Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Оценка 5

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
13.06.2019
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Представленный материал раскрывает особенности реализации технологий деятельностного типа в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов) МБ НОУ "Гимназия №62" г. Новокузнецка.В данном материале раскрываются новизна, актуальность, цель и задачи программы, описываются основные методы организации учебно-воспитательного процесса. Основной акцент делается на использование технологий деятельностного типа при реализации программы: проектной деятельности, исследовательской деятельности, ИКТ технологий, виртуальной экскурсии.
ВЫСТУПЛЕНИЕ.doc
Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно­нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов) В   процессе   воспитания   ребенка   одно   из   главных   мест   занимает   воспитание патриотизма. Очень важно научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, своей Родине. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с детства, к тому, что ему знакомо и понятно – с любви к его малой родине. А малая родина – это часть большой Родины. Только научившись любить свой город, микрорайон, улицу, можно говорить о любви к Родине, своему народу.  Именно   поэтому   в   нашей   образовательной   организации   была   разработана   и реализуется   в   сегодняшней   педагогической   практике   рабочая   программа   внеурочной деятельности по духовно­нравственному направлению «Новокузнечик» (для 1­4 классов). Актуальность  программы   определена   тем,   что   одной   из   приоритетных   целей духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   является     воспитание нравственного,   ответственного,   инициативного   и   компетентного   гражданина   России. Воспитание истинного гражданина России невозможно без знания истории   и культуры своего народа,  края, Родины. Новизна  заключена в том, что программа включает в себя знакомство с историей города, культурным обликом Новокузнецка, пробуждает интерес к его потенциальным возможностям,   раскрывает   тайны   природы   родного   края,   формирует   гражданскую позицию учащихся.  Цель  программы:   приобщение   учащихся   к   истории   и   культуре   города Новокузнецка,   природе   родного   края;   создание   условий   для   формирования   личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Задачи программы: развивать познавательный интерес к истории и культуре города Новокузнецка,   природе   родного   края;   формировать   гражданскую   позицию   учащихся; воспитывать чувство патриотизма, толерантность; развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность. Весь   материал   программы   разбит   на   тематические   циклы:   "Наша   школа",   "Наш город", "Природа и мы", "Наш край". Отбор материала по циклам произведён с учётом возрастных   и   психологических   особенностей   детей   младшего   школьного   возраста. Прослеживается преемственность в темах, их усложнение от года к году. Основные методы  организации учебно­воспитательного процесса: эвристический, исследовательский, объяснительно­иллюстративный, проблемный, проектный. Программа   предусматривает   использование   активных  форм   обучения:   занятие­ путешествие, занятие­экскурсия, занятие­исследование, археологическое расследование, занятие­викторина, занятие­проект. Освоение   учащимися   программы     внеурочной   деятельности  «Новокузнечик» направлено на достижение комплекса   планируемых образовательных результатов  в соответствии   с   требованиями   ФГОС   НОО.   Программа   обеспечивает   достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение планируемых результатов, определённых данной программой, а также реализация   поставленных   целей   и   задач,   способствующих   всестороннему   раскрытию интеллектуального   и   личностного   потенциала   учащихся,   осуществляется   через использование  технологий   деятельностного   типа,  а   именно:   технологии   проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности, технологии личностно­ориентированного обучения И.С. Якиманской и др.   ИКТ­технологии, сотрудничества,     технологии   Продуктивное   использование   технологий   деятельностного   типа   качественно изменяет   характер   обучения,   взаимоотношения   между   участниками   процесса. Инновационные   приёмы   способствуют   активизации   рефлексии   и   саморазвитию. Использование   данных   технологий   способствует   повышению   интенсивности   процесса обучения. Он сопровождается постоянно усложняющимися действиями детей. Через них учащиеся   усваивают   дисциплину,   совершенствуют   индивидуальные   качества.   Такое обучение   весьма   продуктивно,   так   как   позволяет   в   большей   мере   учитывать индивидуальные особенности детей, их приоритеты и интересы. Широкое   применение   в   рамках   реализации   программы   внеурочной   деятельности «Новокузнечик» получило использование технологии проектной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.  Создание   в   школе   условий   для   проектной   работы   способствует   активному вовлечению   детей   в   творческий   поиск,   увеличивает   объём   знаний,   добытых самостоятельно,   выявляет   склонности,   способности,   развивает   познавательную активность учащихся. В рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно­нравственному направлению «Новокузнечик» были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя малая   Родина   –   Новокузнецк»,   «Школа   –   территория   красоты»,   «Красная   книга Кемеровской области», «Памятник «Побег из ада». Информационный разновозрастный групповой проект «Моя малая Родина – Новокузнецк» Участники проекта: учащиеся 1­2 классов, учителя параллели 1 и 2 классов Продолжительность проекта: октябрь ­ декабрь (краткосрочный) Краткое   содержание   проекта:  проект   «Моя   малая   Родина   –   Новокузнецк» предполагает     разновозрастное   сотрудничество   учащихся   1­2   классов.   Ученики   под руководством учителя организуют анкетирование, по результатам которого строится план работы   над   проектом:   выбираются   объекты   нашего   города,   проводятся   экскурсии, осуществляется   сбор   текстового,   иллюстративного,   занимательного   материала, организуется взаимообмен  информацией  между учащимися. В результате   работы над проектом  школьники имеют возможность приобщиться   к истории и культуре родного города,   местным   достопримечательностям,  получают   опыт   коллективной   работы, взаимодействия в разновозрастных группах. Цель проекта:  приобщение   школьников к истории и культуре родного города, местным  достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, через проектную деятельность разновозрастных групп. Задачи проекта: ­создать   условия   для   восприятия   сведений   об   историческом   прошлом   и   культурном облике родного края; ­осуществлять ознакомление  школьников с историческим, культурным, географическим, природно­экологическим своеобразием родного города; ­развивать   бережное   отношение   к   городу,   его   достопримечательностям,   культурным ценностям, природе; ­развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; ­воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально­ценностное отношение к краю. Проект предполагает: Проведение ряда экскурсий по городу с учениками 1 и 2 классов. Проведение занятий внеурочной деятельности по курсу «Новокузнечик» у учащихся 2 классов,   где   главной   задачей   будет   работа   с   текстовым   материалом   о достопримечательностях   родного   города   (библиотеки   Новокузнецка,   Кузнецкая крепость, драматический театр и цирк). Знакомство с библиотекой им. Гоголя. Проведение   библиотечных   уроков   по   поиску   и   отбору   нужного   материала   в библиотеке. Работу со справочной  литературой в библиотеке. Фотографирование отдельных изучаемых объектов города. Создание стенгазет (по группам) о наиболее понравившихся объектах города. Оформление вернисажа на тему «Моя малая родина». Создание   и   проведение   викторин   с   использованием     кроссвордов,   презентаций   и других занимательных материалов  о городе Новокузнецке. Этапы реализации проекта  1. Подготовительный этап.  Составление второклассниками под руководством учителя анкеты для первоклассников; проведение анкетирования; обработка результатов анкет; составление плана работы. 2. Основной этап.  Организация  деления на группы согласно результатам анкетирования  (достопримечательности, культурные учреждения, заводы и фабрики, музеи).  Распределение ролей при групповой работе. 1 класс. Знакомство с родным городом; экскурсии по городу. Фотографирование достопримечательностей города Новокузнецка во время проведения  экскурсии.    Оформление вернисажа (рисунки на тему «Моя малая Родина») Оформление стенгазет по группам. 2 класс.  Проведение занятий внеурочной деятельности по курсу «Новокузнечик» по  организации  работы с текстовым материалом о достопримечательностях родного города  (библиотеки Новокузнецка, Кузнецкая крепость, драматический театр и цирк). Посещение библиотек для сбора информации (библиотека им. Н.В.Гоголя и библиотека  «Эврика»). Под руководством учителя выход в Интернет  для сбора информации о городе. Деление собранной информации по заданным критериям (объем, значимость, доступность, интерес). Презентация второклассниками подготовленного ими текстового материала. Подбор  учащимися 1 класса подходящих иллюстраций (рисунки, фотографии). Составление и сбор занимательного материала для викторины. 3. Заключительный этап.  Второклассники проводят викторину у ребят 1 классов. Первоклассники презентуют  получившиеся стенгазеты. 4. Рефлексия. Подведение итогов проекта. Награждение учащихся по результатам викторины и  проделанной работы. По   итогам   реализованного   проекта   были   сделаны   следующие   выводы:   дети, участвующие в проекте, отметили, что очень заинтересовались историей своего родного города.   Много   нового   узнали   в   ходе   подготовки   и   реализации   проекта.   Научились выбирать   нужную  информацию   из   потока,  но   отметили,  что  очень  сложно  искать  эту нужную информацию в книгах и в интернете.  При проведении заключительной викторины второклассники отметили, что ученики 1­ ых классов   более   активно,   чем   в   октябре     отвечали   на   вопросы   о   родном   городе,   не испытывали трудностей в назывании достопримечательностей родного города, заводов, работающих на территории Новокузнецка. С лёгкостью разгадывали ребусы и кроссворд об улицах и памятниках нашего города.  Хочется   отметить,   что   ценным   в   проектной   деятельности   является   не   столько результат   познавательной   деятельности   ученика,   сколько   обучение   его   умениям проектирования: видеть проблему, ставить цель, уметь организовать и распланировать свою   деятельность,   уметь   анализировать,   быть   критичным,   проявлять   креативность, проводить   самоанализ и рефлексию,   уметь принимать решения, уметь распоряжаться временем (стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Эти умения формируют положительную мотивацию учения. В последнее время во внеурочной деятельности становится популярной технология исследовательской деятельности, целью которой является    стимулирование развития интеллектуально­творческого потенциала учащихся через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.    Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая   основные   шаги,   наблюдая,   экспериментируя,   делаем   выводы   и   фиксируем результаты. Любая исследовательская работа должна быть представлена и защищена. А это   уже   опыт   первого   публичного   выступления.   Кроме   того,   исследовательская деятельность   приучает   детей   работать   с   книгой,   журналом,   газетой.     Дети   идут   в школьную, городскую библиотеку, а в наше время это очень ценно. Высшей   степенью   успешности   формирования   позитивных   мотивов   познавательной деятельности   является   научно­исследовательская   работа.   Учащиеся   нашей   гимназии   с большим интересом изучают родной город, который в 2018 году отпраздновал свой 400­ летний юбилей. Это повод для гордости – у города есть история, наполненная важными событиями и успехами. Это историческое событие вдохновило ребят на создание научно­ исследовательских   работ:   «Загадка   моей   улицы   –   история   из   прошлого   города Новокузнецка», «Балет в истории Новокузнецка», «Поэтический путеводитель по городу Новокузнецку». Научно­исследовательская работа «Загадка моей улицы – история из прошлого города Новокузнецка» Работу выполнил: ученик 3В класса Бечиков Вячеслав Обоснование   выбора   темы:  Новокузнецк   –   исторический   город   с   уникальной, исключительной   историей,   которая   пронизывает   каждую   площадь,   каждую   улицу   и каждый дом. Вячеслав пишет, что третий год ходит по одной и той же дороге, а однажды подумал, что эта дорога может являться «путешествием в историю нашего города». Ему захотелось узнать, почему улицы, по которым он ходит, так называются. Как давно они появились? Какие памятники архитектуры и истории города на них расположены? Цель работы:  выяснить историю происхождения названия улицы Орджоникидзе и узнать, какие памятники архитектуры и культуры города на ней расположены. Задачи: изучить литературу с целью получения информации о способах образования названий улиц и узнать историю названия улицы Орджоникидзе; узнать, какие памятники архитектуры   и   культуры   города   расположены   на   улице   Орджоникидзе   и   их   историю; провести   опрос   среди   учащихся   3­4   классов   для   определения   уровня   их   знаний   о названиях   улиц,   на   которых   они   живут   и   о   достопримечательностях   на   этих   улицах; смонтировать видеоматериал в виде репортажа «Дорога домой», с целью распространения информации об истории улицы Орджоникидзе и её достопримечательностях. Методы исследования: анкетирование; устный опрос учащихся 3­4 классов; анализ; обобщение. Гипотеза:  Вячеслав предположил, что возможно немногие ребята задумываются о том,   почему   улицы,   на   которых   они   живут,   носят   те   или   иные   названия   и   знают достопримечательности любимого города. Теоретическая   часть:  в   этой   части   работы   Вячеслав   познакомился   с   такими научными   понятиями,   как   «топонимика»   (наука   о   географических   названиях), «годонимы»   (памятные   языковые   знаки   жизни   наших   предков),   узнал   о   способах образования   названий   улиц,   об   истории   памятников   архитектуры   и   культуры   города, расположенных на улице Орджоникидзе. Практическая часть:  в этой части работы было проведено исследование с целью получения ответов на вопросы: знают ли ребята, почему улица, на которой они живут, получила такое название, какие памятники архитектуры и культуры города находятся на ней? По данным анкетирования установили, что многие ребята 3­х и 4­х классов не знают историю   названий   улиц,   на   которых   живут,   большинство   из   них   даже   никогда   не задавалось таким вопросом. Результаты анкетирования показали, что, чем старше ребята, тем лучше знают памятники архитектуры и культуры города.  Заключение: в процессе исследования Вячеслав изучил теоретическую литературу, связанную с понятиями «топонимика» и «годонимы», узнал, как могут образовываться названия   улиц,   то,   что   они   являются   памятниками   истории   города   Новокузнецка.   В исследовательской работе проанализированы названия улицы Орджоникидзе и проспекта Кузнецкстроевский,   по   какому   признаку   они   получили   свои   названия.   Исследователь пришёл к выводу, что это годонимы, связанные с историческим прошлым Новокузнецка. В результате   работы   создан   список   памятников   архитектуры   и   культуры   улицы Орджоникидзе.   Выдвинутая   гипотеза   исследования   подтвердилась,   лишь   небольшое количество   опрошенных   ребят   интересовалось   историей   своей   улицы.   Необходимо восстанавливать связи современной истории города с прошлым, чтобы молодое поколение не забывало историю своей малой родины – города Новокузнецка. Ценность своей работы автор   видит   в   создании   видеоматериала   в   форме   репортажа   «Дорога   домой», рассказывающего   об   истории   улицы   и   её   достопримечательностях,   с   целью распространения данной информации для сверстников.  Считаю,   что   именно   эта   педагогическая   технология   позволяет   сместить   акцент   с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно,   способствует   активному   формированию   творческой   личности,   способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.  Сегодня   невозможно   представить   организацию   внеурочной   деятельности   без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).            создает   ситуацию   успеха. Внеурочная   деятельность   с   использованием   ИКТ   обеспечивает   широкую   творческую деятельность   учащихся   в   информационной   среде,   положительный   эмоциональный настрой,   Информационные   технологии   позволяют разнообразить   формы  работы  с учащимися, сделать  их  творческими.  Каждый  учитель ищет  для  себя  оптимальный   вариант  подачи  учебного  материала   с  целью  достижения максимального   результата   при   его   освоении.   В   настоящее   время   для   формирования индивидуального   опыта   творческой   деятельности   всё   большее   значение   приобретает использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью ИКТ технологий младшие школьники   под   руководством   учителя   могут   совершать   удивительные   виртуальные экскурсии  по   родному   городу.  Виртуальная   экскурсия  является   интересной   и эффективной   формой   организации   внеурочной   деятельности   школьников.   Если   в   1­2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3­4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии   по   своему   городу,   улице,   школе   и   обмениваться   ими   с   учениками   других классов,   образовательных   организаций.   Необходимость   планирования   своей   работы, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д.,   продумывание   маршрута,   систематизация   и   обобщение   собранной   информации   и подготовка   текстов,   рассказывающих   об   интересных   достопримечательностях   и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств. Примером   такой  виртуальной   экскурсии  может   стать  проект   «Мой Новокузнецк», созданный учащимися 4Д класса. В основе данного проекта лежит чёткий алгоритм действий, а именно: определение цели и задач экскурсии; выбор темы; отбор литературы и составление библиографии; тщательный отбор и изучение экскурсионных объектов;   сканирование   фотографий   или   других   иллюстраций   необходимых   для представления   проекта,   составление   маршрута   экскурсии   на   основе   видеоряда; подготовка   текста   экскурсии;   определение   техники   ведения   виртуальной   экскурсии; показ экскурсии. Цель:  воспитание   эстетического   восприятия,   пробуждение   интереса   и   стремления   к изучению истории и культурного наследия Новокузнецка, создание условий для развития поисковых и исследовательских умений учащихся. Задачи:  познакомить   учащихся   с   городом,   как   средой   «обитания»;   формировать представление   об   уникальности   и   неповторимости   Новокузнецка;   учить   бережно относиться к культурному богатству города. Ожидаемые   результаты   проведения   виртуальных   экскурсий:  активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и культуры Новокузнецка; развитие навыка самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; развитие коммуникативно­ речевых умений. Считаю,   что   виртуальные   экскурсии   являются   эффективным   презентационным инструментом на занятиях курса внеурочной деятельности «Новокузнечик», с помощью которого   возможна   наглядная   и   увлекательная   демонстрация   любой достопримечательности   города,   стимулирование   познавательной   активности   учащихся, что, безусловно, способствует развитию их поисковых и исследовательских умений. Дидактические   возможности   (свойства   и   функции)   сети   Интернет   связаны   с   ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны.   В нашей школе услуги сети Интернет, как   и компьютерные (информационные) технологии решают многие задачи, а именно: помимо того, что они неограниченно обогащают содержание образования, повышают мотивацию познавательной деятельности,  они   реализуют цели других педагогических технологий. Технология   проектной   деятельности   полностью   реализуется   в   мультимедийных презентациях и других компьютерных программах.  Групповые технологии и  технология сотрудничества   также   могут   быть   в   лучшей   степени   реализованы   с   использованием компьютера.  Таким   образом,   современные   педагогические   технологии   деятельностного   типа:   технология технология   проектной   деятельности, исследовательской   деятельности      в   содружестве   с   ИКТ­технологией   способствуют развитию творческой личности не только ученика, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.    технология   сотрудничества, В   российском   образовании   провозглашен   принцип   вариативности,   который   дает возможность   выбирать   и   конструировать   педагогический   процесс   по   любой   модели, включая авторские. При этом важна организация диалога различных «методов», моделей и технологий обучения.  Сегодня   учителю,   чтобы   быть   грамотным   специалистом,   способным   по­новому организовать   внеурочную   деятельность   своих   учеников,   сделать   ее   насыщенной   и интересной,   необходимо   ориентироваться   в   широком   спектре   современных образовательных технологий, не тратить время на открытие уже известного, а перенимать опыт и идти вперед. Как говорил Сергей Петрович Капица «Образование – это индустрия, направленная в будущее».

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)

Реализация технологий деятельностного типа в рамках рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Новокузнечик» (для учащихся 1 – 4 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019