Современные программы уроков литературы включают в ряд основного курса 6-х и 7-х классов произведения фантастики. Некоторые учащиеся впервые открывают для себя имена выдающихся писателей-фантастов: Жюля Верна – создателя научной фантастики, Рэя Брэдбери и Кира Булычова (И.В.Можейко).
Погружаясь в таинственные миры, созданные этими мастерами художественного слова, школьники вместе с героями переживают захватывающие события, узнают об удивительных научных открытиях и изобретениях. Изучая раздел «Мир фантастики и приключений», шестиклассники узнают об отличиях жанров фантастики и фэнтези. Любой из учащихся скажет о том, что оба жанра повествуют о событиях, явлениях и героях, которые не существуют в реальном мире. В связи с этим многие видят в фантастике лёгкий развлекательный жанр. Между тем - это серьёзный вид искусства, в своеобразной форме отражающий повседневную реальность. Поэтому очень важно научить школьников правильно оценивать оригинальность фантастических произведений, анализировать сюжетное и композиционное построение, выделять в них социальные, философские и этические проблемы.
Разработка урока литературы для 6 класса
школы с русским языком обучения (по новому учебнику).
Тема урока: Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ «Улыбка».
Цели урока:образовательная: познакомить учащихся с известным в мире фантастики именем - РэемБрэдбери, прочитать и проанализировать рассказ писателя «Улыбка»;
развивающая: развивать критическое мышление и связную речь учащихся, формировать навыки анализа литературного произведения, умение комментировать, высказывать свою точку зрения;
воспитательная:воспитывать вежливость, уважение к чужой точке зрения, бережное отношение к культурному наследию, любовь к прекрасному.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский.
Оборудование: портрет Рэя Брэдбери, текст рассказа «Улыбка», фотопортреты, репродукция картины Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дельДжокондо», запись музыкального произведения Франца Шуберта «Аве Мария».
Эпиграф урока (записан на доске):
«В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит именно тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу».
Р. Брэдбери.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие учащихся и установление контакта с ними. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.После чтения отрывков из фантастической повести Кира Булычова «Сто лет тому вперёд» ребятам было предложено придумать своё инопланетное животное, изобразить на бумаге и дать ему название.
III. Введение нового материала. Вступительное слово учителя:
- Ребята, перед вами несколько портретов (Мона Лиза, Юрий Гагарин, Андрей Миронов, принцесса Диана, маленький ребёнок). Внимательно посмотрите на них и скажите, что объединяет эти изображения?
- Правильно! Улыбка! Рассказ, с которого мы начинаем знакомство с известным американским писателем-фантастом РэемБрэдбери, называется «Улыбка».
1. Работа с портретом писателя.
2. Чтение вслух материала о РэеБрэдбери на стр. 156 учебника.
IV. Активизация нового материала.
1. Чтение учителем рассказа Р.Брэдбери «Улыбка».
2. Работа по вопросам и заданиям.
Ø Где и когда происходят события рассказа «Улыбка»?
(На главной площади большого города без названия, ранним утром)
Ø Что «приманило» в город собравшихся в очередь людей?
(Праздник и базарный день).
Ø Как мы догадываемся о разрухе в городе?Найдите и прочитайте эти слова в рассказе.
(«нигде не было огней», «среди разбитых зданий», «грязная, из грубой мешковины одежда соседей», «кофе в треснувших чашках», «варево в ржавой кастрюле», «разваленная взрывом каменная стена» и др.).
Ø Были ли в очереди среди взрослых дети?
(Только один мальчик по имени Том).
Ø Зачем с раннего утра собрались все эти люди ?
(Посмотреть на полотно с изображением Моны Лизы).
Ø Почему люди не сразу вспомнили, в каком году они живут?
(Произошла глобальная катастрофа).
Ø Какой предположительно шёл год ?
(2061 –й год).
Ø Что было запрещено делать людям, приближавшимся к портрету Моны Лизы?
(Запрещено подходить слишком близко и бросать камни в картину).
Ø Что собирались сделать и чему учили Тома взрослые из очереди?
(Плюнуть «в самую точку» изображения).
Ø Как они объясняли мальчику причину своей ненависти к шедевру?Процитируйте эти слова.
(«…Тут всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым. Ответь-ка ты мне, как мы дошли до такого состояния? Города - груды развалин, дороги от бомбёжек – словно пила, вверх – вниз поля по ночам светятся, радиоактивные…» «…Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало…»).
Ø Что отвечают взрослые на вопрос Тома: «А есть ли хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели?»
(«Ничего нет, кроме этих наших праздников, Том».).
Учитель:
- Что такое праздник, ребята? С чем ассоциируется у вас это слово?
Праздник
- это день торжества, установленный в честь какого-либо особо важного
события.
3. Составление на доске кластера «Праздник».
- Праздники объединяют людей, дают им возможность отдохнуть от повседневного труда и забот. Праздники украшают нашу жизнь, дарят яркие впечатления и запоминаются надолго.
Ø Какие праздники мысленно перебирали в своей памяти Том и его собеседники?Прочитайте, как их отмечали?
(«Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные». А праздник науки <…>,когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!..»
«…громили завод, который ещё пытался выпускать самолёты <…> А потом нашли типографию и склад боеприпасов и взорвали их вместе!»)
- Ребята, обратите внимание на словосочетание «бросали жребий». То есть желающих было так много, что только «счастливчики» удостаивались права громить технику.
- Какими словами можно назвать то, чем занимались люди из города будущего в «праздники»?
(Вандализм, варварство, дикость)
- Определите значение этих слов.
· Вандализм - преднамеренная порча и умышленное разрушение каких-либо материальных или духовных ценностей.
· Варварство – невежественное отношение к культурным ценностям, невежество, бескультурье.
· Дикость – действия, несовместимые с представлениями о приличиях, совести, разуме.
- К каким выводам приводят нас эти наблюдения в рассказе РэяБрэдбери?
(Люди забыли, что такое праздники, ими движут чувства злобы, презрения и ненанвисти).
Ø О чём спорят люди в очереди после того, как вспомнили «праздники»?
(О цивилизации и о том, готовы ли её «терпеть»)
4. Чтение в лицах диалога людей из очереди (от слов Тома «Сэр, это больше никогда невернётся?» до «Наконециони вступили на главную площадь»).
Ø В очереди нашёлся один взрослый человек, упорно повторяющий слова о «башковитом человеке», который «починит» цивилизацию, о человеке с душой,человеке, «у которого душа лежит к красивому», который вернёт всем «не старую, а<…> ограниченную цивилизацию»
- Как вы понимаете слова этого человека – «ограниченная цивилизация»?
Цивилиза́ция(от лат. civilis — гражданский, государственный):
Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.
-И вот Том увидел полотно…
Давайте и мы с вами внимательно рассмотрим картину Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дельДжокондо» - одноиз самых известных произведений живописи эпохи Возрождения (1503 год).
(Звучит музыкальное произведение «Аве Мария» Франца Шуберта в исполнении ДимашаКудайбергена).
Ø Почему Том замер перед картиной и не смог плюнуть в неё?
(Мальчик был восхищён:женщина на полотне таинственно-печально улыбалась ему. «Она красивая,» - повторял он. Том умел видеть красоту.)
Ø Как повела себя толпа, услышав постановление властей обуничтожении полотна? Прочитайте этот эпизод.
Ø Почему Том, всхлипывая, побежал прочь? Что он прятал в сжатой в кулак руке?
(Бежал от ужасного зрелища. В кулаке сжимал клочок холста с улыбкой Моны Лизы).
Ø Что ждёт мальчика дома?
(Только пинки и грубые крики родных).
Ø «Мир спал, освещённый луной. А на его ладони лежала Улыбка». Почему Брэдбери написал это слово с большой буквы?
(Улыбка в этом рассказе – символ добра, которыйвыражает идею авторао том,что без добра нет и цивилизации.Добро порождаетдобро, и за ним - светлое будущее).
Ø Что сделал Том с кусочком холста с улыбкой? О чём это говорит?
(Осторожно сложил и спрятал. Мы вместе с автором начинаем верить в то, что человеческая цивилизация может возродиться благодаря таким людям, как Том).
V. Обобщение. Подведение итогов.
- Понравился ли вам рассказ «Улыбка» РэяБрэдбери?
- О чём заставляет задуматься это произведение?
-Встречали ли вы в своей жизни акты вандализма? В чём это выражалось?
- Можно ли считать рассказ «Улыбка» рассказом-предупреждением? Почему?
- Прокомментируйте эпиграф нашего урока.
VI. Оценивание работы учащихся.
VII. Задание на дом: письменно ответить на вопрос: «Как можноизбежать катастрофы, описанной в рассказе РэяБрэдбери «Улыбка»?»
НурмановаЗамираАблокуловна,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 21 города Ангрена
Ташкентской области.
Контактный телефон: +9989-0-957-11-97
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.