Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
10 кл
08.06.2017
Научно – техническая революция. Сформировать понятие «научно-техническая революция». Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
НТР 10 класс.docx
Региональнвй конкурс методических разработок по географии
«Мой лучший урок»
2017 год.
Урок по географии в 10 классе с учетом требований ФГОС.
1) ФИО автора: Ануфриева Ольга Ивановна
2) Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №24 имени Героя Советского Союза А.В. Федотова
Кировского района Волгограда»
3) Должность: учитель
4) Предмет: география
5) Класс: 10
6) Тема урока и номер урока в теме: Научно – техническая
революция
7) Базовый учебник: География, В.П. Максаковский, Просвещение.
8) Цель урока: сформировать понятие «научно-техническая
революция».
9) Задачи:
Обучающая: раскрыть содержание понятия НТР, познакомить с
чертами и частями НТР. Развивающая: развить умение составлять
конспекты урока-лекции, составлять ЛОС (логические опорные схемы)
Воспитательная: способствовать формированию географической
культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
10) Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как
важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность,
определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск,
анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и
работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их
фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы
с учебником для исследования.
Предметные: называть наизусть определение НТР, части и черты НТР
11) Универсальные учебные действия: Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством
учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с
поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях,
внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор
информации, добывать новые знания из источников ЭОР,
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с
другом.
12) Тип урока: комбинированный.
13) Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
14) Оборудование: мультимедиа, инфо-уроки, атласы, учебник
15) Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Показ видеороликов использование фрагментов ИНФО-уроков и
уроки географии 10 класс Кирилла и Мифодия по данной теме.
Учитель: В какой эпохе мы с вами живем? (Учащиеся говорят про НТР).
Да, мы с вами живем в эпоху научно-технической революции, которая
влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении
этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Что же такое НТР? Дайте краткое определение НТР без
помощи учебника. (учащиеся могут дать следующее определение: НТР
– это коренной переворот в производительных силах человечества,
основанный на превращении науки в производительную силу общества)
Учитель: используя текст учебника определите в чем отличие понятий
НТР и научно-технический прогресс? (примерный ответ ученика,
Научно-технический прогресс это постепенное поступательное
развитие производительных сил, который является эволюционным
развитием общества. На его фоне НТР – период быстрых и глубоких
изменений.)
Учитель: Современная НТР имеет 4 отличительных черт:
1. Универсальность, всеохватность. Задание: прочитайте текст учебника на с.83, пункт 2 и приведите
примеры универсальности и всеохватности НТР. (ответ ученика: НТР
проявляется в использовании компьютеров в промышленности, в быту,
образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира:
развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании
космических кораблей, атомных станций, лазера и др. )
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за
последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша
бабушка, мама? (ученики перечисляют новые техники).
2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Задание: Приведите пример используя текст учебника. (ответ ученика:
резкое сокращение времени от изобретения , научного открытия до
внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении
техники, технологии.)
Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы
подтверждал эту черту НТР (с.103). (Первые телепередачи с
Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры
проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии.
Олимпиаду 1960 года в Риме смотрели жители нескольких соседних
стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и
в Сеуле в 1988г –около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992
году – около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и
первенство мира по футболу во Франции в 1998 году – более 3 млрд
человек).
3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых
ресурсов.
Задание: приведите пример. (Ученик: в эпоху НТР востребованы
работники с высшим образованием, увеличилась доля работников
умственного труда.)
Учитель: Да, это касается вас, закончив ВУЗ, вы легче найдете
интересную и высокооплачиваемую работу.
4. Военно-технический характер.
Задание: приведите пример.
Ученик: Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны,
как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР
возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после
которого началась гонка вооружения между двумя мощными
державами США и СССР. В период «холодной войны» научные
достижения использовались в военных целях. Учитель: Части НТР. НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг
с другом:
1. Наука.
2. Техника и технология
3. Производство
4. Управление
Учитель: расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 84-88.
Используя текст учебника на с.84(3), приведите примеры проявления
НТР в науке.
Ученик 1: В настоящее время научной работой занято столько ученых
на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле,
т.е. в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
Ученик 2: Увеличились расходы на науку, особенно в развитых
странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
Ученик 3: Возникли города науки – технополисы.
Ученик 4: Производство становится все более наукоемким, быстро
развиваются наукоемкие, новейшие отрасли. НТР в технике и
технологии.
Учитель: используя текст учебника, ответьте на вопросы. (вопросы
записаны на листочках, раздается)
1. Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с
главной функцией техники и технологии в эпоху НТР добавились
ресурсосберегающая и природоохранная функции)
2. Назовите два главных пути развития техники и технологии.
(Эволюционный и революционный пути развития)
3. Приведите примеры проявления НТР в технологии. ( В
машиностроении переход от механических способов обработки металла
к немеханическим – электрохимическим, плазменным, ультрозвуковым
и т.д. В металлургии – внедоменный процесс плавки стали,
непрерывная разливка стали. В связи – стекловолоконная связь,
телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь). Проверка
ответов . НТР в производстве. Задание: Укажите 6 направлений
развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с.85-86.
Ученик 1:
1. Электронизация (производство и использование ЭВМ) . 2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы)
Ученик 2:
3.Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).
4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика,
металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» - титан,
бериллий, литий).
Ученик 3:
5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов). .
6. Космизация (использование космоса для исследования земли, в
рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в
условиях вакуума НТР в управлении.
Учитель: приведите примеры используя текст на с.87-88.
Ученик:
1. Существование единой информационной сферы – Интернет.
2. Наука управления – кибернетика.
3. Востребованность работников новых профессий – программистов,
операторов.
4. Геоинформатика – новое направление географии.
5. АСУ – автоматические системы управления. )
IV. Закрепление.
Учитель: Используя дополнительный текст учебника на с. 104-105,
определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные
факты? (работают в парах).
1. Что такое НТР.
2. Назовите характерные черты и составные части НТР.
3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и
технологии?
4. Каковы главные пути развития производства?
5. Почему возросла роль управления в период НТР?
V. Рефлексия. (Итог урока). Самооценка работы в течение урока по
методике «Светофор»(у каждого ученика заранее подготовленные
цветные бумаги ): красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
Учитель выставляет оценки, с комментариями.
VI. Домашнее задание. Тема 4, часть 1. (с.83-88)
Задание по выбору:
Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”.
1. “Развитие биотехнологий в современном мире”.
2. “Космос и НТР”.
3. “НТР и здоровье человечества”.
4. “Нобелевские лауреаты и НТР”.
5. “Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.