Урок по теме: Уравнения.
Подготовлен учителем математики
МОУ Кировская СОШ
п. Средний Маныч
Качула Натальей Николаевной
( третий урок в системе уроков по теме «Уравнения», учебник «Алгебра и начала анализа 11 класс», авторы Муравин Г.К., О.В. Муравина).
Цель урока:
Обобщить теоретические знания по темам «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств», рассмотреть методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств, разобрать решение уравнений методом подбора корней.
Задачи:
Образовательная: актуализация опорных знаний при решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне.
Развивающая: развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
Воспитательная: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
“Нельзя изучать математику,
глядя на то, как это делает сосед”.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сообщение темы и задач урока: Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить следующее высказывание: “Нельзя изучать математику, глядя на то, как это делает сосед”. Только свой труд в изучении математики может принести результаты. Перед нами стоит задача: Повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал, связанный с показательными и логарифмическими уравнениями и неравенствами, использовать при решении метод подбора корней уравнения.
II. Фронтальная устная работа.
Повторим методы решений показательных уравнений:
1. метод логарифмирования: ax bx logab а)2x 3, б)3x5 7 2.метод перехода к одному основанию: ax ab x b а)2x 64, б)3x2 , x x 2 9 27 в) . 3 8 64 1. метод перехода к одному показателю: 52x4 49x2 . 2. метод вынесения общего множителя за скобки или разложения на множители: 2x1 2x1 2x 28 ;6x 83x 92x 72 0 . 3. метод введения новой переменной , уравнения сводимые к квадратным или кубическим:25x 65x 5 0; 125x 20x 23x1 4. однородные уравнения относительно показательных функций: 281X1 36X1 316X1 0 5x1 3x 5. рациональные уравнения относительно показательных функций: x2 5x 1 3 |
Вспомним методы решений логарифмических уравнений:
1. метод использования определения логарифма:loga f (x) b f (x) ab;log0,5x 3 (8); log3(4x3) 3 (7,5) 2. метод равносильности уравнений: log3(x5) log3(9 x) ; (7) f (x) g(x) f (x) g(x) logaf (x) logag(x) f (x) 0 èëè g(x) 0 3. метод введения новой переменной: log52x3log5x 4, (0,2;625) lg3 (x3)lg2 (x3)6lg(x3) 0 (3,01; 4; 1003) 4. применение свойств логарифмов: lg(x 2)lg(x 7) 1; (-8); log3 x1log9(x1) 1; (2); 5. функционально-графический метод:log 2(3x5) 82x (3) |
III. Тест (проверка знаний по решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств).
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу .
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
.4 |
5 |
6 |
Ответы |
в) |
г) |
в) |
г) |
б) |
б) |
Ответы к тесту
6 верных ответа - оценка 5, 5 верных ответов - оценка 4;
3-4 верных ответа - оценка 3.
IV.Физминутка: Закрыли глаза и кончиком носа написали свое имя.
V. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Не менее универсален, чем замена переменной, самый древний способ решения уравнений – подбор корней. Подбор корней среди делителей свободного члена свободного члена – основной способ решения целых уравнений высоких степеней. Однако мало подобрать корни – нужно ведь еще нужно убедиться, что других корней нет. Здесь на помощь приходят свойства монотонности функций.
Учащиеся самостоятельно рассматривают пример 5 из текста учебника, затем фронтальное обсуждение этого примера и № 290.
№ 290
а) 2x³-3x²-32x-15=0; б) 3x4 – 7х3 + 6х2 + 23х – 6 =0.
Задания 290(а; б) обсуждаются в классе, намечается план решения (подбираем целый корень среди делителей свободного члена (применяя схему Горнера)), а дома уже доводятся решение до ответа.
№ 290(в) 2х3 = -18 –х.
Решение: Подберем х так, чтобы равенство было верным: при х = -2, левая и правая часть равенства принимают одно и то же значение -16. Следовательно, число -2 — корень данного уравнения. Поскольку правая часть уравнения задает возрастающую, а левая — убывающую функции, других корней данное уравнение не имеет.
Ответ: -2.
№290(ж) 3х + 4х = 5х.
Решение: При х=2 в уравнении мы видим равенство 32+42=52 (сумма квадратов катетов и квадрата гипотенузы египетского треугольника). Однако и левая, и правая части уравнения задают возрастающие функции, поэтому нельзя сразу сделать вывод о том, что 2 единственный корень.
Разделим обе части уравнения на 5х. Уравнение (3/5)х +(4/5)х =1 равносильно исходному, но его левая часть задает убывающую функцию, а правая — постоянна. Значит, 2 — единственный корень этого и исходного уравнений.
Ответ: 2.
Аналогично можно решить неравенство:
3х + 4х > 5х. (3/5)х +(4/5)х >1, х < 2.
VI. Самостоятельная работа.
№290(д,е)
Двое учащихся работают на крыльях, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях. Затем решение проверяется и обсуждается.
VI. Домашнее задание: № 290(а, б, з, и), №291(а - в)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся анализируют результаты своей деятельности на уроке, выставляются оценки.
Вопросы, заданные учителем :
Насколько успешно вы применяли методы? Какие трудности испытывали? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.