Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся в начальной школе
Оценка 4.9

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся в начальной школе

Оценка 4.9
Лекции
docx
другое
3 кл
06.12.2022
Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся в начальной школе
 Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
доклад Хорошилова .docx

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

     Вы когда-нибудь слышали притчу о школе животных? Давно это было. Говорят, хорошая была школа. Помещение хорошее, учебные планы хорошие, учителя хорошие... Вот только животные учились плохо. Например, утка не могла научиться лазать по деревьям.

— Я хочу плавать! — крякала она.

— Научись сначала по деревьям лазать! — говорили ей учителя и ставили по этому предмету единицы. С обезьяной все было наоборот: она любила лазать по деревьям, но её обучали плаванию.

— Я лучше буду лазать по деревьям, — просила она.

— Научись сначала плавать! — настаивали учителя.

     Лягушки прекрасно умели нырять. Но их учили летать. И ставили им единицы за плохие способности. Воробьи прекрасно умели летать. Но их обучали нырянию. Они захлёбывались под водой, а потом тоже получали единицы за плохие способности.

     Но хуже всего пришлось бедным черепахам. После многочисленных попыток тестирования их способностей у них признали задержку в умственном развитии. Их учили в специальном классе в норе суслика. Были ли на самом деле животные неспособными?

     Ребёнок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Он преисполнен желания учиться. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьёзная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учёбе?

     На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. Он говорил, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.

     Это и определяет главный смысл деятельности учителя: создать ситуацию успеха для каждого ученика. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

      Особенностью государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.

     Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия  ударение нужно ставить на слог ле). В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

     Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Классификация рефлексии.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

 • Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),); духовное (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Является средством самопознания.

 • Рефлексия деятельности – это осмысление  способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов, что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка)

 Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

     Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлЕксия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

    Существует огромное количество определения эмоционального состояния учащегося.

     На уроках в 1 – 2 классах уместно использование карточек с изображением лица, различных картинок  («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; «радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – плоховато). Символы, цветовые сигналы  могут быть использованы в различных учебных ситуациях.

     Можно привести в пример работу с «деревом настроений», которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня. На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Можно использовать следующий цвет листьев – красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья чёрного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева, каждый в своё определённое место.

      Интерпретация цвета:

- красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе;

- фиолетовый – угнетённое состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями;

- жёлтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворённость своими успехами;

- зелёный – спокойное ровное настроение.

В течение дня детям предлагается подойти к «дереву настроения», выбрать листок и прикрепить его к дереву. Таким образом, приём «Дерево настроений» используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом.

     Удачно закончить урок на положительной ноте помогает: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.

     Здесь опять можно обратиться за помощью к психологам, которые утверждают, что похвала – это самый мощный инструмент учителя, если этот инструмент применяется правильно. «Если вы не знаете, за что похвалить ребёнка, придумайте это!» – такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру учителя в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребёнка учиться, и учиться с удовольствием. Естественно, если же с уст педагога будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль.

     Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности является важной задачей каждого учителя, желающего иметь успешных учеников.

     Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Здесь уместен приём «Лесенка успеха».

     Приём «Плюс – минус - интересно» позволит учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

       С целью закрепления уверенности ученика в собственных силах с первого класса каждый ребёнок ведёт папку «Моё портфолио». Портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.

      В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

Ø адекватно воспринимать себя;

Ø ставить цель деятельности;

Ø определять результаты деятельности;

Ø соотносить результаты с целью дея­тельности;

Ø определять наличие ошибок в собствен­ном поведении;

Ø описывать прожитую ситуацию.

     Подводя итог, хочу ещё раз напомнить, что успешный ученик – это ученик, способный использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны. Это человек с адекватно-позитивной самооценкой – ученик сам должен чувствовать себя успешным. Ведь сегодняшний успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!


 

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле)

В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле)

Символы, цветовые сигналы могут быть использованы в различных учебных ситуациях

Символы, цветовые сигналы могут быть использованы в различных учебных ситуациях

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022