В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок – это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
рефлексия этап современного урока.doc
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Урок главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки
учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем
проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его
атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть
сформированы универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной
деятельности, то есть современный урок – это развивающий урок. Один из принципов
развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть
активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие
является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей
среды на уроке является этап рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад,
умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка
предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём
внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует
рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают
самоанализ деятельности и её результатов.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует,
он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя
говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе
целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие
рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на
те изменения, которые происходят в развитии человека.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного
пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель
не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую
цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы
человеческой сущности:
•
•
•
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
•
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как
индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно,
индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления,
раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности
(интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.
2)
3)
Интеллектуальная рефлексия.
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы,
практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению
помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных
механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Приемы интеллектуальной рефлексии представлены в приложении 1.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоциональнохудожественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния представлены в
приложении 2.
Рефлексия деятельности.
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока
даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя,
например, приём «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной
ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии деятельности представлены в приложении 3.
Рефлексия содержания учебного материала.
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания
пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора
афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки
«приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… Теперь я
знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём
синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое знание и осмысление нового.
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и
того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в
начале урока целей,
эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы.
свою активность,
Приемы рефлексии содержания учебного материала представлены в
приложении 4.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не
самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности:
самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся
и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на
личность каждого ученика.
1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб издательство
2. Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
«Речь», 2003 г.
224 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для
учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение,
2011.
4. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернетжурнал "Эйдос". 2012. №2.
http://eidos.ru/journal/2012/052910.htm Центр дистанционного образования "Эйдос".
5. Хуторской А.В. Модель системнодеятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернетжурнал
"Эйдос". 2012. №2. http://www.eidos.ru/journal/2012/032910.htm.
Рефлексия - как этап урока
Рефлексия - как этап урока
Рефлексия - как этап урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.