Научно – техническая революция. Сформировать понятие «научно-техническая революция». Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Региональнвй конкурс методических разработок по географии
«Мой лучший урок»
2017 год.
Урок по географии в 10 классе с учетом требований ФГОС.
1) ФИО автора: Ануфриева Ольга Ивановна
2) Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №24 имени Героя Советского Союза А.В. Федотова
Кировского района Волгограда»
3) Должность: учитель
4) Предмет: география
5) Класс: 10
6) Тема урока и номер урока в теме: Научно – техническая
революция
7) Базовый учебник: География, В.П. Максаковский, Просвещение.
8) Цель урока: сформировать понятие «научно-техническая
революция».
9) Задачи:
Обучающая: раскрыть содержание понятия НТР, познакомить с
чертами и частями НТР. Развивающая: развить умение составлять
конспекты урока-лекции, составлять ЛОС (логические опорные схемы)
Воспитательная: способствовать формированию географической
культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
10) Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как
важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность,
определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск,
анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и
работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их
фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы
с учебником для исследования.
Предметные: называть наизусть определение НТР, части и черты НТР
11) Универсальные учебные действия:Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством
учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с
поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях,
внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор
информации, добывать новые знания из источников ЭОР,
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с
другом.
12) Тип урока: комбинированный.
13) Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
14) Оборудование: мультимедиа, инфо-уроки, атласы, учебник
15) Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Показ видеороликов использование фрагментов ИНФО-уроков и
уроки географии 10 класс Кирилла и Мифодия по данной теме.
Учитель: В какой эпохе мы с вами живем? (Учащиеся говорят про НТР).
Да, мы с вами живем в эпоху научно-технической революции, которая
влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении
этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Что же такое НТР? Дайте краткое определение НТР без
помощи учебника. (учащиеся могут дать следующее определение: НТР
– это коренной переворот в производительных силах человечества,
основанный на превращении науки в производительную силу общества)
Учитель: используя текст учебника определите в чем отличие понятий
НТР и научно-технический прогресс? (примерный ответ ученика,
Научно-технический прогресс это постепенное поступательное
развитие производительных сил, который является эволюционным
развитием общества. На его фоне НТР – период быстрых и глубоких
изменений.)
Учитель: Современная НТР имеет 4 отличительных черт:
1. Универсальность, всеохватность.Задание: прочитайте текст учебника на с.83, пункт 2 и приведите
примеры универсальности и всеохватности НТР. (ответ ученика: НТР
проявляется в использовании компьютеров в промышленности, в быту,
образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира:
развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании
космических кораблей, атомных станций, лазера и др. )
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за
последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша
бабушка, мама? (ученики перечисляют новые техники).
2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Задание: Приведите пример используя текст учебника. (ответ ученика:
резкое сокращение времени от изобретения , научного открытия до
внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении
техники, технологии.)
Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы
подтверждал эту черту НТР (с.103). (Первые телепередачи с
Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры
проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии.
Олимпиаду 1960 года в Риме смотрели жители нескольких соседних
стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и
в Сеуле в 1988г –около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992
году – около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и
первенство мира по футболу во Франции в 1998 году – более 3 млрд
человек).
3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых
ресурсов.
Задание: приведите пример. (Ученик: в эпоху НТР востребованы
работники с высшим образованием, увеличилась доля работников
умственного труда.)
Учитель: Да, это касается вас, закончив ВУЗ, вы легче найдете
интересную и высокооплачиваемую работу.
4. Военно-технический характер.
Задание: приведите пример.
Ученик: Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны,
как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР
возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после
которого началась гонка вооружения между двумя мощными
державами США и СССР. В период «холодной войны» научные
достижения использовались в военных целях.Учитель: Части НТР. НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг
с другом:
1. Наука.
2. Техника и технология
3. Производство
4. Управление
Учитель: расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 84-88.
Используя текст учебника на с.84(3), приведите примеры проявления
НТР в науке.
Ученик 1: В настоящее время научной работой занято столько ученых
на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле,
т.е. в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
Ученик 2: Увеличились расходы на науку, особенно в развитых
странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
Ученик 3: Возникли города науки – технополисы.
Ученик 4: Производство становится все более наукоемким, быстро
развиваются наукоемкие, новейшие отрасли. НТР в технике и
технологии.
Учитель: используя текст учебника, ответьте на вопросы. (вопросы
записаны на листочках, раздается)
1. Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с
главной функцией техники и технологии в эпоху НТР добавились
ресурсосберегающая и природоохранная функции)
2. Назовите два главных пути развития техники и технологии.
(Эволюционный и революционный пути развития)
3. Приведите примеры проявления НТР в технологии. ( В
машиностроении переход от механических способов обработки металла
к немеханическим – электрохимическим, плазменным, ультрозвуковым
и т.д. В металлургии – внедоменный процесс плавки стали,
непрерывная разливка стали. В связи – стекловолоконная связь,
телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь). Проверка
ответов . НТР в производстве. Задание: Укажите 6 направлений
развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с.85-86.
Ученик 1:
1. Электронизация (производство и использование ЭВМ) .2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы)
Ученик 2:
3.Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).
4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика,
металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» - титан,
бериллий, литий).
Ученик 3:
5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов). .
6. Космизация (использование космоса для исследования земли, в
рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в
условиях вакуума НТР в управлении.
Учитель: приведите примеры используя текст на с.87-88.
Ученик:
1. Существование единой информационной сферы – Интернет.
2. Наука управления – кибернетика.
3. Востребованность работников новых профессий – программистов,
операторов.
4. Геоинформатика – новое направление географии.
5. АСУ – автоматические системы управления. )
IV. Закрепление.
Учитель: Используя дополнительный текст учебника на с. 104-105,
определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные
факты? (работают в парах).
1. Что такое НТР.
2. Назовите характерные черты и составные части НТР.
3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и
технологии?
4. Каковы главные пути развития производства?
5. Почему возросла роль управления в период НТР?
V. Рефлексия. (Итог урока). Самооценка работы в течение урока по
методике «Светофор»(у каждого ученика заранее подготовленные
цветные бумаги ): красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилосьсиний – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
Учитель выставляет оценки, с комментариями.
VI. Домашнее задание. Тема 4, часть 1. (с.83-88)
Задание по выбору:
Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”.
1. “Развитие биотехнологий в современном мире”.
2. “Космос и НТР”.
3. “НТР и здоровье человечества”.
4. “Нобелевские лауреаты и НТР”.
5. “Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”