Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
13.06.2019
Представленный материал раскрывает особенности реализации технологий деятельностного типа в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов) МБ НОУ "Гимназия №62" г. Новокузнецка.В данном материале раскрываются новизна, актуальность, цель и задачи программы, описываются основные методы организации учебно-воспитательного процесса. Основной акцент делается на использование технологий деятельностного типа при реализации программы: проектной деятельности, исследовательской деятельности, ИКТ технологий, виртуальной экскурсии.
ВЫСТУПЛЕНИЕ.doc
Реализация технологий деятельностного типа
в рамках рабочей программы внеурочной деятельности
по духовнонравственному направлению
«Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
В процессе воспитания ребенка одно из главных мест занимает воспитание
патриотизма. Очень важно научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей
семье, своей Родине. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с
детства, к тому, что ему знакомо и понятно – с любви к его малой родине. А малая родина
– это часть большой Родины. Только научившись любить свой город, микрорайон, улицу,
можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Именно поэтому в нашей образовательной организации была разработана и
реализуется в сегодняшней педагогической практике рабочая программа внеурочной
деятельности по духовнонравственному направлению «Новокузнечик» (для 14 классов).
Актуальность программы определена тем, что одной из приоритетных целей
духовнонравственного воспитания младших школьников является
воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание истинного гражданина России невозможно без знания истории и культуры
своего народа, края, Родины.
Новизна заключена в том, что программа включает в себя знакомство с историей
города, культурным обликом Новокузнецка, пробуждает интерес к его потенциальным
возможностям, раскрывает тайны природы родного края, формирует гражданскую
позицию учащихся.
Цель программы: приобщение учащихся к истории и культуре города
Новокузнецка, природе родного края; создание условий для формирования личности
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы: развивать познавательный интерес к истории и культуре города
Новокузнецка, природе родного края; формировать гражданскую позицию учащихся;
воспитывать чувство патриотизма, толерантность; развивать деловые качества, такие как
самостоятельность, ответственность, активность.
Весь материал программы разбит на тематические циклы: "Наша школа", "Наш
город", "Природа и мы", "Наш край". Отбор материала по циклам произведён с учётом
возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Прослеживается преемственность в темах, их усложнение от года к году.
Основные методы организации учебновоспитательного процесса: эвристический,
исследовательский, объяснительноиллюстративный, проблемный, проектный.
Программа предусматривает использование активных форм обучения: занятие
путешествие, занятиеэкскурсия, занятиеисследование, археологическое расследование,
занятиевикторина, занятиепроект.
Освоение учащимися программы
внеурочной деятельности «Новокузнечик»
направлено на достижение комплекса планируемых образовательных результатов в
соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа обеспечивает достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение планируемых результатов, определённых данной программой, а также
реализация поставленных целей и задач, способствующих всестороннему раскрытию
интеллектуального и личностного потенциала учащихся, осуществляется через
использование технологий деятельностного типа, а именно: технологии проектной
деятельности,
технологии
исследовательской деятельности, технологии личностноориентированного обучения И.С.
Якиманской и др.
ИКТтехнологии,
сотрудничества,
технологии
Продуктивное использование технологий деятельностного типа качественно
изменяет характер обучения, взаимоотношения между участниками процесса.
Инновационные приёмы способствуют активизации рефлексии и саморазвитию.
Использование данных технологий способствует повышению интенсивности процесса
обучения. Он сопровождается постоянно усложняющимися действиями детей. Через них
учащиеся усваивают дисциплину, совершенствуют индивидуальные качества. Такое
обучение весьма продуктивно, так как позволяет в большей мере учитывать
индивидуальные особенности детей, их приоритеты и интересы.
Широкое применение в рамках реализации программы внеурочной деятельности
«Новокузнечик» получило использование технологии проектной деятельности, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному
вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых
самостоятельно, выявляет склонности, способности, развивает познавательную
активность учащихся.
В рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовнонравственному
направлению «Новокузнечик» были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя
малая Родина – Новокузнецк», «Школа – территория красоты», «Красная книга
Кемеровской области», «Памятник «Побег из ада».
Информационный разновозрастный групповой проект «Моя малая Родина –
Новокузнецк»
Участники проекта: учащиеся 12 классов, учителя параллели 1 и 2 классов
Продолжительность проекта: октябрь декабрь (краткосрочный)
Краткое содержание проекта: проект «Моя малая Родина – Новокузнецк»
предполагает разновозрастное сотрудничество учащихся 12 классов. Ученики под
руководством учителя организуют анкетирование, по результатам которого строится план
работы над проектом: выбираются объекты нашего города, проводятся экскурсии,
осуществляется сбор текстового, иллюстративного, занимательного материала,
организуется взаимообмен информацией между учащимися. В результате работы над
проектом школьники имеют возможность приобщиться к истории и культуре родного
города, местным достопримечательностям, получают опыт коллективной работы,
взаимодействия в разновозрастных группах.
Цель проекта: приобщение школьников к истории и культуре родного города,
местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю,
через проектную деятельность разновозрастных групп.
Задачи проекта: создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном
облике родного края;
осуществлять ознакомление школьников с историческим, культурным, географическим,
природноэкологическим своеобразием родного города;
развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным
ценностям, природе;
развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно
мыслить, фантазировать;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоциональноценностное отношение к
краю.
Проект предполагает:
Проведение ряда экскурсий по городу с учениками 1 и 2 классов.
Проведение занятий внеурочной деятельности по курсу «Новокузнечик» у учащихся 2
классов, где главной задачей будет работа с текстовым материалом о
достопримечательностях родного города (библиотеки Новокузнецка, Кузнецкая
крепость, драматический театр и цирк).
Знакомство с библиотекой им. Гоголя.
Проведение библиотечных уроков по поиску и отбору нужного материала в
библиотеке.
Работу со справочной литературой в библиотеке.
Фотографирование отдельных изучаемых объектов города.
Создание стенгазет (по группам) о наиболее понравившихся объектах города.
Оформление вернисажа на тему «Моя малая родина».
Создание и проведение викторин с использованием кроссвордов, презентаций и
других занимательных материалов о городе Новокузнецке.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Составление второклассниками под руководством учителя анкеты для первоклассников;
проведение анкетирования; обработка результатов анкет; составление плана работы.
2. Основной этап.
Организация деления на группы согласно результатам анкетирования
(достопримечательности, культурные учреждения, заводы и фабрики, музеи).
Распределение ролей при групповой работе.
1 класс. Знакомство с родным городом; экскурсии по городу.
Фотографирование достопримечательностей города Новокузнецка во время проведения
экскурсии.
Оформление вернисажа (рисунки на тему «Моя малая Родина»)
Оформление стенгазет по группам.
2 класс.
Проведение занятий внеурочной деятельности по курсу «Новокузнечик» по
организации работы с текстовым материалом о достопримечательностях родного города
(библиотеки Новокузнецка, Кузнецкая крепость, драматический театр и цирк).
Посещение библиотек для сбора информации (библиотека им. Н.В.Гоголя и библиотека
«Эврика»).
Под руководством учителя выход в Интернет для сбора информации о городе. Деление собранной информации по заданным критериям (объем, значимость, доступность,
интерес).
Презентация второклассниками подготовленного ими текстового материала. Подбор
учащимися 1 класса подходящих иллюстраций (рисунки, фотографии).
Составление и сбор занимательного материала для викторины.
3. Заключительный этап.
Второклассники проводят викторину у ребят 1 классов. Первоклассники презентуют
получившиеся стенгазеты.
4. Рефлексия.
Подведение итогов проекта. Награждение учащихся по результатам викторины и
проделанной работы.
По итогам реализованного проекта были сделаны следующие выводы: дети,
участвующие в проекте, отметили, что очень заинтересовались историей своего родного
города. Много нового узнали в ходе подготовки и реализации проекта. Научились
выбирать нужную информацию из потока, но отметили, что очень сложно искать эту
нужную информацию в книгах и в интернете.
При проведении заключительной викторины второклассники отметили, что ученики 1 ых
классов более активно, чем в октябре отвечали на вопросы о родном городе, не
испытывали трудностей в назывании достопримечательностей родного города, заводов,
работающих на территории Новокузнецка. С лёгкостью разгадывали ребусы и кроссворд
об улицах и памятниках нашего города.
Хочется отметить, что ценным в проектной деятельности является не столько
результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям
проектирования: видеть проблему, ставить цель, уметь организовать и распланировать
свою деятельность, уметь анализировать, быть критичным, проявлять креативность,
проводить самоанализ и рефлексию, уметь принимать решения, уметь распоряжаться
временем (стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и
графиком работы). Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
В последнее время во внеурочной деятельности становится популярной технология
исследовательской деятельности, целью которой является стимулирование развития
интеллектуальнотворческого потенциала учащихся через развитие и совершенствование
исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий,
описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем выводы и фиксируем
результаты. Любая исследовательская работа должна быть представлена и защищена. А
это уже опыт первого публичного выступления. Кроме того, исследовательская
деятельность приучает детей работать с книгой, журналом, газетой. Дети идут в
школьную, городскую библиотеку, а в наше время это очень ценно.
Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной
деятельности является научноисследовательская работа. Учащиеся нашей гимназии с
большим интересом изучают родной город, который в 2018 году отпраздновал свой 400
летний юбилей. Это повод для гордости – у города есть история, наполненная важными
событиями и успехами. Это историческое событие вдохновило ребят на создание научно
исследовательских работ: «Загадка моей улицы – история из прошлого города
Новокузнецка», «Балет в истории Новокузнецка», «Поэтический путеводитель по городу
Новокузнецку». Научноисследовательская работа «Загадка моей улицы – история из прошлого
города Новокузнецка»
Работу выполнил: ученик 3В класса Бечиков Вячеслав
Обоснование выбора темы: Новокузнецк – исторический город с уникальной,
исключительной историей, которая пронизывает каждую площадь, каждую улицу и
каждый дом. Вячеслав пишет, что третий год ходит по одной и той же дороге, а однажды
подумал, что эта дорога может являться «путешествием в историю нашего города». Ему
захотелось узнать, почему улицы, по которым он ходит, так называются. Как давно они
появились? Какие памятники архитектуры и истории города на них расположены?
Цель работы: выяснить историю происхождения названия улицы Орджоникидзе и
узнать, какие памятники архитектуры и культуры города на ней расположены.
Задачи: изучить литературу с целью получения информации о способах образования
названий улиц и узнать историю названия улицы Орджоникидзе; узнать, какие памятники
архитектуры и культуры города расположены на улице Орджоникидзе и их историю;
провести опрос среди учащихся 34 классов для определения уровня их знаний о
названиях улиц, на которых они живут и о достопримечательностях на этих улицах;
смонтировать видеоматериал в виде репортажа «Дорога домой», с целью распространения
информации об истории улицы Орджоникидзе и её достопримечательностях.
Методы исследования: анкетирование; устный опрос учащихся 34 классов; анализ;
обобщение.
Гипотеза: Вячеслав предположил, что возможно немногие ребята задумываются о
том, почему улицы, на которых они живут, носят те или иные названия и знают
достопримечательности любимого города.
Теоретическая часть: в этой части работы Вячеслав познакомился с такими
научными понятиями, как «топонимика» (наука о географических названиях),
«годонимы» (памятные языковые знаки жизни наших предков), узнал о способах
образования названий улиц, об истории памятников архитектуры и культуры города,
расположенных на улице Орджоникидзе.
Практическая часть: в этой части работы было проведено исследование с целью
получения ответов на вопросы: знают ли ребята, почему улица, на которой они живут,
получила такое название, какие памятники архитектуры и культуры города находятся на
ней? По данным анкетирования установили, что многие ребята 3х и 4х классов не знают
историю названий улиц, на которых живут, большинство из них даже никогда не
задавалось таким вопросом. Результаты анкетирования показали, что, чем старше ребята,
тем лучше знают памятники архитектуры и культуры города.
Заключение: в процессе исследования Вячеслав изучил теоретическую литературу,
связанную с понятиями «топонимика» и «годонимы», узнал, как могут образовываться
названия улиц, то, что они являются памятниками истории города Новокузнецка. В
исследовательской работе проанализированы названия улицы Орджоникидзе и проспекта
Кузнецкстроевский, по какому признаку они получили свои названия. Исследователь
пришёл к выводу, что это годонимы, связанные с историческим прошлым Новокузнецка. В
результате работы создан список памятников архитектуры и культуры улицы
Орджоникидзе. Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, лишь небольшое
количество опрошенных ребят интересовалось историей своей улицы. Необходимо
восстанавливать связи современной истории города с прошлым, чтобы молодое поколение не забывало историю своей малой родины – города Новокузнецка. Ценность своей работы
автор видит в создании видеоматериала в форме репортажа «Дорога домой»,
рассказывающего об истории улицы и её достопримечательностях, с целью
распространения данной информации для сверстников.
Считаю, что именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с
процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными
способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что,
несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной
решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
создает ситуацию успеха.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую
деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный
настрой,
Информационные технологии позволяют
разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими. Каждый учитель
ищет для себя оптимальный вариант подачи учебного материала с целью достижения
максимального результата при его освоении. В настоящее время для формирования
индивидуального опыта творческой деятельности всё большее значение приобретает
использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью ИКТ технологий младшие
школьники под руководством учителя могут совершать удивительные виртуальные
экскурсии по родному городу.
Виртуальная экскурсия является интересной и
эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников. Если в 12
классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 34 классах они не только
принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные
экскурсии по своему городу, улице, школе и обмениваться ими с учениками других
классов, образовательных организаций. Необходимость планирования своей работы,
подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и
т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и
подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и
экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию
всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств.
Примером такой виртуальной экскурсии может стать
проект «Мой
Новокузнецк», созданный учащимися 4Д класса. В основе данного проекта лежит чёткий
алгоритм действий, а именно: определение цели и задач экскурсии; выбор темы; отбор
литературы и составление библиографии; тщательный отбор и изучение экскурсионных
объектов; сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для
представления проекта, составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
подготовка текста экскурсии; определение техники ведения виртуальной экскурсии;
показ экскурсии.
Цель: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к
изучению истории и культурного наследия Новокузнецка, создание условий для развития
поисковых и исследовательских умений учащихся. Задачи: познакомить учащихся с городом, как средой «обитания»; формировать
представление об уникальности и неповторимости Новокузнецка; учить бережно
относиться к культурному богатству города.
Ожидаемые результаты проведения виртуальных экскурсий:
активизация
познавательной деятельности учащихся при изучении истории и культуры Новокузнецка;
развитие навыка самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и
умений в практической деятельности и повседневной жизни; развитие коммуникативно
речевых умений.
Считаю, что виртуальные экскурсии являются эффективным презентационным
инструментом на занятиях курса внеурочной деятельности «Новокузнечик», с помощью
которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любой
достопримечательности города, стимулирование познавательной активности учащихся,
что, безусловно, способствует развитию их поисковых и исследовательских умений.
Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее
вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными
ресурсами, которые могут быть полезны. В нашей школе услуги сети Интернет, как и
компьютерные (информационные) технологии решают многие задачи, а именно: помимо
того, что они неограниченно обогащают содержание образования, повышают мотивацию
познавательной деятельности, они реализуют цели других педагогических технологий.
Технология проектной деятельности полностью реализуется в мультимедийных
презентациях и других компьютерных программах. Групповые технологии и технология
сотрудничества также могут быть в лучшей степени реализованы с использованием
компьютера.
Таким образом, современные педагогические технологии деятельностного типа:
технология
технология проектной деятельности,
исследовательской деятельности
в содружестве с ИКТтехнологией способствуют
развитию творческой личности не только ученика, но и учителя; помогают реализовать
главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
технология сотрудничества,
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает
возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели,
включая авторские. При этом важна организация диалога различных «методов», моделей
и технологий обучения.
Сегодня учителю, чтобы быть грамотным специалистом, способным поновому
организовать внеурочную деятельность своих учеников, сделать ее насыщенной и
интересной,
необходимо ориентироваться в широком спектре современных
образовательных технологий, не тратить время на открытие уже известного, а перенимать
опыт и идти вперед. Как говорил Сергей Петрович Капица «Образование – это индустрия,
направленная в будущее».
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.