Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
26.02.2018
Выступление на педагогическом совете 2015 год инструктор по физическому воспитанию.
МБОУ "Скалистская СОШ" филиал «Скалистский детский сад»
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС
Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС статья для выступления.Полеза воспитателям,инструкторам по физической культуре, учителям начальных классов.Выступление на педагогическом совете 2015 год инструктор по физическому воспитанию.
Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС статья для выступления. Полеза воспитателям,инструкторам по физической культуре, учителям начальных классов.
физическая культура педсовет 2015.docx
Выступление на педагогическом совете 2015 Ерёмкина И.А.
инструктор по физическому воспитанию.
МКДОУ «Скалистский детский сад»
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в
соответствии с ФГОС
Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая
тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с
целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития
таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства
уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные
государственные образовательные стандарты.
Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении образовательной
работы с детьми – это «Физическое развитие».
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель,
ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник
образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС
впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по
«Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и
«Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по
ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь
двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в
следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы
организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также
с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек) .
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов,
которым должна
соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных
компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип
работы ДОУ.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как
средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных
областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на
достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья
через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к
своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура»
интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей
задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь
взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к
здоровью человека как единству его физического, психологического и социального
благополучия.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным
исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь
помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на
индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность
получения необходимых знаний и навыков.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто
проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый
интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично
объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего
мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка
представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой
для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей,
активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой
деятельности.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей
(«Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех
участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для
обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования
навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития
детей.
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда
специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости,
координации) ; – накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели
формирования культуры здоровья детей через решение
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурногигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны
обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью,
т. е. вести здоровый образ жизни.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога
имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В
ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе
проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность
рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил
здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного
отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно
пространственной среде по всем образовательным областям…
Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при
организации предметноразвивающей среды по «Физическому развитию».
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые
ориентиры
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих
индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего
качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социальнонормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж. как и в Стандарте,
целевые ориентиры даются для детей:
раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,
старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) . Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые
тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды
движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с
простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются
общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных
программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти
требования.
Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только
для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому
развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную
траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить
динамику развития.
Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие»
нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими
областями Стандарта.
Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических
качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного,
нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом
воспитании ребенка попрежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их
умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к
выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к
занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.