Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"
Оценка 4.8

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.04.2018
Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"
Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов-практиков.Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов-практиков.
Самоподготовка.doc
Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений.        Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  школьники самостоятельно выполняют  учебные  задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.         Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Образовательные функции:   1. Информационная функция заключается в организации качественного      закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.      Она  осуществляется через различные упражнения, требующие от       школьников самостоятельной индивидуальной работы. 2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов     учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной     деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память,     мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические     процессы. 3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков      планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения       возможностей.  4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников      правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений. 5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке       полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается       потребность в творческом самовыражении. Воспитательные функции: 1.  Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков     гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников        вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии      с гигиеническими требованиями. 2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе          систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности,        стремление применять полученные знания на практике. В результате      появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к      учению. 3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному       формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств     личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели,       активность и многие другие качества формируются в процессе      самоподготовки и становятся достоянием ученика. 4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании      обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы,      побуждающей к выполнению домашних  заданий.       По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать  для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий.  Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом. Состояние учащегося на самоподготовке Активно­ самостоятельное Зависимо­ самостоятельное Принудительно­ исполнительское Бесконтрольно­ исполнительское Характеристика состояния Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед  ними задачи, видят пути их решения, располагают  возможностями и средствами успешного их  выполнения. Они все делают без помощи  воспитателя. Вмешательство воспитателя может  перевести самоподготовку детей в другое состояние.  Возникает тогда, когда ученик действует  самостоятельно, но с оглядкой на реакцию  воспитателя. Он как бы ставит свою работу в  зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности,  хотя он выполняет задание с интересом и даже с  увлечением. Появляется в группе у той категории школьников,  которые действуют под руководством и контролем  воспитателя. Он указывает и пути, и средства  решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в  работе. Стараясь отвести от себя неприятные  последствия при неуспешном выполнении задания,  они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания  педагога, они стремятся воспользоваться помощью  сильных учеников, но если ее нет, то никогда не  проявляют воли к дальнейшему продолжению  работы. У этих детей укореняется привычка  действовать по принуждению извне. Наблюдается у тех учеников, которые стремятся  формальной исполнительностью скрыть свое  нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию  учеников, что такая деятельность может  удовлетворить педагога. Это состояние временное и  преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное  время существовало. Иначе в отношении учеников к  учебе появятся элементы формализма, которые  сведут на нет их активность в учении. Самопроизвольное Проявляется в учебной деятельности некоторых  учащихся следующим образом: «хочу ­ учу, не хочу ­  не учу»; «нравится— работаю, не нравится ­ не  работаю»; «легко ­ сделаю, трудно ­ не буду». Эта  группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести  самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная,  кропотливая работа по искоренению склонности  детей заниматься делом лишь в соответствии с  собственными желаниями.        Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше  согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему  помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере  учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.         Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение  определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами  самоподготовки являются:  подготовка детей к работе (организационный этап);  самостоятельное изучение материала;  самоконтроль и самооценка;  заключительный педагогический контроль.        Методические пособия 80­х годов подробно рассматривали определенные группы  требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не  утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и  воспитательные требования к организации такого вида деятельности.        К основным гигиеническим требованиям относятся:  Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.  Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более  освещенную в течение недели, месяца.  Чистота оконных стекол.  Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.  Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от  прямых солнечных лучей.  Поддержание нормального температурного режима.  Регулярное проветривание классных комнат.  Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными  школьников.  Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.  Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.  Поддержание чистоты и порядка в классе.  Соблюдение школьниками личной гигиены.  Сохранение у детей правильной позы во время работы.  Проведение «физкультминуток».  Особое отношение к ослабленным болезнью детям.  Устранение шумовых раздражителей.  Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на  неорганизованный отдых. Дидактические требования к самоподготовке:  Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют  определенную продолжительность.  Задания ученики выполняют самостоятельно.  Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка  воспитателем).  Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка,  взаимооценка, оценка воспитателем).  Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.  Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей  и воспитателей. К воспитательным требованиям относятся:  Отказ от применения каких­либо мер наказания.  Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления  самостоятельности при выполнении домашнего задания.  Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.  Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками,  замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой  форме.  Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.  Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.  Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения  ими своих уроков.      Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством  повышения успеваемости школьников.      Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы  порядок.    В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов­практиков.        Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные  упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой  работоспособности и сохранения здоровья детей. Организация и проведение физкульминуток.      Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе служат сигналом к  выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что  дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память,  нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми педагогами, особенно в младших классах. Они положительно  влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно­сосудистую и дыхательную  системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность  нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1­5 минут  и включает комплекс из трех­четырех правильно подобранных упражнений,  повторяемых 4­6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное  утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Требования к проведению физкультминуток: ∙       Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления /8­14 минута занятия,  в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного  материала/ ∙       Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток  между 15­20 минутами. ∙       Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении. ∙       Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. ∙       В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. ∙       Продолжительность выполнения 1,5­3 минуты. ∙       В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с  использованием предметов /мячи, скакалки/. ∙       Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или  стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в  кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах. Виды физкультминуток:  упражнения для снятия общего или локального утомления;  упражнения для кистей рук;  гимнастика для глаз;  гимнастика для улучшения слуха;  упражнения для профилактики плоскостопия;  упражнения, корректирующие осанку;  дыхательная гимнастика. При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:  подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;  увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается  степень утомления детей);  выполнение движений с недостаточной амплитудой движений. Правила, которые должен знать воспитатель при проведении самоподготовки: 1. Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку,      т.к. незнание методики предмета может навредить ребенку.     Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка на   выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит он   не усвоил тему. Воспитатель должен поставить в известность об этом      учителя,  т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала. 2. Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности.     3.  Педагогам необходимо определять объем заданий, учитывая возрастные и     индивидуальные особенности  (для  сильных учеников  около  половины     того, что выполнили на уроке, для более слабых 1/3 ­ 1/4 часть от       пройденного материала на уроке). 4. В целях осуществления принципа преемственности между педагогами воспитатель должен посещать уроки учителя не менее 1 раза в четверть, учитель должен посещать самоподготовку по мере необходимости. Если у учителя  возникают вопросы по выполнению домашнего задания детьми, то учитель должен  посетить самоподготовку. РЕКОМЕНДАЦИЯ по проведению самоподготовки в коррекционной школе Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи (сигнальная тетрадь),  которая ведется учителем и воспитателем. I. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой. 1. Беседа  воспитателя  с  учителем  начальных  классов  или учителями предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу. 2. Консультация   воспитателя  с  учителями   по   подготовке  домашнего задания на следующий день. 3.   Беседа воспитателя с учащимися класса по итогам дня. а) поощрения учащихся, получивших «4» и «5»; б) выяснение   причин   получения   отрицательных   оценок   (если  это                  требуется);               в) приготовить   все   необходимое   для   проведения   самоподготовки                   (технические средства, добавочный материал). 4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс,    иметь мел, тряпку). II. Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания. 1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством              воспитателя. 2. Воспитатель  не  подменяет  самостоятельную  работу  уроками,  он               выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую             обстановку.            3.  Дифференцированный подход к учащимся.          4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках               (взаимопосещение) III. 5. Продуманная работа с логопатами (связь с логопедом).  Организационная часть. 1. Приготовление рабочего места. 2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется               домашнее задание по каждому предмету. 3.  Рассказать о рациональном использовании рабочего времени,              установить регламент по предметам. IV.Выполнение домашнего задания по старшим классам. 1. Русский язык: а) предлагается выучить и повторить правило; б) опрос правил с приведением примеров; в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от              начала до конца; г) вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить               индивидуально. В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу учащихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы. Математика: предлагается выучить и повторить правило. 2. Опрос правил. 3. Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания. Воспитатель контролирует работу учащихся и проводит индивидуальную работу со слабыми учащимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).        По литературе, истории, географии, естествознанию предлагается учить самостоятельно, а затем сильные проверяют средних учащихся. Слабых учащихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим. V. По начальным классам. Русский язык: повторение правил; выяснение цели упражнения и разбор (2 примера); остальное выполняют самостоятельно. Арифметика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа над выполнением задач, примеров. Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки; отрабатывать технику чтения. Воспитатель на самоподготовке: 1. Учит детей правильному процессу запоминания. а) запомнить главное; б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей; в) правильно формулировать свои мысли. 2. Индивидуальная    работа    проводится    через    дифференцированные задания, составленные учителем. 3. Воспитатель   чутко,   внимательно   следит   за   работой   детей.   При сниженной рабочей активности провести физминутку. 5. Методы проверки выполнения домашнего задания. а) просмотр письменного задания; б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,             рекомендованным учителем; г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина). 6. Подведение итогов самоподготовки. а) анализ самоподготовки детей (поощрение учащихся за аккуратно и               правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).     Демонстрация  лучших тетрадей; МЕТОДИКА проведения самоподготовки Сначала воспитатель сам ежедневно проверяет, правильно ли подготовили дети свои парты, помогает нуждающимся. По мере того, как все большее число учеников овладевают соответствующими умениями, появляется возможность постепенно «смягчать» контроль педагога, заменяя его взaимoкoнтpoлeм, а  затем и самоконтролем. Так, проверка готовности группы поручается дежурным или специальным ответственным, которые перед началом самоподготовки осматривают каждую парту, а потом докладывают воспитателю о своих наблюдениях. Изучение роли воспитателя в процессе подготовки учащимися домашних заданий показывает, что выполнение домашних заданий превращается иногда в обычный урок. Воспитатели пытаются повторно объяснять учебный материал, который изучался на уроках, приходят учащимся на помощь даже тогда, когда в этом нег никакой нужды, стремятся заранее предупредить малейшие затруднения и возможные ошибки воспитанников. Отсюда у детей возникает привычка постоянно просить помощи воспитателя, пользоваться готовыми ответами не затрудняя ум и волю размышлениями. Во время самоподготовки главная задача воспитателя ­ дать детям возможность работать самостоятельно.         По вопросу о домашних заданиях иногда возникают разногласия в среде педагогов. Воспитатель, например, считает, что задание было слишком велико или что учитель недостаточно ясно объяснил его на уроке. А учитель убежден, что был  невелик, на уроке все было ясно, причину нужно искать в организации самоподготовки. Для отбора рациональных методов, необходимых для руководства  учащимися, для осуществления индивидуального подхода к детям и предъявления им  единых требований, учителям и воспитателям необходимо посещать занятия друг  друга. Воспитатель наблюдает, как учитель даёт задание на дом, какой при этом  проводится инструктаж, видит результаты своего руководства самостоятельной  работой  школьников. Учитель же оценивает характер и объём своего задания, выясняет, какие  затруднения испытывают школьники при выполнении задания и на основе наблюдений учитель  вносит необходимые коррективы.         Другими формами, обеспечивающими преемственность в работе учителей и воспитателей, являются беседы, ведение специального журнала домашних заданий.        С  первого дня  работы  в  группе  воспитателю необходимо знать особенности своих  воспитанников. В работе приходится сталкиваться с такими особенностями    детей, как   недостаточная  способность  к отвлеченному мышлению и обобщению.   Дети   затрудняются   в  решении задач, плохо понимают  смысл  прочитанного, с   трудом  овладевают даже простыми  грамматическими правилами. Исключительно  важным  является  проверка  качества  выполнения домашних заданий. Навыки самостоятельности воспитатель начинает прививать уже с начальных классов. В 5­х ­ 8­х классах вся работа по приготовлению домашних  заданий должна быть более самостоятельной. Каждый ученик постепенно должен  научиться сам определять порядок приготовления заданий, их последовательность.  Воспитатель или учитель предварительно знакомят школьников с этими  требованиями.        С  5­го класса дети уже должны уметь планировать свою работу во времени,  правильно его распределять и экономно использовать.           Для самоподготовки в 1­х ­ 4­х классах характерно то, что больше внимания нужно уделять разъяснениям, на что в учебнике надо обратить особое внимание, что следует запомнить, что достаточно прочитать один раз, то есть учить учащихся овладению правильными приемами списывания, чтения про себя, заучивания наизусть, работе с книгой. Выполнившему задания раньше срока разрешается заниматься чтением книги, рисованием, вышиванием и т.д.  Таким   образом,   построение   самоподготовки    приобретает   примерно следующий вид: 1. Организационно­методическая подготовка детей к самостоятельной работе 5­10 минуты. 2. Самостоятельное выполнение задания по арифметике, русскому языку ­ 30 минут. 3. Самостоятельная работа по чтению и выполнение других устных заданий. Проверка письменных работ ­ 20 минут. 4. Выборочная проверка устных заданий. Подведение итогов самоподготовки­ 5 минут. Эти четыре элемента самоподготовки ­ основные. Структура самоподготовки: 1. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места). 2. Вводная часть (психологический настрой). В начальных классах воспитатель в  игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения  задания по предметам, то есть  учатся планировать свою деятельность по этапам. 3. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить  коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. 4. Проверка. В младших классах осуществляется после каждого предмета. В старших  классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать  такие приемы работы как взаимопроверка.

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"

Рекомендации "Организация самоподготовки в условиях коррекционных учреждений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018