Рефлексивный отчёт
о работе сетевого сообщества
Сетевое сообщество учителей Тайыншинского района, в которое входит 9 школ района создано в октябре 2015 года, создано для общения учителей, внедряющих новые подходы в практику преподавания и обучения. Данная работа является средством самообразования педагога, повышения его профессиональной компетентности, конструктивного обсуждения проблем, возникающих в ходе преподавательской практике, обобщения и распространения результатов педагогической деятельности педагогов.
Профессиональное сообщество составляют учителя, ведущие совместную деятельность после окончания курсов обучения учителей по программам 1-3 уровней в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров РК, реализующих модули уровневых программ в процессе преподавания для совершенствования практики преподавания и обучения. В составе сообщества работают над внедрением новых подходов в обучении 11 учителей первого уровня, 14 учителей второго уровня, 43 учителя третьего уровня. План работы сетевого сообщества составлен на основе районного Плана работы сообщества учителей.
Согласно плану проходят заседания учителей-уровневиков для оказания помощи педагогам не прошедшим уровневые курсы, цель которых – анализ проделанной работы, определение проблем, координирование дальнейшей деятельности, выработка последующих шагов, позволяющих добиваться успешности. За 2015-2016 учебный год прошло 6 заседаний сообщества. На первом заседании присутствовали учителя-лидеры СШ №1-4 г.Тайынша, где были определены цели и задачи создания сообщества, составлен план работы.
Приоритетное направление деятельности сертифицированных учителей – внедрение новых подходов в практику преподавания и обучения. Способом определения общих проблем в практики преподавания и обучения, а также определения успешности или неуспешности внедрения новых подходов в практику преподавания являются открытые уроки внутри сетевого сообщества: наблюдение учителей за деятельностью своего коллеги и деятельностью учащихся на уроках дают возможность не только пополнить свои знания, но и определить совместно способы разрешения проблем в практике преподавания и обучения.
На базе школы № 3 был проведён коучинг «О новых подходах в преподавании и обучении». (коуч Евладенко Е.Н.- Мироновская СШ). На семинаре присутствовало 24 учителя района. Способом определения общих проблем в практики преподавания и обучения, а также определения успешности или неуспешности внедрения новых подходов в практику преподавания являются открытые уроки внутри школы и сетевого сообщества: наблюдение учителей за деятельностью своего коллеги и деятельностью учащихся на уроках дают возможность не только пополнить свои знания, но и определить совместно способы разрешения проблем в практике преподавания и обучения.
Учитель Зеленогайской школы Кучинская А. В.выступила по теме: «Диалоговое обучение (работа в группе)» под менторством Амерхановой Ж.З. Применять диалогическое обучение рационально, так как доступен учебный материал для работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Цель работы: вызвать интерес учащихся к предметам; повысить уровень знаний учащихся; учить критическому мышлению.
Своими наработками учителя, окончившие уровневые курсы, делятся с педагогами гимназии через проведение открытых уроков. Учитель начальных классов Гайдук Н.Р. поделилась интересными формами и методами работы в реализации семи модулей на уроках в начальных классах, что является высокой формой организации уроков в начальной школе.
Обязательным этапом каждого этапа урока стала рефлексия, когда учащиеся, выполняя задания на закрепление знаний о видах сказуемого, проанализировав свои ошибки, предлагали пути для их устранения.
На завершающем этапе урока учащимся было предложено продолжить одну из фраз: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…,я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…, я научился…и т.д, каждый учащийся смог проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Учитель Зеленогайской школы Винокуров Е.В. поделился опытом работы по теме «Виды рефлексии на уроке».
Совершенствование профессионального мастерства есть непрерывный процесс, особенно если речь идет о педагоге. Сетевое профессиональное сообщество является важной составляющей этого процесса. Поэтому необходимо вести работу по дальнейшему расширению и стабильному функционированию сетевого сообщества обучающихся учителей.
Отзывы коллег по итогам семинара содержали конструктивные предложения: по форме проведения – для эффективного отслеживания форм и приемов деятельности учителя и учащихся, разработать технологическую карту представляемых техник оценивания. Применять на практике новые техники, которые учителям представились особенно эффективными. Рефлексия учителей, присутствующих на семинаре показала, что это самый действенный и эффективный способ вовлечения учителей, не прошедших уровневые курсы, к изменению своей практики преподавания и обучения.
Рекомендацией выступающим педагогам было продолжать совершенствовать в своей работе, используя новые подходы на уроках, а также распространение педагогического опыта на страницах на интернет-сайтах, республиканских журналов, а также на сайте районного профессионального сообщества сертифицированных учителей.
В СШ №2 г.Тайынша был проведён коучинг-семинар «Использование интерактивных методов обучения для устранения пробелов в знаниях учащихся по подготовке к ЕНТ, к госаттестации школ по предметам по выбору», на котором присутствовало 16 учителей. Целью коучинга-семинара было ознакомить учителей с новыми подходами в обучении, а именно остановиться на «целеполагании» и «активных методов обучения». Для того, чтобы создать благоприятную обстановку и чтобы учителя активно принимали участие на коучинг-семинара и для поднятия настроения был проведён тренинг «Я хороший учитель, потому что…». Учителя с удовольствием высказывали своё мнение, что послужило в дальнейшей работе хорошим источником доверительных взаимоотношений в группе. Для деления на группы был использован метод «Броуновское движение».
Главная задача заинтересовать учителей темой коучинг-семинара. Поставлены вопросы: «Что можно сказать о системе образования в Казахстане?», и «Какие проблемы существуют у нас в школе?». Из ответов учителей можно было сделать вывод, что методику преподавания нужно усовершенствовать. Так как меняются время, люди, развивается страна и конечно же нужно меняться и самим учителям, стремиться к новым подходам в обучении.
С помощью приема «Мозговой штурм» учителя составили кластер «Что такое цель урока и зачем она нужна на уроке». Учителя, опираясь на опорные слова, составили кластер. В работу были включены все члены группы. Активно участвовали все учителя, предлагали разные идеи, фиксировали на листах.
Далее, была предложена группам разработка урока с элементами критического мышления, необходимо было в группах определить предмет, поставить цель урока, выделить ожидаемый результат в конце урока. Все группы справились с заданиями, были поставлены конкретные цели, ориентированные на ученика.
Учителя соблюдали временные рамки, были заинтересованы в том, что есть такие интересные методы и подходы в обучении, которые можно активно применять на уроках. И участники сами делают выводы, что данные приемы принесут им хорошие результаты. То есть ученики смогут сами контролировать свое обучение т.е тому как учиться.
Во второй части занятия был проведен, тренинг, который начался с деления на группы по методу «Страны и достопримечательности», учитель провела вводную лекцию по активным и интерактивным методам обучения. Далее группам были даны методы, которые были изучены и после обсуждения были выделены более эффективные методы для достижения результата при подготовке к ЕНТ. Успешными ситуациями в коучинг-тренинге можно назвать совместную работу учителей в группе, активное участие каждого в обсуждении проблемы и направленность на практические действия. Учителя готовы менять подходы к преподаванию и обучению.
Третьим вопросом было обсуждение вопроса «Активизация мыслительной деятельности учащихся при подготовке к ЕНТ», выступил учитель истории и географии Мироновской СШ Седлецкий А.И., обсуждались возникающие трудности, связанные с процессом обучения, контролем за степенью усвоения знаний, приобретением умений и навыков и о необходимости использования новых методов, приемов обучения. Антон Иосифович в своём выступлении рассказал о применении новых технологий для повышения мотивации учащихся для достижения результата. Были предложены ресурсы: Globe, Flipchart, Flags, Country Map – что очень заинтересовала аудиторию.
Чтобы подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой провела рефлексию. Было проведено анкетирование, в которое входило несколько вопросов, после обсуждения которых можно сделать вывод, что участникам тренинга было всё понятно, это необходимая тема над которой необходимо ещё работать, полученный материал будет применён на последующих уроках, и большинству педагогов необходима помощь тренера в дальнейшей работе.
По вопросу "Повышение эффективности подготовки к ЕНТ через стратегии развития критического мышления" – выступила Шаханова Ш.Р. – учитель казахского языка и литературы Зеленогайской школы. Шамшия Рахимжановна начала выступление с создания благоприятной обстановки в коллективе, использовав метод «Лабиринт». В течение своего выступления коуч работала с группами по изучению стратегий критического мышления, учителя составляли кластеры, заполняли таблицы, работали с текстами. Учитель в своем выступлении выделила сильные и слабые стороны подготовки к ЕНТ.
В заключение занятия, я сделала для себя вывод, что учителя уходят с занятия с мыслью о том, что получили много новых знаний, которые смогут уже завтра применить в своей практике.
Не получилось, по моему мнению, такая форма работы как самооценка и взаимоотношение. Это для них новый вид работы, который требует осмысления.
В нале четвёртой четверти был проведён коучинг-семинар по повышению мотивации к обучению:
В результате проведенного коуч-занятия можно говорить о важности мотивации в учебном процессе и значимости ее применения в по повышении эффективности обучения. Для этого необходимо учитывать следующие особенности построения учебного процесса:
1. Психологический климат класс. Создание комфортной атмосферы способствует совместной деятельности и обеспечивает повышение уровня мотивации учащихся, эффективность обучения.
2. Учитывать особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т. д.)
3. Использование активных методов обучения должно стать одним из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Данные методы приводят к появлению интенсивного и устойчивого интереса, эмоциональной включенности и формированию положительной мотивации.
Было проведено анкетирование учителей по активным методам обучения. В анкете большинство учителей отметили, что расширились их представления об активных методах обучения и что предложенные методы показались им интересными. Так же большинству учителей понравилось сотрудничать, работая в группах, обмениваясь опытом и обсуждая эти методы. Учителя отметили то, над чем стоит еще поработать, а именно над подробным изучением новых технологий и применением на практике активных методов на уроке. Отвечая на последний вопрос – Хочу узнать...? – учителя выразили желание узнать о других методиках активизации мыслительной деятельности на уроках, новых приемах и формах обучения. Проведя рефлексивный анализ, пришли к выводу, что учителя знают основополагающие идеи АФО, его приемы. Умеют применять их на практике и проявляют интерес к дальнейшему обучению.
Учителя получили материал об активных методах обучения в электронном виде.
Приложение №1.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Согласно плану следующее заседание учителей-уровневиков в форме «Круглого стола», цель которых – анализ проделанной работы, определение проблем, возникающих на данном этапе деятельности, координирование дальнейшей деятельности, разработка последующих шагов, позволяющих добиваться успешности. Совершенствование профессионального мастерства есть непрерывный процесс, особенно если речь идет о педагоге. Сетевое сообщество является важной составляющей этого процесса. Поэтому необходимо вести работу по дальнейшему расширению и стабильному функционированию сетевого сообщества обучающихся учителей.
Координатор Могульская С.В. (КГУ СШ №2 г.Тайынша)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.