Решение показательных уравнений.Подготовка к ЕГЭ. ( 11 класс)
Оценка 4.7

Решение показательных уравнений.Подготовка к ЕГЭ. ( 11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
математика
11 кл
19.01.2017
Решение показательных уравнений.Подготовка к ЕГЭ. ( 11 класс)
Ученики закрепляют решение простейших показательных уравнений; -показывают дополнительные методы решения показательных уравнений; -обобщают и систематизируют методы решения показательных уравнений. Основные методы решения показательных уравнений и уравнения к каждому методу. Ученики демонстрируют решение(задания из книги «ЕГЭ.Типовые зкзаменационные варианты.»под редакцией И.В.Ященко, применяя методы решения показательных уравнений.
урок по мат 11 класс.pdf

 

 

Урок по теме: Уравнения.

Подготовлен учителем математики

 МОУ Кировская СОШ

п. Средний Маныч 

Качула Натальей Николаевной

 

 

 ( третий урок в системе уроков по теме «Уравнения», учебник «Алгебра и начала анализа 11 класс», авторы Муравин Г.К., О.В. Муравина). 

 

Цель урока:

Обобщить теоретические знания по темам «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств», рассмотреть методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств, разобрать решение уравнений методом подбора корней. 

Задачи:

Образовательная: актуализация опорных знаний при решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне.

Развивающая: развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.

Воспитательная: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Нельзя изучать математику, 

глядя на то, как это делает сосед”.

Ход урока.

I.                  Организационный момент.  

Сообщение темы и задач урока: Эпиграфом к  нашему уроку хочу предложить следующее высказывание: “Нельзя изучать математику, глядя на то, как это делает сосед”. Только свой труд в изучении математики может принести результаты. Перед нами стоит задача: Повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал, связанный с показательными и логарифмическими уравнениями и неравенствами, использовать при решении метод  подбора корней уравнения.

II.               Фронтальная устная работа.

Повторим методы решений показательных уравнений: 

1. метод логарифмирования: ax bxlogab  а)2x 3,      б)3x5 7                    

2.метод перехода к одному основанию: ax ab x b а)2x 64, б)3x2 ,

                   x                   x

         2   9      27

     в)               . 

         3   8      64

1.      метод перехода к одному показателю: 52x4 49x2 .

2.      метод вынесения общего множителя за скобки или разложения на множители: 2x1 2x1 2x 28 ;6x 83x 92x 72 0 .

3.      метод введения  новой переменной , уравнения сводимые к квадратным или кубическим:25x 65x 5 0;                    125x 20x 23x1 4. однородные уравнения относительно показательных функций:

281X1 36X1 316X1 0

5x1 3x

5. рациональные уравнения относительно показательных функций: x2                   5x 1        

                                                                                                                                                                           3    

Вспомним  методы решений логарифмических уравнений:  

 

1.                  метод использования определения логарифма:loga f (x) b f (x) ab;log0,5x 3

(8);  log3(4x3) 3     (7,5)

2.                  метод равносильности уравнений:   log3(x5) log3(9x) ;  (7)

f (x) g(x) f (x) g(x)

                                                                 logaf (x) logag(x) f (x) 0 èëè g(x) 0

3.                  метод введения новой переменной: log52x3log5x 4,  (0,2;625)  lg3 (x3)lg2 (x3)6lg(x3) 0   (3,01; 4; 1003)    4. применение свойств логарифмов: lg(x 2)lg(x 7) 1; (-8);

                                                                                                                log3 x1log9(x1) 1;  (2);                                  

5. функционально-графический метод:log                                         2(3x5) 82(3)                              

III.           Тест (проверка знаний по решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств).

 

  

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу .

Номер задания 

.4 

Ответы 

в) 

г) 

в) 

г) 

б) 

б) 

Ответы к тесту 

 

 

 

 

6 верных ответа  -  оценка 5, 5 верных ответов  -  оценка 4;

3-4 верных ответа  -  оценка 3.

IV.Физминутка: Закрыли глаза и кончиком носа написали свое имя.

V. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Не менее универсален, чем замена переменной, самый древний способ решения уравнений – подбор корней. Подбор корней среди делителей свободного члена свободного члена – основной способ решения целых уравнений высоких степеней. Однако мало подобрать корни – нужно ведь еще нужно  убедиться, что других корней нет. Здесь на помощь приходят свойства монотонности функций. 

Учащиеся самостоятельно рассматривают пример 5 из текста учебника, затем фронтальное обсуждение этого примера и № 290.

№ 290

а)   2x³-3x²-32x-15=0;             б) 3x4 – 7х3 + 6х2 + 23х – 6 =0.

Задания 290(а; б) обсуждаются в классе, намечается план решения (подбираем целый корень среди делителей свободного члена (применяя схему Горнера)),  а дома уже доводятся решение до ответа.

№ 290(в)     2х3 = -18 –х.

Решение: Подберем х так, чтобы равенство было верным: при х = -2, левая и правая часть равенства принимают одно и то же значение -16. Следовательно,  число -2 — корень данного уравнения. Поскольку правая часть уравнения задает возрастающую, а левая — убывающую функции, других корней данное уравнение не имеет.

Ответ: -2.

№290(ж)      3х + 4х  = 5х.

Решение: При х=2 в уравнении мы видим равенство 32+42=52 (сумма квадратов катетов и квадрата гипотенузы египетского треугольника). Однако и левая, и правая части уравнения задают возрастающие функции, поэтому нельзя сразу сделать вывод о том, что 2 единственный корень. 

Разделим обе части уравнения на 5х. Уравнение (3/5)х +(4/5)х =1 равносильно исходному, но его левая часть задает убывающую функцию, а правая — постоянна. Значит, 2 — единственный корень этого и исходного уравнений.

Ответ: 2.

Аналогично можно решить неравенство:

3х + 4х  > 5х.  (3/5)х +(4/5)х >1,    х < 2.

VI. Самостоятельная работа.    

№290(д,е)

Двое учащихся работают на крыльях, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях. Затем решение проверяется и обсуждается.

VI. Домашнее задание:   № 290(а, б, з, и),  №291(а - в)

VIII.    Подведение итогов урока. 

   Учащиеся анализируют результаты своей деятельности на уроке, выставляются оценки.

Вопросы, заданные учителем :

Насколько успешно вы применяли методы? Какие трудности испытывали? Почему?

 

Урок по теме: Уравнения. Подготовлен учителем математики

Урок по теме: Уравнения. Подготовлен учителем математики

Сообщение темы и задач урока: Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить следующее высказывание: “

Сообщение темы и задач урока: Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить следующее высказывание: “

I. Тест (проверка знаний по решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств)

I. Тест (проверка знаний по решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств)

Номер задания 1 2 3

Номер задания 1 2 3

Разделим обе части уравнения на 5 х

Разделим обе части уравнения на 5 х
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017