Цели: продолжить формирование умения решать неравенства методом интервалов; рассмотреть, как может быть применен метод при решении более сложных неравенств.
Все задания, выполняемые на уроке, можно разбить на две группы. В первую группу войдут дробные неравенства и неравенства, которые до применения метода интервалов предварительно нужно преобразовать, разложив на множители их левую часть. Во вторую группу войдут более сложные неравенства. Чтобы применить к ним метод интервалов, необходимо сначала перейти к равносильной системе.
Метод интервалов урок 3.docx
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
У р о к 36.
КЛАСС: 9Б.
ДАТА: 30.11.16Г.
Цели: продолжить формирование умения решать неравенства методом
интервалов; рассмотреть, как может быть применен метод при решении более
сложных неравенств.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Решите неравенство:
а) (х + 1) (х – 3) > 0;
в)
б) (х – 5) (х – 2) ≤ 0;
III. Проверочная работа.
1. Решите неравенство:
х
х
< 0;
3
7
В а р и а н т 1
х
х
9
6
1
х
3
(х – 10) < 0;
х
≥ 0.
1
7
г) (х – 4)
а)
2. Найдите область определения функции:
х
)(
х х
21)
(10
б)
≥ 0.
;
б) y =
а) y =
(1
х
)(5
х
)
.
1. Решите неравенство:
В а р и а н т 2
х
х
4
> 0;
8
10
3
а)
2. Найдите область определения функции:
(3
х
х
34)(20
б)
х
х
(
)
;
б) y =
а) y =
х
х
10
0
3
.
≤ 0
)(
х х
1)(10
х
)
. IV. Формирование умений и навыков.
Все задания, выполняемые на уроке, можно разбить на две группы. В первую
группу войдут дробные неравенства и неравенства, которые до применения
метода интервалов предварительно нужно преобразовать, разложив на
множители их левую часть. Во вторую группу войдут более сложные
неравенства. Чтобы применить к ним метод интервалов, необходимо сначала
перейти к равносильной системе.
Вторую группу заданий следует решать в классе с высоким уровнем
подготовки.
Упражнения:
1я г р у п п а.
1. № 338.
х
х
в)
1
≥ 2.
Р е ш е н и е
Перенесем число 2 в левую часть неравенства и приведем его к виду
( )
f x
g x ≥
( )
0:
х
х
х
2
х
2
1
– 2 ≥ 0;
х
2
х
1
х
1
≥ 0;
≥ 0;
1) 0,
2)(
(
x
x
1 0.
x
2
1
≤ 0;
х
х
Решая эту систему, получим, что х (1; 2].
О т в е т: (1; 2].
2. Решите неравенство, разложив его левую часть на множители:
х
1
3
< 0;
а) (4 – х2)
г) х3 – 5х + 6х 0;
2
х
> 0;
б) х3 – 16х 0;
1
9
в) (х2 – 25)
2я г р у п п а.
Решите неравенство:
1
2
а) (3х2 + 5) (х + 7)
4
49
2
х
< 0;
д) (х2 + 3х)
е) 8х3 + 12х2 – 2х – 3 > 0.
х
> 0.
Р е ш е н и е
Поскольку выражение 3х2 + 5 положительно при всех значениях х, то обе
части неравенства можно разделить на него. Получим неравенство:
1
2
х
(х + 7)
> 0 или (х + 7)
Решая его, находим, что х
7;
.
О т в е т:
б) (х + 2)2 (х – 6) < 0.
1
2
х
7;
1
2
1
2
< 0.
.
Р е ш е н и е
Выражение (х + 2)2 неотрицательно при всех значениях х, поэтому данное
неравенство равносильно системе:
6 0,
x
x
2 0.
Решая систему, находим, что х (–∞; –2) (–2; 6).
О т в е т: (–∞; –2) (–2; 6).
в) (х –3)2 (х – 10) ≥ 0
Р е ш е н и е
Выражение (х –3)2 неотрицательно при всех значениях х, и если оно равно
нулю, то и произведение (х –3)2 (х – 10) равно нулю. Поэтому данное равносильно
системе:
10 0,
3 0;
x
x
Получаем, что х {3} [10; +∞).
О т в е т: {3} [10; +∞).
10,
3.
x
x
2
х
х
2
13
х
х
30
12
г)
< 0.
Р е ш е н и е
< 0.
х
3)(
3)(
х
10)
4)
Разложим на множители числитель и знаменатель дроби:
х
(
(
х
Данное неравенство равносильно системе:
x
x
x
Решая систему, находим, что х (–4; 3) (3; 10).
О т в е т: (–4; 3) (3; 10).
10)(
(
x
3.
x
10
4
3 0;
4) 0,
0,
x
4
х
9
4
2
10
х
12
х
д)
≤ 0.
Р е ш е н и е
Разложим на множители числитель и знаменатель дроби:
х
(
3)(
1)(
3)
х
х
4(
1)(
х
х
3)
≤ 0.
x
1)(
3) 0,
Это неравенство равносильно системе:
(
x
1)(
x
x
3 0.
Решая его находим, что х (–∞; –3) (–3; –1] [1; 3].
О т в е т: (–∞; –3) (–3; –1] [1; 3].
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– В чем состоит метод интервалов решения неравенств?
– Любое ли неравенство можно решить методом интервалов?
– Как применяется метод интервалов к решению дробных неравенств? – Как решается неравенство, содержащее целое выражение выше второй
степени?
Домашнее задание: п. 15, 336(г,е), №337 (б,г), №338(б,).
Проверочная работа.
1. Решите неравенство:
В а р и а н т 1
х
х
3
7
< 0;
х
х
а)
2. Найдите область определения функции:
б)
9
6
≥ 0.
(10
21)
)(
х х
а) y =
____________________________________________________
Проверочная работа.
б) y =
)(5
(1
х
х
;
х
)
.
1. Решите неравенство:
В а р и а н т 2
х
х
4
> 0;
8
х
х
а)
2. Найдите область определения функции:
б)
10
3
х
х
10
0
3
.
≤ 0
(
х
34)(20
х
)
(3
)(
х х
1)(10
х
)
а) y =
___________________________________________________________
Проверочная работа.
б) y =
;
.
1. Решите неравенство:
В а р и а н т 1
х
х
3
7
< 0;
х
х
а)
2. Найдите область определения функции:
б)
9
6
≥ 0.
(10
21)
)(
х х
а) y =
____________________________________________________
Проверочная работа.
б) y =
)(5
(1
х
х
;
х
)
. 1. Решите неравенство:
В а р и а н т 2
х
х
4
> 0;
8
х
х
а)
2. Найдите область определения функции:
10
3
х
х
10
0
3
.
≤ 0
б)
а) y =
(
х
34)(20
х
)
;
б) y =
(3
)(
х х
1)(10
х
)
.
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.