Рефлексия - как этап урока
Оценка 4.7

Рефлексия - как этап урока

Оценка 4.7
Семинары
doc
психологическая работа +1
4 кл
29.03.2017
Рефлексия - как этап урока
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок – это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
рефлексия этап современного урока.doc
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Урок   ­   главная   составная   часть   учебного   процесса.   Качество   подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения   урока,   его   содержательной   и   методической   наполненностью,   его атмосферой.  В   настоящее   время   все   более   актуальным   в   образовательном   процессе становится   использование   в   обучении   приемов   и   методов,   которые   формируют умения   самостоятельно   добывать   знания,   собирать   необходимую   информацию, выдвигать   гипотезы,   делать   выводы     и   умозаключения.     А   это   значит,   что   у современного   ученика   должны   быть     сформированы   универсальные   учебные действия,   обеспечивающие   способность   к   организации   самостоятельной   учебной деятельности, то есть современный урок – это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным  условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  Слово   рефлексия   происходит   от   латинского     reflexio   –   обращение   назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем   состоянии,  самопознание. Толковый  словарь   русского  языка  трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить   о   личностно   ориентированном   обучении.   Поэтому   в   начальной   школе целесообразно   обучать   школьников   рефлексивной   деятельности.   Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.   Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. При   взаимодействии   с   учащимися   учитель   использует,   в   зависимости   от обстоятельств,   один   из   видов   учебной   рефлексии,   отражающих   четыре   сферы человеческой сущности: • • • физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); интеллектуальную   (что   понял,   что   осознал   –   что   не   понял,   какие затруднения испытывал); • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала. Таким образом, рефлексия может: 1) выступать   формой   теоретической   деятельности,   способом   мышления, раскрывающим   цели,   средства,   содержание,   способы   собственной   деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.  2) 3) Интеллектуальная рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических   действий.   Интеллектуальная   рефлексия   способствует   осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Приемы интеллектуальной рефлексии представлены в приложении 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение   этого   вида   рефлексии   целесообразно   в   начале   урока   с   целью установления   эмоционального   контакта   с   группой   и   в   конце   деятельности. Применяются   карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение   настроения, эмоционально­художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния представлены в приложении 2.    Рефлексия  деятельности. Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».       Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи   (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Приемы рефлексии деятельности представлены в приложении 3.    Рефлексия содержания учебного материала. Эта   рефлексия   используется   для   выявления   уровня   осознания   содержания пройденного.   Эффективен   приём   незаконченного   предложения,   тезиса,   подбора афоризма.  Рефлексия  достижения   цели  с использованием  «дерева   целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… ­ Теперь я знаю…’’);   приём   анализа   субъективного   опыта   и   достаточно   известный   приём синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. (cid:252) (cid:252) (cid:252) Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале   урока   целей,   эффективность   работы   класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.    свою   активность, Приемы   рефлексии   содержания   учебного   материала   представлены   в приложении 4.    Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка  к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  Однако,   процесс   рефлексии   должен   быть   многогранным,   так   как   оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом,  рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и   учителя,   позволяющая   совершенствовать   учебный   процесс,   ориентируясь   на личность каждого ученика.  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. ­ СПб издательство 2. Заир­ Бек С.И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. «Речь», 2003 г. ­224 с. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.  4. Хуторской   А.В.  Что   такое   современный   урок   //   Интернет­журнал   "Эйдос".   ­   2012.   ­№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529­10.htm   ­ Центр дистанционного образования "Эйдос".  5. Хуторской А.В. Модель системно­деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2012. ­№2.    http://www.eidos.ru/journal/2012/0329­10.htm.

Рефлексия - как этап урока

Рефлексия - как этап урока

Рефлексия - как этап урока

Рефлексия - как этап урока

Рефлексия - как этап урока

Рефлексия - как этап урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017