Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
25.04.2019
Рассмотрение решения задач типа 17 ЕГЭ-2018 с помощью исследования функции на наибольшее (наименьшее) значение или методами математического анализа. Задачи оптимизации очень часто встречаются в управленческой, финансовой и научной деятельности. Они позволяют отыскать наилучшее (оптимальное) решение, дающее максимальную прибыль или обеспечивающее минимальные затраты. При этом требуется учитывать ряд дополнительных ограничений на значения используемых параметров.
открытый урок.docx
Урок математики в 11 классе .
Преподаватель Сафаргалиева Ф.А.
Тема: Решение экономических задач на оптимизацию.
Цель: рассмотрение решения задач типа 17 ЕГЭ2018 с помощью исследования
функции на наибольшее (наименьшее) значение или методами математического
анализа
« В мире не происходит ничего,
в чем бы ни был виден смысл
какогонибудь максимума или минимума!»
Леонард Эйлер
Тема моего урока «Решение экономических задач на оптимизацию».
Мотивация. Задачи оптимизации очень часто встречаются в управленческой,
финансовой и научной деятельности. Они позволяют отыскать наилучшее
(оптимальное) решение, дающее максимальную прибыль или обеспечивающее
минимальные затраты. При этом требуется учитывать ряд дополнительных
ограничений на значения используемых параметров.
Впервые в 2015 году в заданиях ЕГЭ по математике профильного уровня появились
экономические задачи на банковские вклады, кредиты, которые решались
составлением уравнения. Такие задачи относятся к задачам повышенного уровня.
Ненулевые баллы по этому заданию получили около 15% выпускников. Это
неплохой показатель. Несмотря на это, в методических рекомендациях для
учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
2015 года по математике авторами КИМов И.В.Ященко, А.В.Семеновым,
И.Р.Высоцким и опубликованных на сайте ФИПИ, выявляются ключевые проблемы,
среди которых: неумение проводить анализ условия, искать пути решения,
применять известные алгоритмы в измененной ситуации.
Авторы предлагают включить в рабочие программы практикоориентированные
задания, выстроить систему изучения практической, жизненно важной математики
во все школьные годы. Это элементы финансовой и статистической грамотности, умение принимать решения на основе расчетов, навыки самоконтроля с помощью
оценки возможных значений величин на основе жизненного опыта.
В 2018 году наряду с такими задачами можно встретить задачи на выбор
оптимального распределения ресурсов: поле и фермер, предприниматель и отель,
добыча алюминия и никеля и производство сплава и другие. Понятно, что никаких
экономических знаний для решения таких задач не требуется. Необходимо лишь
понять смысл задачи, перевести его на язык математики и решив математическую
задачу вернуться к условию, правильно сопоставив полученное решение с условием
задачи. При решении такого вида задач можно составить уравнение и найти его
решение в натуральных или целых числах. Мы же с вами будем решать задачи
такого типа методами математического анализа, т.е. составлением функции и
исследованием ее на наибольшее (наименьшее) значение.
Итак, переходим к уроку.
1 этап урока. Актуализация опорных знаний
Начнем с повторение теоретического материала, используемого на уроке.
Предлагаю работу в парах.
А) Таблица производных
Б) Правила нахождения производных. Производная сложной функции
В) Какова связь между монотонностью некоторой функции и ее производной
Какие точки экстремума существуют и как определить их вид.
Г) Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции f(x)
[a;b]
отрезке
Д) Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции f(x)
на
на
интервале (а; в)
(слайд 5) Вспомним алгоритм решения задач на оптимизацию с помощью
математического моделирования:
1 этап. Составление математической модели задачи.
2 этап. Работа с составленной моделью. 3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи.
2 этап урока. Применение знаний при решении задач.
Рассмотрим задачу из открытого банка заданий по математике ЕГЭ 2018
В двух областях есть по 50 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 10
часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области один рабочий за
час добывает 0,2 кг алюминия или 0,1 кг никеля. Во второй области для добычи х кг
алюминия в день требуется х2 человекочасов труда, а для добычи у кг никеля в день
требуется у2 человекочасов труда. Обе области поставляют добытый металл на
завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в
котором на 1 кг алюминия приходится 2 кг никеля. При этом области
договариваются между собой вести добычу металла так, чтобы завод мог
произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких
условиях ежедневно сможет произвести завод?
Впервые встретившись с этой задачей, у меня возникло замешательство: как решать.
1 этап.
Составление математической модели задачи (слайд 8)
Область Всего
Алюминий
Никель
1
2
50 чел.
50 чел.
х
у
Колво, чел Масса, кг
0,2∙х∙10=2х
√10у
Колво, чел
Масса, кг
50х
50у
(50х)∙0,1∙10 =50х
√10(50−у)
(слайд 9)
Всего алюминия 2х+ √10у
Всего никеля (50х)+ √10(50−у)
По условию, на производство сплава требуется никеля в 2 раза больше, значит
2(2х+ √10у ) = (50х)+ √10(50−у),отсюда
х=¿ 10 + 0,2 √10(50−у) 0,4 √10у .
Рассмотрим функцию, определяющую массу всего металла
(х,у)= 2х+ √10у+¿ (50х)+ √10(50−у)=¿ ...= 60+1,2 √10(50−у)+0,6√10у ,
f
получили f (у). 2 этап. Работа с составленной моделью. (слайд 10)
Исследуем функцию f(у)=60+1,2 √10(50−у)+0,6√10у на наибольшее значение.
D(f) = [0;50]
f'(у)=
3
√10у
6
√10(50−у)
, f'(у)=0 при у=10. Определим, как ведет себя
производная при переходе через точку у =10
f '(у)
0[_________+___________10____________ −¿ ____________]50
f (у) точка max
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи. (слайд 11)
Значит, наибольшее значение функция принимает при у=10. Найдем f(10)= 60+1,2
√10(50−10)+0,6 √10∙10 = 60+1,2∙20+6=90. Ответ: 90 кг сплава
3 этап урока. Самостоятельная работа. А сейчас предлагаю решить аналогичную
задачу таким же способом.
Задача такая. В двух областях есть по 100 рабочих, каждый из которых готов
трудиться по 10 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области
один рабочий за час добывает 0,3 кг алюминия или 0,1 кг никеля. Во второй области
для добычи х кг алюминия в день требуется х2 человекочасов, а для добычи у кг
никеля в день требуется у2 человекочасов труда. Обе области поставляют добытый
металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и
никеля, в котором на 2 кг алюминия приходится 1 кг никеля. При этом области
договариваются между собой вести добычу металла так, чтобы завод мог
произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких
условиях ежедневно сможет произвести завод?
У вас на столах лежат бланки для решения данной задачи. Заполните, пожалуйста,
их.
Область Всего
Алюминий
Никель 1
100 чел.
Колво, чел Масса, кг
0,3∙х∙10=3х
х
100 чел.
у
2
Всего алюминия 3х+ √10у
Всего никеля (100х)+ √10(100−у)
√10у
Колво, чел
100х
100у
Масса, кг
(100х)∙0,1∙10
=100х
√10(100−у)
По условию, на производство сплава требуется алюминия в 2 раза больше, значит
3х+ √10у = 2((100х)+ √10(100−у) ¿,отсюда
х=¿ 40 + 0,4 √10(100−у) 0,2 √10у .
Рассмотрим функцию, определяющую массу всего металла
f (х,у)= 3х+ √10у+¿ (100х)+ √10(100−у)=¿ ...= 180+1,8 √10(100−у)+0,6√10у ,
получили f (у).
2 этап. Работа с составленной моделью.
Исследуем функцию f(у)=180+1,8 √10(100−у)+0,6√10у на наибольшее значение.
D(f) = [0;100]
f'(у)=
3
√10у
9
√10(100−у)
, f'(у)=0 при у=10.
f '(у)
0[_________+___________10____________ −¿ ____________]100
f (у) точка max
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи.
Значит, наибольшее значение функция принимает при у=10. Найдем f(10)= 180+1,8
√10(100−10)+0,6√10∙10 = 180+1,8∙30+6=240.
Ответ: 240 кг сплава
4 этап урока. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания вам предлагается разобрать решение задачи №2 и аналогичную задачу решить самостоятельно.
5 этап урока. Рефлексия.
Обратите еще раз внимание на эпиграф к уроку: «В мире не происходит ничего, в
чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума!»
На уроке мы решали задачи, связанные с деятельностью человека. При решении
задач переходили от реальных ситуаций к их математическим моделям.
Мы убедились, что такое абстрактное понятие, как производная, помогает
решать различные жизненные задачи. Я желаю всем, чтобы ваши знания, умения
помогали вам преодолевать препятствия на жизненном пути.
Приложение
Целесообразность использования презентации на уроке
определена следующими факторами:
1. интенсификацией учебновоспитательного процесса:
улучшением наглядности изучаемого материала,
увеличением количества предлагаемой информации,
уменьшением времени подачи материала;
2.повышением эффективности усвоения учебного материала за счет групповой и
самостоятельной деятельности учащихся.
Возможные варианты применения иллюстрированных решений
1. Используется учителем для объяснения решений данных заданий на уроках
обобщающего повторения или на занятиях по подготовке к ЕГЭ.
2. Применяется учащимися в качестве самопроверки полученного решения.
3. Для дистанционного обучения учащихся.
Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Решение экономических задач на оптимизацию. (11 rkfcc)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.