Рефлексия как процесс формирования самоанализа учебной и творческой внеурочной деятельности.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +2
Все классы
14.02.2019
Магистрант 1-го курса группы М-СР-18
Финансово-экономического института
«ФГАОУ ВО Северо-Восточного
Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуева Виктория Васильевна
Рефлексия как процесс формирования самоанализа учебной и творческой внеурочной деятельности.
Ориентация на личностное развитие ребёнка в настоящее время является основной идеей современного образования. Эта тенденция вводится в практику школы путём внедрения педагогических технологий, реализующих идеи личностно- ориентированного обучения. Научить ребёнка учиться-цель всего процесса обучения. Процесс формирования у младших школьников этого умения характеризуется, в том числе и появлением новых психических свойств. Одно из них –рефлексия.
Термин рефлексия мы определяем для себя, как «разговор с самим собой». Словари различных языков, в том числе и русского, определяют рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В настоящее время педагогика понимает под рефлексией процесс самоанализа учебной или творческой деятельности и её результатов. Она направлена на сбор и осознание всего, что встретилось в учебном процессе как каждому ученику, так и всей группе или классу. Цель рефлексии –не простая фиксация результата обучения, а анализ и сравнение своих способов и методов действия на этом пути, со способами и методами действия других учеников. Применить рефлексию можно не только в конце урока или занятия, но и на любом его этапе.
Чаще всего на уроках и во внеурочной деятельности мы применяем рефлексию настроения, эмоционального состояния и рефлексию деятельности. Рефлексия настроения целесообразна в начале урока или занятия, с целью установления эмоционального контакта с классом, и в конце деятельности. Наиболее часто применяются карточки с изображением эмоций на лицах, цветовое изображение настроения.
Рефлексия деятельности - это возможность осмысления способов и приёмов работы с материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого. Наиболее часто используется приём «Лесенка успеха» (автор Людмила Григорьевна Петерсон). Ученики рисуют человечка, то есть себя, на той ступеньке лесенки, которую они достигли на данный момент. Этот приём применим в любой части занятия и служит хорошим материалом для оценки самого себя на разных этапах урока или занятия. Так же используется и такой вид рефлексии, как рефлексия содержания учебного материала, используемая для выявления уровня осознания пройденного и изученного. Для этого вида рефлексии популярен и эффективен приём незаконченного предложения, тезиса (На уроке я узнал…, Я выполнял задания…, Теперь я умею…, Я научился…, Я с интересом узнал, что…, Меня удивило…)
Как любая другая деятельность, рефлексия может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, необходимо анализировать не только результат, но и процесс работы
Современные исследования говорят о том, что формирование рефлексивных умений состоит из трёх этапов: коллективной рефлексии, групповой рефлексии, индивидуальной рефлексии.
Формирование коллективной рефлексии совпадает с началом школьной жизни. В этот период перед учителем стоит цель – сформировать учебную деятельность класса.
На стадии формирования групповой рефлексии цель учителя – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.
Становление индивидуальной рефлексии характеризуется формированием индивидуальной учебной деятельности. Именно эта форма рефлексии становится основой саморазвития личности.
РВВ.docx
Магистрант 1го курса группы МСР18
Финансовоэкономического института
«ФГАОУ ВО СевероВосточного
Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуева Виктория Васильевна
Рефлексия как процесс формирования самоанализа учебной и
творческой внеурочной деятельности.
Ориентация на личностное развитие ребёнка в настоящее время
является основной идеей современного образования. Эта тенденция вводится
в практику школы путём внедрения педагогических технологий, реализующих
идеи личностно ориентированного обучения. Научить ребёнка учитьсяцель
всего процесса обучения.
Процесс формирования у младших
школьников этого умения характеризуется, в том числе и появлением новых
психических свойств. Одно из них –рефлексия.
Термин рефлексия мы определяем для себя, как «разговор с самим
собой». Словари различных языков, в том числе и русского, определяют
рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание,
самоанализ. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ
самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и
прошедших событий.
В настоящее время педагогика понимает под рефлексией процесс
самоанализа учебной или творческой деятельности и её результатов. Она
направлена на сбор и осознание всего, что встретилось в учебном процессе
как каждому ученику, так и всей группе или классу. Цель рефлексии –не
простая фиксация результата обучения, а анализ и сравнение своих способов и методов действия на этом пути, со способами и методами действия других
учеников. Применить рефлексию можно не только в конце урока или занятия,
но и на любом его этапе.
Чаще всего на уроках и во внеурочной деятельности мы применяем
эмоционального состояния и рефлексию
рефлексию настроения,
деятельности. Рефлексия настроения целесообразна в начале урока или
занятия, с целью установления эмоционального контакта с классом, и в конце
деятельности. Наиболее часто применяются карточки с изображением эмоций
на лицах, цветовое изображение настроения.
Рефлексия деятельности это возможность осмысления способов и приёмов
работы с материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида
рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого.
Наиболее часто используется приём «Лесенка успеха» (автор Людмила
Григорьевна Петерсон). Ученики рисуют человечка, то есть себя, на той
ступеньке лесенки, которую они достигли на данный момент. Этот приём
применим в любой части занятия и служит хорошим материалом для оценки
самого себя на разных этапах урока или занятия. Так же используется и такой
вид рефлексии, как рефлексия содержания учебного материала, используемая
для выявления уровня осознания пройденного и изученного. Для этого вида
рефлексии популярен и эффективен приём незаконченного предложения,
тезиса (На уроке я узнал…, Я выполнял задания…, Теперь я умею…, Я
научился…, Я с интересом узнал, что…, Меня удивило…)
Как любая другая деятельность, рефлексия может организовываться в
индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они
работали в группе, каков уровень их коммуникации, необходимо
анализировать не только результат, но и процесс работы
Современные исследования говорят о том, что формирование рефлексивных
умений состоит из трёх этапов: коллективной рефлексии, групповой
рефлексии, индивидуальной рефлексии. Формирование коллективной рефлексии совпадает с началом школьной
жизни. В этот период перед учителем стоит цель – сформировать учебную
деятельность класса.
На стадии формирования групповой рефлексии цель учителя –
формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует
свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.
Становление
рефлексии характеризуется
формированием индивидуальной учебной деятельности. Именно эта форма
индивидуальной
рефлексии становится основой саморазвития личности.
Рефлексия как процесс формирования самоанализа учебной и творческой внеурочной деятельности.
Рефлексия как процесс формирования самоанализа учебной и творческой внеурочной деятельности.
Рефлексия как процесс формирования самоанализа учебной и творческой внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.