Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научно – техническая революция. Сформировать понятие «научно-техническая революция». Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Иконка файла материала НТР 10 класс.docx
Региональнвй конкурс методических разработок по географии «Мой лучший урок» 2017 год. Урок по географии в 10 классе с учетом требований ФГОС. 1) ФИО автора: Ануфриева Ольга Ивановна 2) Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №24 имени Героя Советского Союза А.В. Федотова Кировского района Волгограда» 3) Должность: учитель 4) Предмет: география 5) Класс: 10 6) Тема урока и номер урока в теме: Научно – техническая революция 7) Базовый учебник: География, В.П. Максаковский, Просвещение. 8) Цель урока: сформировать понятие «научно-техническая революция». 9) Задачи: Обучающая: раскрыть содержание понятия НТР, познакомить с чертами и частями НТР. Развивающая: развить умение составлять конспекты урока-лекции, составлять ЛОС (логические опорные схемы) Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. 10) Планируемые результаты: Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. Предметные: называть наизусть определение НТР, части и черты НТР 11) Универсальные учебные действия:Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 12) Тип урока: комбинированный. 13) Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах. 14) Оборудование: мультимедиа, инфо-уроки, атласы, учебник 15) Ход урока. I. Орг. момент. II. Актуализация опорных знаний. Показ видеороликов использование фрагментов ИНФО-уроков и уроки географии 10 класс Кирилла и Мифодия по данной теме. Учитель: В какой эпохе мы с вами живем? (Учащиеся говорят про НТР). Да, мы с вами живем в эпоху научно-технической революции, которая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР. III. Изучение нового материала. Учитель: Что же такое НТР? Дайте краткое определение НТР без помощи учебника. (учащиеся могут дать следующее определение: НТР – это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества) Учитель: используя текст учебника определите в чем отличие понятий НТР и научно-технический прогресс? (примерный ответ ученика, Научно-технический прогресс это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества. На его фоне НТР – период быстрых и глубоких изменений.) Учитель: Современная НТР имеет 4 отличительных черт: 1. Универсальность, всеохватность.Задание: прочитайте текст учебника на с.83, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (ответ ученика: НТР проявляется в использовании компьютеров в промышленности, в быту, образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др. ) Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама? (ученики перечисляют новые техники). 2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований. Задание: Приведите пример используя текст учебника. (ответ ученика: резкое сокращение времени от изобретения , научного открытия до внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении техники, технологии.) Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту черту НТР (с.103). (Первые телепередачи с Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960 года в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и в Сеуле в 1988г –около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 году – около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 году – более 3 млрд человек). 3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. Задание: приведите пример. (Ученик: в эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда.) Учитель: Да, это касается вас, закончив ВУЗ, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу. 4. Военно-технический характер. Задание: приведите пример. Ученик: Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в военных целях.Учитель: Части НТР. НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом: 1. Наука. 2. Техника и технология 3. Производство 4. Управление Учитель: расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 84-88. Используя текст учебника на с.84(3), приведите примеры проявления НТР в науке. Ученик 1: В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, т.е. в эпоху НТР резко увеличилось число ученых. Ученик 2: Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны. Ученик 3: Возникли города науки – технополисы. Ученик 4: Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли. НТР в технике и технологии. Учитель: используя текст учебника, ответьте на вопросы. (вопросы записаны на листочках, раздается) 1. Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху НТР добавились ресурсосберегающая и природоохранная функции) 2. Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволюционный и революционный пути развития) 3. Приведите примеры проявления НТР в технологии. ( В машиностроении переход от механических способов обработки металла к немеханическим – электрохимическим, плазменным, ультрозвуковым и т.д. В металлургии – внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи – стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь). Проверка ответов . НТР в производстве. Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с.85-86. Ученик 1: 1. Электронизация (производство и использование ЭВМ) .2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы) Ученик 2: 3.Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика). 4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» - титан, бериллий, литий). Ученик 3: 5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов). . 6. Космизация (использование космоса для исследования земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума НТР в управлении. Учитель: приведите примеры используя текст на с.87-88. Ученик: 1. Существование единой информационной сферы – Интернет. 2. Наука управления – кибернетика. 3. Востребованность работников новых профессий – программистов, операторов. 4. Геоинформатика – новое направление географии. 5. АСУ – автоматические системы управления. ) IV. Закрепление. Учитель: Используя дополнительный текст учебника на с. 104-105, определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты? (работают в парах). 1. Что такое НТР. 2. Назовите характерные черты и составные части НТР. 3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии? 4. Каковы главные пути развития производства? 5. Почему возросла роль управления в период НТР? V. Рефлексия. (Итог урока). Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»(у каждого ученика заранее подготовленные цветные бумаги ): красный–я работал отлично, мне всё понятно желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилосьсиний – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. Учитель выставляет оценки, с комментариями. VI. Домашнее задание. Тема 4, часть 1. (с.83-88) Задание по выбору: Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”. 1. “Развитие биотехнологий в современном мире”. 2. “Космос и НТР”. 3. “НТР и здоровье человечества”. 4. “Нобелевские лауреаты и НТР”. 5. “Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”

Посмотрите также