Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку
Оценка 4.9

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
Взрослым
03.06.2019
Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку
В данной статье рассматриваются такие основополагающие понятия обучения иностранным языкам как речевые умения и навыки, их характеристики, взаимоотношения и роль в содержании обучения. На основе изложенных теоретических положений рассматриваются методы формирования речевых умений и навыков на основе учебных текстов. Статья носит методический характер.
речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку статья.docx
Аннотация.   В   данной   статье   рассматриваются   такие   основополагающие понятия   обучения   иностранным   языкам   как   речевые   умения   и   навыки,   их характеристики, взаимоотношения и роль в содержании обучения. На основе изложенных   теоретических   положений   рассматриваются   методы формирования речевых умений и навыков на основе учебных текстов. Статья носит методический характер. Ключевые   слова:  речевые   умения,   навыки,   понятия,     характеристики, чтение. Двизова Наталия Владимировна  учитель английского языка Развитие умений и навыков – неотъемлемая часть содержания обучения иностранному языку Формирование речевых умений и навыков является одной из важнейших задач обучения иностранному языку в школе. Чтобы овладеть иностранным языком нужно уметь практически произносить и употреблять слова, изменять их  и  соединять   в  предложения, узнавать  лексические   единицы  и понимать смысл сказанного, т.е. осуществлять речевую деятельность на иностранном языке. Это значит, что обучаемый должен научиться говорить, читать, писать на   иностранном   языке   и   понимать   иностранную   речь   на   слух.   Для   этого необходимо сформировать соответствующие умения и навыки. Умения   и   навыки   отличаются   друг   от   друга   степенью   осознанности совершаемых   действий.   Навыки   –   способность   осуществлять   умственные операции и действия автоматически. Умения – способность управлять своими навыками в целях осуществления речевой деятельности. Речевая   деятельность   непосредственно   связана   с   мышлением,   т.е. мыслительными   действиями   и   операциями   (например,   произношением, письмом)   и   обладает   рядом   характеристик:   Автоматизированность, устойчивостью, гибкостью, обусловленностью, репродуктивностью. Автоматизированность   говорит   о   том,   что   хорошо   сформированный операциональный   навык   позволяет   быстро,   легко   без   участия   сознания совершать   речевые   операции.   Даже   на   родном   языке   отсутствие автоматического   навыка   произношения,   например,   длинных   трудных   слов нарушает ритм речи посредством возникновения ненужных пауз в речи. Хорошо   сформированный   навык   с   трудом   поддается   изменениям, поэтому   трудно   исправлять   неправильно   сформированный   навык.   В   таком случае   срабатывает   такое   психологической   явление   как   интерференция, означающая   столкновение   двух   навыков   –   уже   сформированного   и формируемого.   В   межязыковом   плане   это   явление   проявляется   особенно часто.   Чтобы   этого   не   случалось   навыки   должны   быть   устойчивыми,   т.е. хорошо сформированными. Способность навыка к переносу, к функционированию на новом речевом материале   характеризует   его   гибкость.   Например,   грамматический   навык спряжения   глаголов   переносится   на   спряжение   любого   другого   глагола. Способность   к   переносу   является   независимостью   навыка.   Например, сформированный   навык   произношения   определенных   звуков   работает независимо от языка, поэтому гибкость навыка правомернее рассматривать как его самостоятельность. Чтобы   навык   начал   работать   необходим   сигнал   к   началу   его функционирования.   Чаще   всего   такими   сигналами   служат   правила   или инструкции   педагога.   Лучше   всего,   если   он   начинает   функционировать   на основе   мотивации   обучаемого   к   речевой   деятельности.   Создать   такую мотивацию очень трудно особенно в начальной школе, поэтому возрастает роль конкретных мотивов запуска сигнала, приводящего в действие речевого навыка детей. Готовые фразы, ставшие речевым навыком, воспроизводятся всегда в неизменном виде, т.е. репродуцируются в сознании человека, поэтому хорошо заученная и готовая к употреблению лексика называется репродуктивной. Все   перечисленные   характеристики   навыка   (автоматизированность, устойчивость,   самостоятельность,   обусловленность   и   репродуктивность) являются   общими   для   всех   видов   навыков   –   речевых,   двигательных   и мыслительных. Что   касается   речевых   навыков,   то   помимо   общих   всем   навыкам характеристик,   у   него   имеется   еще   две   дополнительные   характеристики. Первая – это комплексность, т.к. речевой навык подразумевает способность производить   не   только   лексические   или   грамматические   операции,   но   и двигательные. Например, навык употребления Present Perfect сопровождается одновременно   лексическим   навыком   поиска   соответствующих   глаголов   в долговременной   памяти   обучаемого.   Оба   навыка   выступают   в   комплексе, сочетании,   предусмотренных   речевой   ситуацией.   Разнообразие   речевых ситуаций предусматривает и разнообразие сочетаний навыков, что позволяет осуществлять   раздельную   тренировку   лексических,   грамматических, произносительных и других навыков. Вторая   характеристика   –   языковая   оснащенность   навыка   имеет   две стороны ­ есть языковый материал, с одной стороны, и есть речевые навыки, с другой. Поэтому формирование речевого навыка требует знания языкового материала,   т.е.   формирование   у   учащихся   эталонов   знания   фонем,   букв, лексических   единиц,   грамматических   форм   необходимых   для   создания речевого высказывания и контроля за ним.  Эти   эталоны   отобранного   материала   и   составляют   языковую оснащенность речевых навыков. При сознательных методах обучения такие эталоны создаются у учащихся осознанно, при прямых – подсознательно в процессе   имитации.   Каждая   из   характеристик   позволяет   выделить   в содержании обучения ряд навыков. Первая   –   комплексность   –   выделяет   произносительные   навыки,   лексические   и   орфографические, интонационные, грамматические.   графические, Кроме   того,   навыки   делятся   на   репродуктивные   и   рецептивные. Репродуктивные – это все те же комплексные навыки, только используемые в репродуктивных   формах   говорения   и   письма,   а   рецептивные   в   формах рецепции при аудировании и говорении.  Выше говорилось о том, что умение – степень обученности, способность управлять   речевыми   навыками   для   решения   задач   речевой   деятельности. Основной   характеристикой   умения   является   его   осознанность,   и   эта характеристика кардинально отличает ее от навыка. Осознанное управление (умение) может становится в определенных случаях автоматизированным. В этом случае автоматизированный навык превращает речевое умение в умение более высокой сложности. Превращение умений в навыки – обычное явление в процессе обучения, и   это   не   значит,   что   умение   –   это   плохо   отработанный   навык.   Это превращение   значит,   что   выросла   комплексность   навыков   и   сложность речевых умений. Главное отличие навыка и умения заключается в том, что навык может быть элементарным, например, извлечение лексических единиц из долговременной памяти (лексический навык), а умение элементарным быть не   может,   т.к.   управляет   всегда   несколькими   навыками   (элементами комплекса). Любое умение всегда сложно и комплексно, независимо является оно   речевым   или   нет.   Комплексностью   обладает   только   речевой   навык, обычный навык не имеет такой характеристики. Умение величина не фиксированная. Сформированность умения имеет тенденцию к понижению и потере навыков или повышению и обретению новых навыков.   Таким   образом,   умение   –   динамично,   постоянно   изменяется   в парадигме роста и падения. Умение   –   продуктивно,   что   позволяет   управлять   навыками   и использовать необходимый набор их для решения конкретных речевых задач. В   умении   проявляется   творчество   обучения,   которое   и   определяет продуктивность умения. Языковая оснащенность составляет основу речевых умений и является общей характеристикой и умений, и навыков. Таким   образом,   речевые   умения   имеют   следующие   характеристики: сознательность,   комплексность,   динамичность,   продуктивность   и   языковую оснащенность.   Комплексность   и   языковая   оснащенность   –   общие характеристики   умений   и   навыков,   а   сознательность,   продуктивность   и динамичность – отличительные характеристики речевых умений. В содержании обучения принято различать следующие речевые умения: аудирования,   говорения,   чтения   и   письма.   Однако   существуют   умения   и навыки сложных видов речевой деятельности, включающих сразу несколько видов   речевых   действий,   например,   перевод,   компрессированные   тексты, аннотирование, реферирование и др.  В психолингвистике эти сложные виды речевой деятельности относят к специализированным. Рассмотрев   теоретические   основы   методики   обучения   иностранного языка   по   вопросу   ее   основополагающих   понятий   «умения»   и   «навыки», обратимся   к   реальному   педагогическому   опыту   формирования   речевых умений   и   навыков,   памятуя   их   иерархию   и   основные   характеристики. Обратимся   к   рассмотрению   процесса   формирования   речевых   навыков   и умений устной речи на основе чтения учебного текста. Процесс   формирования   речевых   умений   и   навыков   устной   речи   в процессе чтения состоит из нескольких этапов. Первый этап – предъявление и объяснение значения слова. После ознакомления с содержанием текста идет выделение в нем определенных лексических единиц. Усвоив графический и звуковой   образ   слова,   учащиеся   определяют   значение   новых   слов   в информационном поле текста, пользуясь методами анализа и семантизации. Если   с   помощью   названных   приемов   семантика   слова   не   раскрывается,  то приходится прибегать к помощи словаря или перевода его на родной язык учителем. Довольно   продуктивным   является   использование   двуцелевого контекста   –   его   устный   вариант   и   его   письменный   вариант.   Учитель предъявляет лексические единицы в устной форме, а учащиеся воспринимают их,   опираясь   на   зрительный   вариант   контекста.   Этот   контекст,   с   одной стороны, выступает средством предъявления языкового материала, с другой, используется как средство формирования речевых навыков и умений в связи с тем, что тренировочные упражнения усвоения лексических единиц строятся на основе письменного текста. Чтение   большого   количества   текстов   с   лексическими   единицами   из коммуникативно значимого минимума способствует более точному и более полному пониманию семантики и употребления изучаемых единиц, а это и есть   главная   предпосылка   их   правильного   и   свободного   использования   в устной речи. Задачей  второго   этапа  является   автоматизация   постоянных компонентов речевого действия в аналогичных речевых ситуациях. На этом этапе   выполняются   самые   разнообразные   упражнения.   Тренировка   новых лексических единиц осуществляется с учетом характера речевого материала и сферой   его   функционирования.   Главная   задача   этапа   –   автоматизация   – состоит   в   обеспечении   элементарно   коммуникативно   достаточного   уровня владения лексическим материалом и навыками его использования. Следует учитывать   возможность   появления   определенных   погрешностей   в употреблении лексики под влиянием родного языка. Процесс коммуникации при этом не должен существенно нарушаться. Функционирование слова в процессе говорения на иностранном языке обеспечивается   группой   следующих   навыков:   припоминанием   лексической единицы,   навыком   сочетания   лексической   единицы   с   ранее   усвоенными словами,   навыком   грамматически   правильного   оформления   лексической единицы   в   составе   словосочетания   или   предложения,   навыком   включения лексической   единицы   в   высказывание   на   уровне   речевого   образца   или   на уровне микровысказывания (микромонолог/микродиалог). Последний   этап  в   создании   лексических   навыков   –   варьирующе ситуативный   этап.   Цель   этого   этапа   –   дальнейшая   автоматизация   речевых действий   и   формирование   гибкости   еще   не   совсем   устойчивых   навыков. Гибкость навыков обеспечивается путем выполнения действия в вариативных ситуациях.   Важно   на   этом   этапе   сформировать   необходимый   уровень приспособляемости навыков в предлагаемых речевых ситуациях. Обучаемый должен уметь пользоваться приобретенными лексическими навыками и уметь осуществлять их перенос из одной речевой структуры в другую, переносить из одного вида речевой деятельности в другой. На последнем этапе выработанные у учащихся лексические операции, образовавшие   лексический   навык,   должны   работать   как   одно   целое. Приобретенные   навыки   встраиваются   в   комплекс   лексических   умений   и функционируют в них. Такие лексические умения обеспечивают адекватное использование   лексических   единиц   активного   лексического   запаса   в ситуациях непосредственного общения и понимание их в этом общении через звуковой и зрительный тексты. Таким образом вырисовываются следующие этапы обучения речевым и лексическим навыкам в процессе чтения: 1. введение лексики, выделенной для изучения в текстовом материале; 2. закрепление лексики на материале словосочетаний и речевых образцов; 3. формирование речевых навыков на уровне высказываний.    Из   обозначенных   этапов   следует,   что   формирование   лексических   навыков начинается с предъявления слова на основе письменного текста. При этом   усваивается   звучание,   орфография   слова,   его   значение   и   способ употребления.   На   следующем   этапе   начинается   первичное   закрепление лексических   единиц   на   уровне   словосочетаний   именных,   глагольных, комбинированных.   Процесс   усвоения   лексических   единиц   ведется   на ситуациях устного речевого общения. На третьем этапе решаются конкретные коммуникативные   задачи:   высказать   собственное   суждение   по   поводу информации, полученной из текста. Соблюдение последовательности в работе над словом создает адекватные условия для их использования в разных видах речевой деятельности. Эта последовательность обучения доказала свою эффективность на всех этапах   обучения.   Поэтапное   обучение   лексическим   и   речевым   навыкам   в процессе   чтения   способствует   экономии   времени   и   усилий   при   усвоении лексических единиц, формируя более прочные навыки. Использование вариативного изучающего чтения в процессе овладения лексическими   единицами   позволяет   учащимся,   извлекая   информацию   из текста,   овладевать   другими   видами   речевой   деятельности,   в   том   числе   и устной речью. В процессе чтения учащиеся закрепляют известный материал, часто   непроизвольно   усваивают   встречающиеся   синтаксические   структуры, языковые штампы и символы. Установлено,   что   работа   с   текстом   способствует   образованию   и укреплению   речевых   умений.   На   всех   этапах   обучение   чтению   должно сочетаться   с   обучением   устной   иноязычной   речи.   С   одной   стороны,   это способствует   лучшему   запоминанию   языкового   материала,   с   другой, осуществлению   контроля   за   прочитанным.   На   более   высокой   ступени обучения   развитие   речевых   умений   осуществляется   посредством использования   подготовленной   речи,   включающей   заучивание,   повторение готовых   речевых   образцов,   комбинаторику   готовых   форм,   пересказ прочитанного, так и неподготовленной речи. Во всех случаях целенаправленно проводимая   работа   с  текстом   оказывает   помощь  в  формировании   речевых навыков и умений. При   обучении   лексическим   навыкам   и   умениям   текстовый   материал используется   для   введения,   семантизации   слов   и   их   закрепления. Повторяемость лексем в текстах способствует более прочному их усвоению. В практике обучения существует целая система упражнений, направленных на формирование лексических и речевых навыков устной речи на основе чтения. Учебные   тексты   на   базе   которых   строится   формирование   речевых навыков и умений, должны быть по возможности аутентичными, являющимися реальными   продуктами   речевой   деятельности   носителей   языка, адаптированные для нужд учащихся с учетом их уровня владения языком.  Темы текстов должны быть разно жанровыми и современными. Задача педагога заключается в стимуляции процесса освоения речевыми умениями и навыками  с помощью текстов, ситуативных упражнений, изучения лексики и создания   реальных   ситуаций   общения   в   виде   диалога   или   монолога высказывания.  Библиография 1. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней  школе. ­ М., 1988. 2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. ­ М., 2004 3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для  студентов педагогических вузов. ­ М.: Просвещение, 2000. ­ 232с. 4. Титова Л.А. Формирование навыков устной речи. ­ М., 2000. 5. Уэст М. Методика обучения чтению // Иностранные языки в школе. ­  2003. ­ №3. ­ С.46­47. 6. Шамов А.Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной  речи и чтения. ­ Нижний Новгород, 2000.

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку

Речевые умения и навыки часть содержания обучения иностранному языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019