Урок русского языка в 5 классе
Тема: Речевой этикет
Цель урока: Создать условия для формирования навыков речевого общения; научить правильно вести себя в различных ситуациях речевого общения; пополнить словарь учащихся формулами благодарности; воспитывать любовь и уважение к родному языку, к собеседникам.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
1. Организационный этап. Вступительное слово учителя
- Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают «волшебные» слова - слова речевого этикета. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова: «здравствуй», «прощай», «благодарю Вас», «спасибо», «извините», «пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рождения ждет жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века «спасибо» -
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «Спаси бог!» и родилось слово «спасибо» - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
-Тема нашего урока: «Учимся благодарить». А каково лексическое значение слова «благодарность»? (Учащиеся высказывают свое мнение).
- Спасибо. А какое толкование дано в словаре С.И. Ожегова?
Ученица читает словарную статью.
Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. (Записать определение в тетради).
- А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю Вас», «Очень признательны»).
- Вы назвали несколько слов и выражений. Много это или мало? Как вы считаете, ребята?
- Я думаю, что это очень мало. Но, может быть, наполнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста, ребята, вам слово.
Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений.
Группа № 1: употребление этикетных слов в общественном транспорте.
Группа № 2: употребление этикетных слов в школе.
Ребята делятся своими впечатлениями от услышанного, делают выводы о том, насколько часто употребляются слова благодарности в различных ситуациях речевого общения. Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:
- А вот исследователь русского речевого этикета Н. И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вот послушайте.
Некоторые из них мы выписали.
Ребят записывают выражения в тетрадь.
Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязана.
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили!
- Смотрите, какое богатство! Им мы будем овладевать постепенно. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.
4. Первичное усвоение новых знаний. Знакомство со структурой ситуации общения.
- Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности. Например, такую.
Учитель подходит к Вике:
- Вика, дай мне на минуточку учебник.
- Возьмите, пожалуйста.
- Большое спасибо, Вика.
- Что Вы, не за что.
Была ли ситуация благодарности? Из каких же компонентов она состоит? Во-первых, участники. Их два: Вика - человек, которого благодарят, я - человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за услугу. В данном случае - за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:
1) человек, которого благодарят;
2) человек, который благодарит;
3) услуга.
5. Первичная проверка понимания.
- Найдите и назовите три компонента ситуации благодарности в сказке А. С. Пушкина:
...Ей царевна говорит:
«На ж, лови!» - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, - сказала,
-Бог тебя благослови...».
6. Первичное закрепление. -Выполните два практических задания, цель которых - учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.
Задание 1. Представьте, что вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги на билет кондуктору. Он выполнил вашу просьбу. Как благодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный. Запишите диалог в тетрадь.
- Благодарю.
- Моя благодарность не знает границ.
(Надо использовать первое выражение, т.к. вторую формулу употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет).
- Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.
Задание 2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
- Спасибо, доктор.
- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!
(Надо использовать второе выражение, т.к. слово «спасибо» при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень благодарности).
- Не должны мы забывать и об участниках ситуаций общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова?
-Я вам чрезвычайно признательна.
-Примите мою благодарность.
-Вы очень внимательны.
-Ваша любезность меня ко многому обязывает.
(Данные выражения используют люди старшего поколения).
- Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом. Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников, их возраст.
1) - Я возвращаю тебе книгу.
-Спасибо, Петя!
-Не за что.
2) - Верочка, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше
исправить «двойку»!
-Ну что вы, Алла Васильевна, не надо благодарить меня. Андрей сам очень старался.
3) - Дорогой Семен Осипович! Разрешите поздравить Вас с днем рождения!
-Благодарю вас, друзья мои, я очень тронут...
Представьте и нарисуйте (устно) ситуации, в которых могли происходить эти диалоги, что им предшествовало и что было потом.
Творческое задание
На доске дано начало рассказа, который вам необходимо будет продолжить так, чтобы в продолжении был диалог с использованием формул благодарности.
(Учитель читает начало рассказа, а продолжение учащиеся должны записать в тетрадь. Оно должно составлять 7-10 предложений).
«Встретились как-то два друга. Они не виделись очень давно. Когда-то сидели за одной партой, вместе катались на ледяной горке, ходили друг к другу в гости. Игорь обещал принести Олегу книгу, чтобы тот мог сделать доклад по географии, но забыл. А Олег пообещал учителю приготовить сообщение. Ему поставили «двойку». С тех пор Олег и Игорь перестали дружить. А вскоре семья Олега переехала в другой район города, и они вообще не стали встречаться. Игорь всегда хотел попросить прощения у друга, но боялся, что Олег не поймет его и поднимет на смех. И вот они встретились. Спустя несколько лет...».
-А сейчас еще одно творческое задание. Попытайтесь, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациями:
1.Ученик благодарит своего одноклассника за то, что он принес
почитать интересный журнал.
2.Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
3.Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила
ему место в автобусе.
7. Итог урока. Заключительное слово учителя
-Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо - значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два корня.
Благодарить - значит дарить людям благо, дарить людям тепло своего сердца.
8. Домашнее задание: придумать и записать две ситуации благодарности, где были бы все компоненты ситуации, используя формулы, с которыми познакомились на уроке.
9. Рефлексия.
- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.