятельность   с 1992 года. Со дня основания в гимназии ежегодно обучаются от 35 до 45 детей, имеющих проблемы со здоровьем, в том числе дети – инвалиды, что составляет примерно 8 % от общего количества обучающихся. За годы работы гимназию   окончило   около   100   выпускников   с   ОВЗ.   Из   них   2   человека получили   серебряные   медали,   один   человек   призер   МКО,   21   человек   – стипендиаты Губернатора Московской области. Качество знаний детей с ОВЗ, составляет   в   среднем   66%.   55   учеников   получили   и   получают   высшее образование, 16 средне – специальное образование, 8 человек создали семью и растят   здоровых   детей,   7   человек   не   работают   (по   состоянию   здоровья). Выпускники   с  ОВЗ  получают   разные  специальности   и работают   юристами, экономистами,   бухгалтерами,   учителями   логопедами,   дефектологами, программистами,   библиотекарями   и   медицинскими   работниками   и   т.д., полностью социализированы в обществе.     Анализ качества знаний детей с ОВЗ показал, что, не смотря на состояние здоровья ( в 2016­2017 уч.г. в гимназии обучается 43 ребёнка с ОВЗ, среди них   21   с   диагнозом   ДЦП,   2­слабослышащих,   1­слабовидящий,   19   с хроническими   соматическими   заболеваниями),   качество   успеваемости учащихся   составляет   более   65   %,   дети   охотно   участвуют   в   олимпиадах школьного   и   муниципального   уровня,   в   спортивных   соревнованиях,   пара олимпийских   играх   областного   значения   (легкая   атлетика,   плавание), участвуют в творческих конкурсах, успешно сдают экзамены, как в щадящей форме (ОГЭ), так и на общих основаниях (ЕГЭ).     Учащиеся   с   ОВЗ   (в   том   числе   инвалиды)   имеют   право   выбора   формы обучения:   индивидуально   на   дому,   дистанционно.   На   основе   справок   о надомном   обучении   и   инвалидности,   распределяется   учебная   нагрузка учителям, работающим с данной категорией, составляется индивидуальный учебный   план   и   расписание   на   каждого   ребенка   с   учетом   особенностей умственного и физического развития ребенка, а также с учетом категории заболевания.   Выполняя учебный план по общеобразовательным предметам, гимназия   предлагает   детям   с   ОВЗ   реализовать   себя   в   предметах эстетического   курса   в   рамках   интеграции   общего   и   дополнительного образования, именно по этим предметам дети достигли 100% успеваемости, им   нравится   заниматься   батиком,   росписью   по   стеклу,   хоровым   пением, фольклором   (в   рамках   внеурочной   деятельности),   на   этих   уроках раскрывается полностью их творческий потенциал.    В режиме дня у многих детей с ОВЗ осуществляется занятия с психологами, логопедом,   дефектологом,   организованной   психологической   службой   МБУ ДО "Орбита".    С 2010 года АОУ гимназия «Российская школа», является базовой пилотной школой в региональном проекте «Дистанционное обучение детей­ инвалидов». На сегодняшний день в проекте участвуют 22 ребенка –инвалида и 2 с ОВЗ. Все участники  проекта  имею дома  специализированное  оборудованное  для проведения   урока,   на   территории   школы   создан   дистанционный   кабинет, организовано 21 рабочее место для учителей, участвующих в проекте.      В   2014   –   2015   учебном   году   гимназия   «Российская   школа»   получила специализированное   оборудование   для   создания   без   барьерной образовательной среды для детей с ОВЗ в рамках государственной программы «Доступная   среда».   Был   установлен   пандус   с   перилами   с   двух   сторон, тактильные   указатели,   цветовые   полосы   по   маршрутам   передвижения, специально   оборудован   туалетная   комната   для   лиц   с   ОВЗ.   Имеется универсальное устройство ­ самоходный гусеничный подъемник, установлена специальная оргтехника (манипуляторы и клавиатура для детей с нарушенной моторикой   рук,   принтер   Брайля,   система   голосового   оповещения,   для незрячих и слабовидящих детей, специализированные рабочие места для детей с ОВЗ). Внутри школьный контроль позволяет отслеживать успеваемость данной категории   учащихся,   вести   мониторинг   по   четвертям,   проводить   анализ успеваемости.   Тесная   связь   с   родителями,   консультация   с   психологами, слаженная работа с классными руководителями и учителями­ предметниками, дает результаты хорошей работы с детьми ОВЗ. 18% Дцп Поражение ЦНС 5% 5% 43% Тугоухость Зрение Прочие 29% Список литературы 1. Клещевникова В.И. Нормативно – правовое обеспечение работы  коррекционных и оздоровительных групп ДОУ.­ //Справочник руководителя  ДОУ, 2009, №5, с.37.  2. Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом  законе об образовании.­ //Справочник руководителя ОУ, 2013, №10, с.38.  3. Кучмаева О.В. Нормативная база инклюзивного образования: опыт  Москвы.­ //Народное образование, 2013, №7, с.32

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2018