Решение рациональных неравенств
Оценка 4.7

Решение рациональных неравенств

Оценка 4.7
docx
14.11.2022
Решение рациональных неравенств
урок 9 кл..docx

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Решение рациональных неравенств» (УМК С.М. Никольского).

Составила Жданова М.Ю., учитель математики МБОУ «О(С)ОШ №1»

 

Тип урока: « Открытие» нового знания.

Цель урока: ввести понятие рационального неравенства с одной переменной; научить применять метод интервалов к решению рациональных неравенств.

Задачи урока:

·         образовательные: формирование логического мышления, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности; формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); формирование умения обобщать, конкретизировать.

·         развивающие:  создать условия для развития  внимания, инициативы, воображения;   вести работу по развитию  пространственного воображения, математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать,  находить ошибки, делать выводы.

·         воспитательные: содействовать формированию  взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам алгебры.

Прогнозируемые результаты

Предметные: ввести понятие рационального неравенства с одной переменной; создать условия для формирования представлений об алгоритме решения рациональных неравенств; научить применять метод интервалов к решению рациональных неравенств; способствовать развитию математической речи; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах, индивидуальной работе.

Метапредметные способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблемы; умение оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действия, умение учиться и способность к организации своей деятельности; создать условия для развития умения анализировать, обобщать изучаемые факты, рефлексии способов и условий действия.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; владеть общим приемом решения рациональных неравенств,

Личностные: формирование познавательного интереса.

 

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями для групп.

 

 

 

Структура урока:

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности.

2. Актуализация знаний учащихся.  Создание проблемной ситуации.

3. Целеполагание.

4. «Открытие» нового знания.

Физминутка (проводит учащийся класса).

5. Фиксация нового алгоритма действия (работа по группам).

 6. Самостоятельная работа.

7. Итоги урока. (Рефлексия деятельности).

8. Домашняя работа.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1)Организационный момент

 

 

5

мин

Приветствие учащихся.  Проверка учителем готовности класса       к уроку; организация внимания.

Добрый день, дорогие ребята! Французский писатель Анатоль  Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело: чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте будем следовать совету этого писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.

Приветствие учителя.

 

 Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выделять нравственный аспект поведения. (Р)

 

 

2)  Актуализация знаний учащихся.  Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: Сформировать интерес к процессу учебной деятельности путем создания ситуации «интеллектуального конфликта».

 

 

10 мин

 

Решить неравенства:

 

1.(х-1)(х-2)(х-3)>0

 

2.(х-1)³(х-2)²(х-4)˂0

 

3. 

 

4.  ˂0

Учащиеся решают неравенства №1 и№2.

Возникают сложности с решением 3 и 4 неравенств.

Самоопределение, учебная мотивация (Л)

Умеют выполнять учебное задание; фиксируют индивидуальное затруднение в пробном учебном действии (Р)

Принимают и решают учебные и познавательные задачи (П)

Четко выражают свои мысли (К)

3. Целеполагание.

Цель этапа: Формулирование темы урока; постановка учебной задачи

 

-Как вы думаете, называются неравенства №3 и №4?

- Сформулируйте тему урока. Слайд 2.

 

- Чем будем заниматься на уроке?

Выдвигают предположения

 

 

Решение рациональных неравенств.

Учиться решать рациональные неравенства.

Определяют и формулируют цель деятельности (Р)

Обобщают знания и делают выводы (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

4. «Открытие» нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы.

 

Слайд 3: Определение рационального неравенства с одной неизвестной.

Слайд 4: Примеры  рациональных неравенств.

Слайд 5: Что значит решить неравенство?

Слайд 6: Обоснование равносильности неравенств

>0  и  А(х)В(х)>0

- Ребята, я предлагаю вам выполнить проект «Решение рациональных неравенств. Пособие для учащихся 9-ых классов».

Класс разделен на 5  групп по 4 человека. Каждой группе предложена карточка с заданиями:

Решить типовой пример №1-№5 стр.46-48 (каждой группе по одному; приложение 1)

Определить вид данного неравенства.

Записать алгоритм решения неравенства.

Выбрать и решить «похожее» неравенство для домашней работы.

Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах.

 

 

 

 

Приводят «свои» примеры рациональных неравенств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята работают с текстом учебника (п.3.2) и дидактическими материалами по алгебре для 9 класса (М.К. Потапов, А.В. Шевкин). Обязанности в группах распределены: решение типового рационального неравенства всеми учащимися группы; объяснение решения неравенства у доски; создание алгоритма решения неравенства; подбор неравенства для домашней работы; формулирование заданий для самостоятельной работы.

Самоопределение (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Фиксация нового алгоритма действия.

 Цель этапа: Создание нового образовательного продукта: алгоритма решения рациональных неравенств.

 

 

Защита проекта.

 

 

Акцентирует внимание учащихся на грамотное оформление решений рациональных неравенств.

Отвечает на возникающие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщим и составим алгоритм решения рациональных неравенств.

      ( 

 

А(х)В(х)>0                            >0

 

                                               >0

                                              

 

 

 

 

 

 

 

Работают все учащиеся группы в соответствии с распределением обязанностей:

1-й учащийся транслирует решение на экран и объясняет его решение;

2-й учащийся записывает алгоритм решения неравенства; 3-й учащийся  записывает домашнюю работу; 4-й учащийся записывает задания для самостоятельной работы с обратной стороны доски.

 

Остальные учащиеся записывают решения предложенных неравенств в тетрадь, задают вопросы.

 

 

Памятки вклеить в тетрадь

Доброжелательность, трудолюбие, аккуратность (Л)

Работа по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного (Р)

Применение новых знаний на практике (П)

Осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи (К)

Самостоятельная работа.

 Цель этапа: проверить качество усвоения изученного материала

 

С обратной стороны доски записана самостоятельная работа в двух вариантах

I вариант

>0

>0

˂0

˂

>0

 

 

II вариант

˂0

2.  ˂0

3.  >0

4.  ˂

5.  ˂0

Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах, проверку правильности решения неравенств

 

Оцените свою работу

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в парах, проверяют верно ли решены неравенства  исправляют ошибки.

 

Организовывают себя на выполнение поставленной задачи (Л)

Запоминают, планируют, контролируют и выполняют действия по алгоритму (Р)

Применяют знания на практике (П)

Объективно оценивают себя (К)

 

Итоги урока. (Рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

 

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

Слайд 8.

1.  Неравенства, какого вида называются рациональными с одним неизвестным?

2.  Что значит решить неравенство?

3.  Какой метод используется при решении рационального неравенства с одним неизвестным?

- Решения, каких неравенств вызывают затруднения? Почему?

Запишите домашнюю работу. Номера для домашней работы подготовлены каждой группой:

№143г, №146в, №149б, 152г.

Выполнить по желанию: найти и решить рациональное неравенство из материалов ОГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодняшний урок мы начали с высказывания французского писателя  «Учиться можно только весело: чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».  Представьте, что сегодняшний день мы провели в ресторане и теперь я, как директор ресторана, прошу закончить фразы (любые, на выбор ученика):

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Записывают домашнюю работу

Рефлексия способов  действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

Сокращения в тексте:

Л- личностные УУД     К- коммуникативные УУД    П- познавательные УУД    Р- регулятивные УУД

 

 

Приложение 1

 

Карточка для I группы.

 

1.    Решить рациональное неравенство  >0

2.     Определить вид данного неравенства.

3.     Записать алгоритм решения неравенства.

4.     Выбрать и решить «похожее» неравенство для домашней работы (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

5.     Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

 

 

Карточка для II группы.

 

1.    Решить рациональное неравенство  ˂0

2.     Определить вид данного неравенства.

3.     Записать алгоритм решения неравенства.

4.     Выбрать и решить «похожее» неравенство для домашней работы (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

5.     Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

 

Карточка для III группы.

 

1.    Решить рациональное неравенство  >0

2.     Определить вид данного неравенства.

3.     Записать алгоритм решения неравенства.

4.     Выбрать и решить «похожее» неравенство для домашней работы (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

5.     Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

 

Карточка для IV группы.

 

1.   Решить рациональное неравенство  >

2.     Определить вид данного неравенства.

3.     Записать алгоритм решения неравенства.

4.     Выбрать и решить «похожее» неравенство для домашней работы (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

5.     Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

 

Карточка для V группы.

 

1.   Решить рациональное неравенство  ˂

2.     Определить вид данного неравенства.

3.     Записать алгоритм решения неравенства.

4.     Выбрать и решить «похожее» неравенство для домашней работы (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

5.     Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр.49-50, дидактические материалы).

 


 

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Решение рациональных неравенств» (УМК

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Решение рациональных неравенств» (УМК

Личностные : формирование познавательного интереса

Личностные : формирование познавательного интереса

Актуализация знаний учащихся.

Актуализация знаний учащихся.

Пособие для учащихся 9-ых классов»

Пособие для учащихся 9-ых классов»

Самоопределение (Л) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Самоопределение (Л) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Обобщим и составим алгоритм решения рациональных неравенств

Обобщим и составим алгоритм решения рациональных неравенств

Работают все учащиеся группы в соответствии с распределением обязанностей: 1-й учащийся транслирует решение на экран и объясняет его решение; 2-й учащийся записывает алгоритм решения неравенства;…

Работают все учащиеся группы в соответствии с распределением обязанностей: 1-й учащийся транслирует решение на экран и объясняет его решение; 2-й учащийся записывает алгоритм решения неравенства;…

Оцените свою работу

Оцените свою работу

Итоги урока. (Рефлексия деятельности)

Итоги урока. (Рефлексия деятельности)

Карточка для II группы. 1

Карточка для II группы. 1

Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр

Выбрать «похожее» неравенство для самостоятельной работы в двух вариантах (учебник стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022