Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ «Улыбка».
Оценка 4.7

Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ «Улыбка».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
11.08.2023
Рэй  Дуглас Брэдбери.  Рассказ  «Улыбка».
Современные программы уроков литературы включают в ряд основного курса 6-х и 7-х классов произведения фантастики. Некоторые учащиеся впервые открывают для себя имена выдающихся писателей-фантастов: Жюля Верна – создателя научной фантастики, Рэя Брэдбери и Кира Булычова (И.В.Можейко). Погружаясь в таинственные миры, созданные этими мастерами художественного слова, школьники вместе с героями переживают захватывающие события, узнают об удивительных научных открытиях и изобретениях. Изучая раздел «Мир фантастики и приключений», шестиклассники узнают об отличиях жанров фантастики и фэнтези. Любой из учащихся скажет о том, что оба жанра повествуют о событиях, явлениях и героях, которые не существуют в реальном мире. В связи с этим многие видят в фантастике лёгкий развлекательный жанр. Между тем - это серьёзный вид искусства, в своеобразной форме отражающий повседневную реальность. Поэтому очень важно научить школьников правильно оценивать оригинальность фантастических произведений, анализировать сюжетное и композиционное построение, выделять в них социальные, философские и этические проблемы.
Дуглас.docx

         Современные программы уроков  литературы включают в ряд основного  курса 6-х и  7-х классов произведения   фантастики. Некоторые  учащиеся  впервые открывают  для  себя имена  выдающихся  писателей-фантастов: Жюля Верна – создателя  научной  фантастики,  Рэя Брэдбери и  Кира  Булычова (И.В.Можейко).

      Погружаясь в  таинственные   миры, созданные  этими  мастерами  художественного слова, школьники  вместе    с героями переживают захватывающие  события,  узнают  об  удивительных  научных  открытиях и изобретениях.  Изучая  раздел «Мир  фантастики  и приключений»,  шестиклассники  узнают об  отличиях жанров  фантастики  и  фэнтези.  Любой из  учащихся   скажет о  том, что  оба  жанра  повествуют о  событиях, явлениях  и   героях,  которые  не существуют  в реальном  мире. В   связи  с этим  многие видят  в   фантастике лёгкий  развлекательный  жанр. Между  тем   -   это   серьёзный  вид  искусства,  в  своеобразной  форме  отражающий повседневную  реальность. Поэтому   очень   важно  научить  школьников  правильно оценивать  оригинальность   фантастических  произведений, анализировать  сюжетное и  композиционное  построение, выделять в них социальные,  философские  и  этические   проблемы.

Разработка урока литературы для 6 класса

школы с русским языком обучения  (по новому учебнику).

Тема  урока:  Рэй  Дуглас Брэдбери.  Рассказ  «Улыбка».

Цели  урока:образовательная: познакомить учащихся с известным  в мире  фантастики  именем  - РэемБрэдбери,  прочитать   и проанализировать рассказ  писателя «Улыбка»;

развивающая:  развивать  критическое   мышление  и  связную  речь  учащихся,  формировать  навыки  анализа   литературного   произведения,  умение  комментировать,  высказывать  свою  точку    зрения;

воспитательная:воспитывать  вежливость,  уважение  к  чужой  точке  зрения,  бережное  отношение  к  культурному   наследию,  любовь  к прекрасному.

Тип  урока:  урок «открытия»  нового  знания.

Методы: эвристическая   беседа, поисковый,  наглядный,  исследовательский.

Оборудование: портрет  Рэя Брэдбери, текст  рассказа «Улыбка»,  фотопортреты, репродукция  картины  Леонардо  да  Винчи «Портрет   госпожи Лизы дельДжокондо», запись   музыкального  произведения  Франца Шуберта «Аве Мария».

Эпиграф  урока  (записан  на  доске):

«В  тот   самый   миг, когда   ты   собираешься  сделать  зло,  сделай   добро.  Не  завтра. Не  послезавтра.  А именно  сейчас.  Это  мгновение   принадлежит  именно  тебе. Хватайся  за  него, как   за   золотую   жилу». 

                                                                       Р. Брэдбери.

 

                                             Ход  урока.

       I.            Организационный  момент.  Приветствие учащихся и  установление  контакта  с ними. Проверка   готовности  учащихся  к уроку.

    II.            Проверка  домашнего  задания.После  чтения  отрывков  из  фантастической  повести  Кира Булычова «Сто  лет  тому  вперёд»  ребятам  было  предложено придумать своё  инопланетное  животное, изобразить  на  бумаге  и дать  ему  название.

 III.            Введение  нового  материала. Вступительное  слово  учителя:

- Ребята,  перед  вами  несколько  портретов (Мона Лиза, Юрий Гагарин, Андрей  Миронов, принцесса  Диана, маленький  ребёнок).  Внимательно  посмотрите  на  них  и  скажите,  что  объединяет эти  изображения?

- Правильно! Улыбка!  Рассказ,  с которого  мы начинаем знакомство   с  известным  американским  писателем-фантастом РэемБрэдбери,  называется «Улыбка».

1.     Работа с портретом  писателя.

2.     Чтение  вслух материала  о  РэеБрэдбери  на  стр. 156  учебника.

IV.            Активизация  нового  материала.

1.     Чтение  учителем  рассказа Р.Брэдбери «Улыбка».

2.     Работа  по  вопросам  и  заданиям.

Ø Где  и  когда  происходят  события  рассказа  «Улыбка»?

(На главной  площади  большого  города  без   названия,  ранним  утром)

Ø Что  «приманило»  в  город  собравшихся   в очередь   людей?

(Праздник  и  базарный  день).

Ø Как мы  догадываемся  о  разрухе  в городе?Найдите  и прочитайте  эти  слова  в рассказе.

(«нигде  не  было огней»,  «среди  разбитых  зданий», «грязная, из  грубой  мешковины  одежда  соседей»,  «кофе в  треснувших  чашках», «варево  в ржавой  кастрюле», «разваленная  взрывом  каменная  стена»  и  др.).

Ø Были  ли  в очереди  среди  взрослых  дети?

(Только  один  мальчик  по  имени  Том).

Ø Зачем  с раннего  утра  собрались   все эти  люди ?

(Посмотреть на полотно  с изображением  Моны  Лизы).

Ø Почему  люди  не  сразу  вспомнили,  в каком году  они  живут?

(Произошла  глобальная  катастрофа).

Ø Какой  предположительно  шёл  год ?

(2061 –й  год).

Ø Что  было  запрещено  делать  людям,  приближавшимся  к портрету  Моны  Лизы?

(Запрещено  подходить  слишком  близко  и  бросать  камни  в картину).

Ø Что  собирались  сделать  и  чему учили Тома взрослые  из   очереди?

(Плюнуть «в самую точку»  изображения).

Ø Как  они  объясняли   мальчику  причину  своей  ненависти к   шедевру?Процитируйте  эти  слова.

(«…Тут  всё дело  в ненависти, ненависти ко  всему,  что  связано с Прошлым. Ответь-ка  ты мне,  как мы дошли до  такого  состояния? Города  -  груды  развалин,  дороги от бомбёжек – словно  пила, вверх – вниз  поля  по  ночам  светятся, радиоактивные…»    «…Человек  ненавидит то,  что  его  сгубило, что   ему    жизнь  поломало…»).

Ø Что отвечают взрослые  на  вопрос  Тома: «А  есть  ли  хоть  кто-нибудь  или что-нибудь,  чего   бы   мы   не   ненавидели?»

(«Ничего   нет,  кроме  этих  наших  праздников, Том».).

Учитель:

- Что  такое   праздник,  ребята? С  чем ассоциируется  у  вас  это  слово?

Овал: прекрасное настроениеПраздник -  это  день торжества,  установленный  в честь   какого-либо  особо  важного  события.

3.     Составление   на   доске   кластера  «Праздник».

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Праздники  объединяют  людей, дают им  возможность отдохнуть  от  повседневного  труда   и    забот.  Праздники   украшают   нашу жизнь, дарят  яркие   впечатления  и  запоминаются   надолго.

Ø Какие  праздники  мысленно  перебирали   в своей  памяти  Том и  его  собеседники?Прочитайте,  как  их  отмечали?

(«Вспомнил,  как  рвали   и жгли  книги  на  площади,  и   все  смеялись,  точно  пьяные».  А  праздник  науки <…>,когда  притащили  в город  последний  автомобиль, потом   бросили  жребий, и   счастливчики  могли по  одному   разу долбануть  машину  кувалдой!..»

«…громили завод,  который  ещё  пытался  выпускать  самолёты <…> А потом  нашли  типографию и  склад  боеприпасов  и  взорвали  их  вместе!»)

- Ребята, обратите  внимание  на  словосочетание «бросали  жребий». То есть   желающих было  так  много, что  только «счастливчики»  удостаивались права громить  технику.

- Какими словами  можно  назвать то, чем занимались люди из города будущего  в «праздники»?

                (Вандализм, варварство, дикость)

-  Определите  значение  этих слов.

·        Вандализм  - преднамеренная  порча  и  умышленное  разрушение  каких-либо материальных  или  духовных  ценностей.

·        Варварство – невежественное  отношение  к  культурным  ценностям, невежество,  бескультурье.

·        Дикость – действия,  несовместимые  с  представлениями  о  приличиях,  совести,  разуме.

- К  каким  выводам  приводят  нас эти  наблюдения  в рассказе РэяБрэдбери?

(Люди  забыли, что  такое  праздники,  ими движут  чувства  злобы, презрения  и  ненанвисти).

Ø О  чём  спорят  люди  в очереди после  того, как  вспомнили «праздники»?

(О цивилизации и о том, готовы ли её «терпеть»)

4.     Чтение в лицах диалога людей из очереди (от слов Тома «Сэр, это больше никогда невернётся?»  до «Наконециони вступили на главную площадь»).

Ø В очереди   нашёлся один взрослый человек, упорно повторяющий слова о «башковитом человеке», который «починит» цивилизацию, о человеке с душой,человеке, «у которого  душа  лежит  к  красивому»,  который  вернёт  всем  «не  старую, а<…> ограниченную  цивилизацию»

- Как вы понимаете слова этого человека – «ограниченная   цивилизация»?

Цивилиза́ция(от лат. civilis — гражданский, государственный):

Цивилизацияэто общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

 -И  вот  Том  увидел  полотно…

Давайте  и  мы  с вами  внимательно  рассмотрим  картину  Леонардо  да Винчи  «Портрет госпожи Лизы дельДжокондо» - одноиз  самых  известных произведений  живописи эпохи Возрождения (1503 год).

(Звучит  музыкальное произведение «Аве Мария» Франца  Шуберта в  исполнении  ДимашаКудайбергена).

Ø Почему  Том  замер  перед  картиной и  не  смог  плюнуть  в неё?

(Мальчик   был  восхищён:женщина  на  полотне  таинственно-печально  улыбалась  ему. «Она красивая,» - повторял он. Том умел видеть красоту.)

Ø Как повела себя толпа, услышав постановление властей обуничтожении полотна? Прочитайте этот эпизод.

Ø Почему Том, всхлипывая, побежал прочь?  Что он прятал в сжатой в кулак руке?

(Бежал от ужасного зрелища.  В кулаке сжимал клочок холста с   улыбкой Моны Лизы).

Ø Что ждёт мальчика дома?

(Только пинки и грубые крики родных).

Ø «Мир спал, освещённый луной. А на его ладони лежала Улыбка». Почему Брэдбери написал это слово с большой буквы?

(Улыбка в этом рассказе – символ добра, которыйвыражает идею авторао том,что без добра нет и цивилизации.Добро порождаетдобро, и за ним -  светлое будущее).

Ø Что сделал Том с кусочком холста с улыбкой? О чём это говорит?

(Осторожно сложил и спрятал. Мы вместе с автором начинаем верить в то, что человеческая цивилизация может возродиться благодаря таким людям, как Том).

   V.            Обобщение.  Подведение итогов.

- Понравился ли вам рассказ «Улыбка» РэяБрэдбери?

- О чём заставляет задуматься это произведение?

-Встречали ли вы в своей жизни акты вандализма? В чём это выражалось?

- Можно ли считать рассказ «Улыбка» рассказом-предупреждением? Почему?

- Прокомментируйте эпиграф нашего урока.

VI.            Оценивание работы учащихся.

VII.            Задание на дом: письменно ответить на вопрос: «Как можноизбежать катастрофы, описанной в рассказе РэяБрэдбери  «Улыбка»?»

 

НурмановаЗамираАблокуловна,

учитель русского языка и литературы

средней школы № 21 города Ангрена

                                                          Ташкентской области.

Контактный  телефон:  +9989-0-957-11-97

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные программы уроков литературы включают в ряд основного курса 6-х и 7-х классов произведения фантастики

Современные программы уроков литературы включают в ряд основного курса 6-х и 7-х классов произведения фантастики

В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро

В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро

Правильно! Улыбка! Рассказ, с которого мы начинаем знакомство с известным американским писателем-фантастом

Правильно! Улыбка! Рассказ, с которого мы начинаем знакомство с известным американским писателем-фантастом

Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало…» )

Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало…» )

Праздники объединяют людей, дают им возможность отдохнуть от повседневного труда и забот

Праздники объединяют людей, дают им возможность отдохнуть от повседневного труда и забот

Как вы понимаете слова этого человека – «ограниченная цивилизация»?

Как вы понимаете слова этого человека – «ограниченная цивилизация»?

Осторожно сложил и спрятал. Мы вместе с автором начинаем верить в то, что человеческая цивилизация может возродиться благодаря таким людям, как

Осторожно сложил и спрятал. Мы вместе с автором начинаем верить в то, что человеческая цивилизация может возродиться благодаря таким людям, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2023