Реализация требований к основной образовательной программе: формирование универсальных учебных действий.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика +2
1 кл—4 кл
04.03.2018
В статье рассказывается о том, как правильно спроектировать свою педагогическую деятельность, которая формировала бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. В документе приведена таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД». Также даётся описание некоторых приемов и заданий, используемые для формирования универсальных учебных действий.Документ Microsoft Office Word, содержащий описание опыта работы по формированию УУД у обучающихся начальных классов.
Реализация требований к ООП.docx
Колосова Наталья Филипповна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 10 г.Татарска
Реализация требований к ООП:
формирование УУД, результаты освоения ООП
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей
современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы
учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это
направлен стандарт II поколения.
В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Я принимала первый класс.
Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по
сравнению с прежним стандартом. Мною были изучены нормативные документы и
дополнительная литература, приняла участие в разработке образовательной и рабочих
программ по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это
формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков
по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной
возник вопрос: как правильно спроектировать свою педагогическую деятельность, которая
формировала бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные
действия.
Основной формой работы в школе был и остаётся урок.
Как же спроектировать урок?
Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна
реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой
технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие
шаги:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных
учебных знаний, но и всех видов УУД.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить те
универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации
деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации
деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица
направленные на формирование УУД»:
«Формы организации учебной деятельности,
Этапы урока
1. Мотивация к
учебной деятельности.
2. Актуализация и
фиксирование
затруднения в пробном
учебном действии.
3. Выявление места и
причины затруднения.
4. Построение проекта
выхода из затруднения
(цель, план, способ,
средства)
5. Реализация
построенного проекта.
Формируемые
универсальные
учебные действия
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Личностные,
Познавательные,
Регулятивные,
Коммуникативные
6. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
7. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
8. Включение в систему
знаний и повторение.
Познавательные
Регулятивные,
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Личностные,
Познавательные
Познавательные,
Коммуникативные
Личностные
Методы, приёмы, средства
обучения; формы организации
деятельности учащихся;
педагогические технологии
Эмоциональный настрой
Постановка проблемного вопроса,
организация проблемной ситуации
Проблемный диалог, технология
проблемного обучения
Карта урока, интерактивные плакаты,
презентация Проектная деятельность,
задания типа: «Поставь вопросы, на
которые ты знаешь ответы»
Проектная деятельность.
Частично поисковая,
исследовательская деятельность
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение
тренировочных заданий.
Работа с интерактивными
тренажёрами.
Применение энциклопедий, словарей,
справочников.
Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение
тренировочных заданий.
Используются самоконтроль,
взаимоконтроль
Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по памяткам 9. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(итог урока).
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка», смайлики, карты
обратной связи и т.д.
Какие же действия позволяют мне сформировать универсальные учебные действия?
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность
знаний, вместе с детьми определяем цель урока и ищем пути их достижения, а также решения
возникающих проблем.
Перед началом решения составляем совместный план действий.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или
иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией пересказу,
составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомлю с разными источниками,
используемыми для поиска информации.
Общаюсь с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности,
работая в коллективе.
Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти
к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят
совместно пути их решения.
Не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его
вчерашними достижениями.
Стараюсь учить разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания
собственного мнения, уважения мнения других.
Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать
работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных
учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной
деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования
определенных УУД. Например:
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом
развития ценностносмысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение
идейнонравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического
восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев
литературных произведений. Математика является основой развития у учащихся познавательных действий,
планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования
системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения
задач.
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий
анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил,
моделирование.
Приемы и задания, используемые для формирования УУД
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
2. Короткие стихотворения, дающие положительный настрой на урок.
3. На уроках чтения часто провожу рефлексию по прочитанным произведениям. Учащиеся
имеют карточки для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Регулятивные УУД.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к
самостоятельной постановке задач. Так, учу детей целеполаганию, формулированию темы
через введение в урок проблемного диалога, создаю проблемную ситуацию для определения
учащимися границ знания – незнания.
2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.
Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть
стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без
запинок, выразительно – нет).
3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования».
4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию
умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).
Познавательные УУД:
1. Проблемное обучение.
2.Проектное обучение.
3. Педагогические игры
4.На уроках математики использую схемыопоры для решения различных видов задач. Такие
схемы хорошо использовать при составлении краткой записи.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке,
которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. 2. В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся
высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и
ответы, доказательства верности или неверности выполненного действия.
3. Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
4. Творческие пересказы текста от лица разных героевперсонажей.
5. Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей
умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра
по деятельности.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный
вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД
здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех
УУД происходит на всех этапах урока.
Формирование УУД необходимо начинать отслеживать с первого класса. Информация,
получаемая в ходе педагогического мониторинга, может выявить индивидуальную динамику
качества развития учащегося, спрогнозировать деятельность педагога, осуществить
необходимую коррекцию.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной
динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в
начале сентября были заполнены технологические карты сформированности УУД). Данная
карта заполняется мной в начале года, в конце 1 полугодия и в конце учебного года.
Полученные результаты помогают проверить соответствие статуса учащегося требованиям
программы: кто способен освоить программу, кому для освоения программы требуется
система дополнительных занятий и у кого освоение программы затруднено по различным
причинам.
Мониторинг в конце учебного года после проведения комплексной и стандартизированной
работ показал,
насколько усвоил обучающийся программу четырёх лет обучения.
Комплексная работа включает в себя задания на выявление метапредметных и личностных
результатов.
Целью проведения стандартизированной контрольной работы является определение уровня
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования по математике и русскому языку. Проверка работ
проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей
оценивания. Фиксация результатов позволяет увидеть уровень результатов как класса в
целом, так и каждого ученика.
Подводя итог, можно отметить, что успешность обучения в начальной школе во
многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Во многом они, их
свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций
учащегося, в том числе социальной и личностной.
Реализация требований к основной образовательной программе: формирование универсальных учебных действий.
Реализация требований к основной образовательной программе: формирование универсальных учебных действий.
Реализация требований к основной образовательной программе: формирование универсальных учебных действий.
Реализация требований к основной образовательной программе: формирование универсальных учебных действий.
Реализация требований к основной образовательной программе: формирование универсальных учебных действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.