Рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка.
Оценка 4.6

Рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка.

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
10.02.2021
Рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ8.docx

http://school1-ok.ucoz.ru/foto_2018-2019/logoped2.jpg

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ

Организуя дома свободное время ребёнка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора игрой в компьютерные игры. Рекомендация постоянно общаться с ребёнком актуальна. Просто рассказывайте, как варите суп, меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д. Всё это поможет ребёнку активно пополнять словарный запас, отвечайте на вопросы ребенка.

Обращайте внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли (описывает предметы, события и явления). Помогайте составлять подробные и детальные описания - это позволит обогатить его речь, расширить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слов.

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки “с продолжением”. Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся возможность развития событий. Посоревнуйтесь, чья история окажется интересней.

Чтение на ночь, совместное семейное чтение играет важную роль в развитии и обогащении словаря.

Учите ребёнка находить и придумывать рифмы. Например голос- волос, лягушка- подушка.

Учите ребёнка загадывать и придумывать загадки.

Учите понимать и рассказывать смешные истории. При разучивании стихов, песен ребёнок должен понимать смысл каждого слова и произносить их членораздельно, поэтому - пойте и рассказывайте вместе с ним. Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Не говорите очень громко и очень тихо, также избегайте быстрого темпа речи. Старайтесь использовать в общении с ребёнком новые, ещё не совсем понятные для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясняя ему их значение. Чаще предлагайте разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит делать выводы.

 

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность надо использовать, организуя игры, читая книги, просматривая телепередачи. Существует большой разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой, т.е. очень беден. Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник:

- Овладевает обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые);

- Не путает сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан - говорит «чашка».

- Знает из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки, подлокотники, выключатель, стрелки, корпус, кнопки, ремешок, кабина, кузов, руль, педали.

- Ваш ребёнок овладевает достаточным количеством глаголов: не путает сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал). Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет.

- Знает, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

- Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилой. Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.

К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток. Умело пользуется не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывает текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья, окна, ведра, пни, дома. Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище. Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал. Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке. Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями.

Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Необходимо обратиться к логопеду, чтобы он установил причину неправильного произношения. С возрастом искаженный звук только закрепится и исправить его будет сложнее. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками, поэтому важно до школы получить консультацию логопеда.

 

Учитель-дефектолог  Петкевич Н.С.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ

Чаще предлагайте разгадывать загадки

Чаще предлагайте разгадывать загадки

Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет

Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет

К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения

К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021