Речевой этикет
Оценка 5

Речевой этикет

Оценка 5
docx
31.05.2021
Речевой этикет
течевой этикет.docx

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Речевой этикет

Цель урока: Создать условия для формирования навыков речевого общения; научить правильно вести себя в различных ситуациях речевого общения; пополнить словарь учащихся формулами благодарности; воспитывать любовь и уважение к родному языку, к собеседникам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

1. Организационный этап. Вступительное слово учителя

- Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают «волшебные» слова - слова речевого этикета. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова: «здравствуй», «прощай», «благодарю Вас», «спасибо», «извините», «пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская:

Слова с рождения ждет жестокий выбор -

                             Не всякий возглас в речи выжить мог.

                             Но вот звучит во все века «спасибо» -

                             Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

                             Касаются веков сквозные грани,

                             И снова в нас преемственность жива,

                             И из старинных лучших пожеланий

                            Кроятся наши русские слова.

         Вот из такого старинного русского пожелания «Спаси бог!» и родилось слово «спасибо» - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 

3. Актуализация знаний.

     -Тема нашего урока: «Учимся благодарить». А каково лексическое значение слова «благодарность»? (Учащиеся высказывают свое мнение).

-        Спасибо. А какое толкование дано в словаре С.И. Ожегова?

Ученица читает словарную статью.

Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. (Записать определение в тетради).

-        А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю Вас», «Очень признательны»).

-        Вы назвали несколько слов и выражений. Много это или мало? Как вы считаете, ребята?

-        Я думаю, что это очень мало. Но, может быть, наполнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста, ребята, вам слово.

Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений.

Группа № 1: употребление этикетных слов в общественном транспорте.

Группа № 2: употребление этикетных слов в школе.

Ребята делятся своими впечатлениями от услышанного, делают выводы о том, насколько часто употребляются слова благодарности в различных ситуациях речевого общения. Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:

-        А вот исследователь русского речевого этикета Н. И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вот послушайте.

Некоторые из них мы выписали.

 Ребят записывают выражения в тетрадь.

Спасибо. Благодарю вас.  Я вам очень признателен.         Я вам многим обязана.

У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны.        Вы меня так выручили!      

- Смотрите, какое богатство! Им мы будем овладевать постепенно. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.

4. Первичное усвоение новых знаний. Знакомство со структурой ситуации общения.

-        Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности. Например, такую.

Учитель подходит к Вике:

-        Вика, дай мне на минуточку учебник.

-        Возьмите, пожалуйста.

-        Большое спасибо, Вика.

-        Что Вы, не за что.

Была ли ситуация благодарности? Из каких же компонентов она состоит? Во-первых, участники. Их два: Вика - человек, которого благодарят, я - человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за услугу. В данном случае - за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:

1)      человек, которого благодарят;

2)      человек, который благодарит;

3)      услуга.

5. Первичная проверка понимания.

-        Найдите и назовите три компонента ситуации благодарности в сказке А. С. Пушкина: 

...Ей царевна говорит:

 «На ж, лови!» - и хлеб летит.

 Старушонка хлеб поймала;

 «Благодарствую, - сказала,

 -Бог тебя благослови...».

6. Первичное закрепление. -Выполните два практических задания, цель которых - учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.

Задание 1. Представьте, что вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги на билет кондуктору. Он выполнил вашу просьбу. Как благодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный. Запишите диалог в тетрадь.

-        Благодарю.

-        Моя благодарность не знает границ.

(Надо использовать первое выражение, т.к. вторую формулу употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет).

-        Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.

Задание 2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?

-        Спасибо, доктор.

-        Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!

(Надо использовать второе выражение, т.к. слово «спасибо» при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень благодарности).

- Не должны мы забывать и об участниках ситуаций общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова?

-Я вам чрезвычайно признательна.

-Примите мою благодарность.

-Вы очень внимательны.

-Ваша любезность меня ко многому обязывает.

(Данные выражения используют люди старшего поколения).

- Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом. Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников, их возраст.

1)      - Я возвращаю тебе книгу.

-Спасибо, Петя!

-Не за что.

2)      - Верочка, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше

исправить «двойку»!

-Ну что вы, Алла Васильевна, не надо благодарить меня. Андрей сам очень старался.

3)      - Дорогой Семен Осипович! Разрешите поздравить Вас с днем рождения!

-Благодарю вас, друзья мои, я очень тронут...

Представьте и нарисуйте (устно) ситуации, в которых могли происходить эти диалоги, что им предшествовало и что было потом.

Творческое задание

На доске дано начало рассказа, который вам необходимо будет продолжить так, чтобы в продолжении был диалог с использованием формул благодарности.

         (Учитель читает начало рассказа, а продолжение учащиеся должны записать в тетрадь. Оно должно составлять 7-10 предложений).

«Встретились как-то два друга. Они не виделись очень давно. Когда-то сидели за одной партой, вместе катались на ледяной горке, ходили друг к другу в гости. Игорь обещал принести Олегу книгу, чтобы тот мог сделать доклад по географии, но забыл. А Олег пообещал учителю приготовить сообщение. Ему поставили «двойку». С тех пор Олег и Игорь перестали дружить. А вскоре семья Олега переехала в другой район города, и они вообще не стали встречаться. Игорь всегда хотел попросить прощения у друга, но боялся, что Олег не поймет его и поднимет на смех. И вот они встретились. Спустя несколько лет...».

-А сейчас еще одно творческое задание. Попытайтесь, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациями:

1.Ученик благодарит своего одноклассника за то, что он принес

почитать интересный журнал.

2.Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

3.Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила

ему место в автобусе.

7. Итог урока. Заключительное слово учителя

-Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо - значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два корня.

Благодарить - значит дарить людям благо, дарить людям тепло своего сердца.

8. Домашнее задание: придумать и записать две ситуации благодарности, где были бы все компоненты ситуации, используя формулы, с которыми познакомились на уроке.

9. Рефлексия.

- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


 

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

На ж, лови!» - и хлеб летит.

На ж, лови!» - и хлеб летит.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021