Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг
Оценка 4.9

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
11.02.2019
Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг
Данный материал предназначен для педагогов и психологов для проведения тренингов психологической разгрузки. Материал содержит рекомендации и упражнения, которые позволяют отдохнуть, расслабиться, снять эмоциональное напряжение, для дальнейшего поддерживания коммуникативных умений, благоприятного климата в коллективе. Способствуют снятию нервно-психическое напряжение личности, предупредить переутомление
Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов.docx
Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг Подготовила учитель Мамаева Т.Г. Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», писал  Сухомлинский.                  В последнее  время  проблема  сохранения психического здоровья педагогов стала   особенно   актуальной.   Современный   мир   диктует   Выросли   требования   со   стороны   родителей   к свои правила: личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе   образования   также   поднимают планку:   приветствуя   творческий подход   к   работе,   новаторство,   проектная   деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно­ психическое   напряжение   личности,   переутомление.   Различного   рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не   найти   поддержки;   страх   оказаться   не профессионалом;   страх   перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению,   известному   как «синдром   эмоционального   выгорания».   (слайд №2   Эмоциональное   выгорание   –   это   выработанный   личностью механизм психологической защиты   в   виде   полного   или   частичного на психотравмирующее исключений воздействие. Профессиональная   деятельность   педагогов   изобилует факторами,   высокая эмоциональная   загруженность,   огромное   число   эмоциогенных   факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживать, сочувствовать, нести ответственность за жизнь и здоровье детей.   провоцирующими   эмоциональное выгорание: эмоций ответ       в                  Предлагаю   немного   отдохнуть,  расслабиться,  снять  эмоциональное напряжение,   для   дальнейшего   поддерживания   коммуникативных   умений, благоприятного   климата   в   коллективе.   Вначале   нашего   мероприятия   я предлагаю   всем   участникам   поздороваться   необычным   способом:   каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте». Разминка 1.      Упражнение   «  Я подарок для человечества  »     Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою  исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит  ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком  для человечества. Развивает чувство собственной значимости Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так  как я...». 2.Упражнение       «  Ассоциации с игрушкой  »   Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.  Педагогам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими  игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую  игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт  обсуждение в кругу.  3. Упражнение «Я в лучах солнца». Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети ­ с  кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и  нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что­нибудь хорошее о  себе. Задача ­ вспомнить как можно больше хорошего. Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно  плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце,  посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое качество. 4. Упражнение: «Ты …–  умная,  а я … – добрая…» Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу: «Я – Света – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет  свое имя и качество «Ты Света – умная, а я Наталья – добрая» и так далее по  кругу. Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться успеха,  переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела. Существует очень много различных приёмов, техник, которые помогают  расслабиться и снять напряжение. Каждому человеку помогает что­то своё,  ведь мы все разные.  Существуют Естественные приемы регуляции организма: ­смех, улыбка, юмор; ­размышления о хорошем, приятном; ­различные движения типа потягивания, расслабления мышц; ­наблюдение за пейзажем за окном; ­рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других  приятных или дорогих для человека вещей; Один   способ   психологической   разгрузки   ­   фотодинамический! заключается... просто в рассмотрении фотографий! Сделайте подборку самых счастливых   моментов   своей   жизни   и   при   первых   признаках   плохого настроения   просматривайте   их   (либо   видео)   и   вспоминайте   приятные моменты жизни, проведенные вместе с семьей или друзьями. Также хорошее настроение можно восстановить, просматривая фотографии природы. Пусть на вашем рабочем столе будет маленькое, но ваше личное и эффективное средство   для   разгрузки   и   получения   позитивных   эмоций.   Им   может   стать милый букетик в вазе, небольшой аквариум с мирно плавающими рыбками, приятный   глазу   комнатный   цветок,   фотография   вас,   счастливой   и расслабленной, в красивой рамочке. Если есть возможность, окружите себя нежными, расслабляющими и успокаивающими оттенками – небесно­голубым и травянисто­зеленым. (цветотерапия).  ­ На многих  отличное успокаивающее действие оказывает чашечка мятного  чая или ароматного кофе, с пирожным, шоколадкой, конфеткой. Ежедневно  успокаивать себя калорийными вкусняшками нежелательно, но изредка, в  самых крайних случаях, позволить себе, любимой, сладости можно ­мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ; ­"купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах; ­вдыхание свежего воздуха; ­чтение стихов; ­высказывание похвалы, комплиментов кому­либо просто так. Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками  управления своим психоэмоциональным состоянием.          Но   иногда   организму   нужно   помочь,   выполнив   Психологические упражнения   помогают   учителю  ориентироваться   в   собственных психических   состояниях,   адекватно   их   расценивать,   управлять   собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в   профессиональной   деятельности   при   сравнительно   небольших   затратах нервно­психической энергии.                  Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской),   на   уроках,   когда   школьники   работают   самостоятельно,   по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим   действиям:   тогда   появится   потребность   в   психической стабильности и внутреннем порядке. Психологические игры­релаксации для учителей           За 3­5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так   и   учитель,   выполняя   в   школе   и   после   работы   специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику. Упражнение 1. “Внутренний луч”              Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность....... Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).                                Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает   светлый   луч,   который   медленно   и   последовательно   движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются   плечи,   освобождаются   шея   и   грудь.   Внутренний   луч   как   бы формирует   новую   внешность   спокойного,   освобожденного   человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.            Выполните упражнение несколько раз ­ сверху вниз. Выполняя   упражнение,   вы   получите   удовольствие,   даже   наслаждение. Заканчивайте   упражнение   словами:   “Я   стал   новым   человеком!   Я   стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!” Упражнение 2. “Пресс”                        Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет   отрицательные   эмоции   гнева,   повышенной тревожности,   агрессии.   Упражнение   советуем   делать   перед   работой   в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед   любой   психологически   напряженной   ситуацией,   требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить   сразу   же   после   того,   как   вы   почувствуете   психологическую   раздражения, напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим   так   часто:   “сбрасывается”   отрицательно   заряженная   энергия   на воспитанника   или   коллегу   по   работе.   Наиболее   часто   “заземление” отрицательной  энергии,  к  сожалению,  происходит  в  семье  учителя, где  он ослабляет внутренний контроль после работы. Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на  уровне  груди,  мощный  пресс, который  движется  сверху   вниз, подавляя возникающие   отрицательные   эмоции   и   связанное   с   ними   внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической   тяжести   внутреннего   пресса,   подавляющего   и   как   бы выталкивающего   вниз   нежелательные   отрицательные   эмоции   и   энергию, которую она с собой несет. Упражнение 3. “Мария Ивановна” Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10­15 минут. Представьте себе ваш неприятный   разговор,   например,   с   коллегой.   Условно   назовем   ее   Марией Ивановной,   позволившей   себе   неучтивый   тон   в   разговоре   с   вами   и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего   дня   развивается   психическое   напряжение.   Вы   пытаетесь   забыть обиду, но вам это не удается.              Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом   вычеркнуть   Марию   Ивановну   из   своей   памяти,   попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль   Марии   Ивановны.   Подражайте   ее   походке,   манере   себя   вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к   разговору   с   вами.   Через   несколько   минут   такой   игры   вы   почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете   на   работу.   Мария   Ивановна   с   удивлением   почувствует,   что   вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт. Упражнение 4. “Голова”             Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем­то их сдерживать, подавлять их   волю   и   активность,   оценивать,   контролировать.   Такое   интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как   следствие   этого,   при   перенапряжении,   различные   физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей ­ на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.                       Предлагается   упражнение,   помогающее   снять   неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову   назад.   Постарайтесь   почувствовать,   в   какой   части   головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть.   Мысленно   снимите   головной   убор   рукой   и   выразительно, эмоционально   сбросьте   его   на   пол.   Потрясите   головой,   расправьте   рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли. Упражнение 5. “Руки”        У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги   и   свесив   руки   вниз.   Постарайтесь   представить   себе,   что   энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, ­ вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и   через   кончики   пальцев   просачивается   вниз,   в   землю.   Вы   отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну ­ две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь   от   своей   усталости.   Легко,   пружинисто   встаньте,   улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным  вопросам, которые задают дети,   постарайтесь,   открыто   и   с   полной   готовностью   идти   им   навстречу, отвечая обстоятельно и детально. Упражнение   снимает   усталость, равновесие, баланс. Упражнение 6. “Я ­ ребенок”             Многие опытные педагоги играют в игру “Я ­ ребенок”. Вот, например, как   описывает   свое   состояние:   “Мой   метод:   я   вызываю   в   себе   состояние детства,   т.е.   вызываю   в   себе   то   ощущение   детской   легкости,   которое   помогает   установить   психическое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее   взрослое,   что   присуще   моей   административной   роли.   Далее   идет подбор   форм   обращения   к   детям,   которые   включают   выбор   интонаций, способа   объяснения,  манеры   держаться,  а  главное  ­   продумывание   первых слов, так сказать, формулы обращения”. Вспомните,   какую   игру   в   детстве   вы   больше   всего   любили.   Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). И еще несколько советов для тех, кто хочет научиться мыслить  позитивно: 1. Никогда не позволяйте себе зацикливаться на мыслях: Жизнь тяжела. Я никогда не буду счастлив. В моей жизни нет ничего хорошего Меня никто не понимает. 2. Снижайте значимость событий! 3. Не стоит себя накручивать и драматизировать!!! Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено! 4. Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой  работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все  внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо. 5. Выражайте эмоции без вреда для окружающих. Не забывайте, что можно  инфицировать коллег своим внутренним состоянием. 6. Ограничьте свои контакты с негативными, вечно ноющими и жалующимися  на жизнь людьми. Общаясь с такими людьми необходимо научиться создавать отстраненную позицию. Слушать, но эмоционально не включаться, не  принимать все близко к сердцу. 7. Будьте открыты для общения!!!! Старайтесь чаще общаться с веселыми,  жизнерадостными людьми. Они всегда поддержат вас и просто повысят  настроение. 8. Прощайте и забывайте обиды. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и  мир, в котором мы живем, не совершенны. Верьте тому, что большинство  людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. 9. ХВАЛИТЕ СЕБЯ! Известно, что «слово может убить, слово может и  спасти». В случае даже незначительных успехов хвалите себя, мысленно говоря:  «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Устраните из Вашей жизни  самоуничтожающие фразы типа: я слишком стар для этого», «я слишком  полный для этого». Притча про осла и колодец             Однажды осел фермера провалился в колодец. Пока фермер думал, как   ему   поступить,   животное   часами   издавало   жалобные   звуки.   Наконец фермер принял решение, он посчитал, что осел уже старый, а колодец нужно было закрывать в любом случае. Просто не стоило тратить тех усилий ради того   чтобы   вытаскивать   старого   осла.   Он   пригласил   всех   своих   соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись копать и забрасывать землю в колодец.               Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. Затем к всеобщему удивлению он притих. После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть как там внизу. Он был изумлен от того, что он увидел там. С каждым куском земли, падавшим на его спину, ослик   проделывал   что­то   совершенно   невероятное.   Он   встряхивался   и становился   поверх   сброшенной   земли.   Пока   соседи   фермера   продолжали забрасывать   землю   в   колодец,   каждый   раз   животное   встряхивалось   и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперед как угорелый!             В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнись и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца. Каждая из возникающих проблем ­ это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца. Встряхнись и поднимайся наверх! Упражнение 3.  «Волшебная шкатулка» Цель: поднятие настроения. Достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая  подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий: ­ Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! ­ Сегодня твой день, успехов тебе! ­ Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! ­ Верь в себя и все получится! ­ Сегодня тебя будет преследовать удача! ­ Пусть тебя обнимет счастье! ­ Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее! ­ Живи и радуйся, остальное приложится! ­ Пусть в твоей душе воцарится гармония! ­ Пусть твои глаза всегда сияют! ­ Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты! ­ Думайте о хорошем и все будет хорошо! ­ Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все  ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ­ Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах! ­ Все будет хорошо, а завтра еще лучше! ­ Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье.  Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье­то СЧАСТЬЕ! ­ Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело  чужим людям! ­ Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели! ­ Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной  случиться! ­ Тебе сегодня особенно повезет! ­ Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! ­ Наступило время сделать то, что ты постоянно  откладываешь! ­ Люби себя такой, какая ты есть, ­ неповторимой! ­ Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь! ­ Пусть тебя обнимет счастье! ­ Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее! ­ Живи и радуйся, остальное приложится! ­ Пусть в твоей душе воцарится гармония! ­ Пусть твои глаза всегда сияют! ­ Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться  несбыточные мечты! ­ Думайте о хорошем и все будет хорошо! ­ Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в  остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ­ Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах! ­ Все будет хорошо, а завтра еще лучше! ­ Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе  ненастье. Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись,  ведь ты же чье­то СЧАСТЬЕ! ­ Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое  ответственное дело чужим людям! ­ Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели! ­ Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в  очередь, чтобы со мной случиться!

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг

Рекомендации и упражнения для психологической разгрузки педагогов тренинг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2019