Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
математика
Взрослым
30.05.2017
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
рефлексия.doc
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС Приоритетной   целью   современной   образовательной   концепции   стало развитие   личности,   готовой   к   самообразованию,   самовоспитанию   и саморазвитию.  В   связи   с   этим   одной   из   задач   современного   урока   является формирование у учащегося  способности к рефлексивному контролю своей деятельности   как   источника   мотива   и   умения   учиться,   познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое   его   действие   является   осознанным   и   понятным.   Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является   обязательным   этапом   урока.   В   ФГОС   особый   упор   делается   на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При   этом   учитель   играет   роль   организатора,   а   главными   действующими лицами выступают ученики. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой   вклад   в   общее   дело   он   может   внести;может   ли   он   адекватно оценивать   свой   труд   и   работу   своих   одноклассников,то   процесс   обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие   (изменение   самого   себя).   И   то   и   другое   невозможно   без рефлексии.  Осуществлять рефлексию можно по­разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.   Рефлексия   способствует   развитию   трёх   важных   качеств   человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность. Самостоятельность.   Не   учитель   отвечает   за   ученика,   а   ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.  Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.  Конкурентоспособность. Умеет делать что­то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.  Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.  Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать   класс,   уже   в   ходе   урока   видеть,   что   было   понято,   а   что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но   и   выстроить   логическую   цепочку,   систематизировать   полученный   опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Рефлексия (от лат. reflexio ­ обращение назад) – мыслительный процесс, направленный   на   самопознание,   анализ   своих   эмоций   и   чувств,   состояний, способностей,   поведения,   способность   человека   взглянуть   на   себя   со стороны.Термин   появился   первоначально   в   философии,   затем   стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии. Было   сформировано   отдельное   направление   (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью   изменять   структуры   сознания,   а   также   его   содержание. Рефлексия   начинает   формироваться   в   младшем   школьном   возрасте,   а   в подростковом   становится   основным   фактором   регуляции   поведения   и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»). В   современной   педагогике   под   рефлексией   понимают   самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия   на   уроке   –   это   совместная   деятельность   учащихся   и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика. ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ Существует   несколько   классификаций   рефлексии.   Зная классификацию,   учителю   удобнее   варьировать   и   комбинировать   приемы, включая рефлексию в план урока. I.   По   содержанию   рефлексия   может   быть:   символическая,   устная   и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов   (карточек,   жетонов,   жестов   и   пр.).   Устная   предполагает   умение ребенка   связно   высказывать   свои   мысли   и   описывать   свои   эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. II.   По   форме   деятельности   рефлексия:   коллективная,   групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно   в   таком   порядке   удобнее   приучать   детей   к   данному   виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно   опрашивать   учащихся.   Это   подготовит   учащихся   к самостоятельной работе над собой. Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и   специфики   собственной   личности),   интеллектуальную   (формирование представлений   человека   о   его   интеллектуальных   способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы). Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают   ситуативную,   ретроспективную   и   проспективную   рефлексии. Первый   вид   связан   с   ситуацией   в   настоящем,   анализом   личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных   с   прошлым.   Проспективная   рефлексия   позволяет   анализировать предстоящую деятельность. При   взаимодействии   с   учащимся   учитель   использует,   в зависимости   от   обстоятельств,   один   из   видов   учебной   рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 1) 2) 3) физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно ­ дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, 4) других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может:  1) выступать   формой   теоретической   деятельности,  способом мышления,   раскрывающим   цели,   содержание,   средства,   способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2) отражать   внутреннее   состояние   человека   (сенсорная рефлексия); 3) быть средством самопознания.    Следует также различать виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния,  рефлексия содержания учебного материала,  рефлексия содержания и результатов учебной деятельности, Проведение  рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно   осуществлять   в   начале   урока   с   целью   установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение   настроения, эмоционально­художественное   оформление     музыкальный фрагмент). (картина, Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать   красками   своё   настроение   в   виде   полоски,   листочка,   облачка, пятнышка (в течении 1 минуты). Чтобы   определить   настроение   по   цвету   можно   применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный   цвет   мягких   тонов  (розовый,   оранжевый)   –   радостное, восторженное настроение, красный   насыщенный   и   яркий   цвет  –   нервозное,   возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный  –   активность,   (но   при   насыщенности   цвета   –   это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый  –   беспокойное,   тревожное   настроение,   близкое   к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Рефлексия   содержания   учебного   материала  используется   для выявления   уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием незаконченного   предложения   (Мне   было   легче   всего   …   Мне   лучше   всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на   уроке   понял,   что   …,   прием   тезиса,   подбора   афоризма,   рефлексия достижения   цели   с   использованием   «дерева   целей»,   оценки   «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…); прием   анализа   субъективного   опыта   и   достаточно   известный   прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Научившись   оценивать   свое   эмоциональное   состояние   и   содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие   виды   учебной   деятельности   даются   ему   легко,   а   над   какими необходимо   работать.   Формирование   рефлексивных   умений   на   этом   этапе можно   начать   с   более   легких   приемов   –   «Полянка»,   «Украсим   торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.  Умение   оценить   результаты   учебной   деятельности   и   определить, насколько   они   зависят   от   её   содержания,   позволяет   научить   школьника планировать   свою   дальнейшую   деятельность,   выстраивать   программу саморазвития и становится залогом успеха. Рефлексия   учебной   деятельности  дает   возможность   осмысления способов   и   приемов   работы   с   учебным   материалом,   поиска   наиболее рациональных.   Этот   вид   рефлексивной   деятельности   приемлем   на   этапе проверки   домашнего   задания,   защите   проектных   работ.   Применение   этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на   разных   этапах   урока,   используя,   например,   прием   «лестницы   успеха». Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи   (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Приемы   рефлексии   результатов   учебной   деятельности,   или   оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка»,   «Диаграмма   успешности»,   «Эссе»,   различные   виды   Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».   Обычно   в   конце   урока   подводятся   его   итоги,   обсуждается   то,   что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,   увлечённость   и   полезность   выбранных   форм   урока.   Ученики   по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …           Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс­ минус­интересно».  Ученикам   предлагается   таблица,  в  которой   необходимо ответить на вопросы, используя «плюс­минус»:          ­  Понравилась вам такая форма работы?          ­  Довольны вы результатом своей работы?          ­   Насколько урок оказался полезным?            В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку. Например: I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке: 1. Я понял цели урока: А) да; б) нет; в) частично. 2. Что было сложным на уроке? А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ. 3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок? А) анализ текста; б) составление таблицы. II. Вы довольны своей работой на уроке? А)да; б) нет. III. Если довольны, то почему?       Если недовольны своей работой, то возможно: 1.       Вы волновались. Почему? 2.        Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках. 3.        Плохое самочувствие. 4.       Не понял объяснений учителя. 5.        Мешали одноклассники.            Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы: ! – интересно и понятно; ? – нужно задуматься над своими поступками и поведением; !! – доволен своей работой.       Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур: ­  Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»; ­ Квадрат – «хорошо»; ­ Круг – «плохо»; ­  Треугольник – «совсем плохо»     Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать   в   разных   направлениях:   индивидуально,   в   группах,   коллективно. Чтобы   показать   ученикам,   как   они   работали   в   группе,   анализируется   не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: 1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания? 2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе? 3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы? 4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе? Таким   образом,   рефлексивно­оценочная   деятельность   на   уроке позволяет:   зафиксировать   новое   содержание,   изученное   на   уроке;   оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей   учебной   деятельности.   Позволяет   педагогу   проводить   анализ   и оценку   деятельности   учащихся,   своей   деятельности,   определять   новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017