Подготовка к рецензии на рассказ Бунина «Холодная осень».
Это произведение из цикла «Темные аллеи» написано в мае 1944 года. Сюжет как таковой сложно увидеть: один вечер и спрессованные события длиной в 30 лет. Конфликт данного рассказа: любовь героев и препятствия на их пути. Здесь любовь – смерть. Завязка конфликта любви и смерти происходит тогда, когда прозвучало слово «война» за чайным столом. Развитие – помолвка героев, которая совпадает с именинами отца. Объявлена помолвка – объявлена война. Наступает прощальный вечер, герой приходит проститься, свадьба отложена на весну (герои не ожидают, что война продлится долго). Кульминация рассказа – слова героя: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Развязка – героиня пронесла через 30 лет свою любовь, она воспринимает смерть как скорую встречу с любимым.
Типичным для рассказов Бунина является то, что у героев нет имен. По местоимениям ОН и ОНА подразумеваются судьбы многих. В рассказе нет портретных характеристик (кому бы как не героине описать своего возлюбленного, но этого нет). Кроме этого рассказ насыщен деталями: «блестящие от слез глаза» (у героини), «очки» (у мамы), «газета», «папироса» (у отца)- что характерно для рассказов Бунина.
Центральный эпизод рассказа – прощальный вечер. Каждый из героев в этот момент бережет чувства другого. Все внешне спокойны. Маска спокойствия исчезает в момент прощания в саду.
Характер главного героя Бунин раскрывает через его речь: этот молодой человек образован, деликатен, заботлив. Героиня в изображении Бунина инфантильна. В момент прощания ОН читает стихи Фета (текст которых искажен), для того чтобы эмоционально подкрепить общую атмосферу. Героиня же ничего не смыслит в поэзии. В данной ситуации ей не до нее: еще несколько минут и они расстанутся.
В данном рассказе совпадает сюжетная канва, проблематика, кратковременность любви, но в то же время он не похож ни на один из рассказов цикла «Темные аллеи»: в 22 рассказах повествование ведется от безличного лица и только в « Холодной осени» повествование ведет героиня.
Обращают на себя внимание даты, среди которых можно отметить точные даты – 1914(историческая схожесть – убийство Фердинанда), тот год- перифраза, некоторые даты - можно только догадаться о них( автор не упоминает ничего о 1917, годах Гражданской войны).
Рассказ можно разбить на 2 композиционные части: до гибели и после гибели героя.
ВРЕМЯ
ДО |
ПОСЛЕ |
|
|
Художественное время движется медленно: месяцы, дни, часы, минуты (замедляется и останавливается). |
Художественное катастрофической карусель событий. |
время летит быстротой, |
с как |
Художественное пространство
до |
после |
Дом как основа семейного счастья, благополучия (сияющие окна дома – маяк для героев, место, где они счастливы были); сад (ассоциация с «Антоновскими яблоками»). |
Калейдоскоп: 14 географических названий, вместо дома подвал; рынок – временные пристанища. |
Действующие лица
до |
после |
ОН, ОНА, мать, отец (перед нами круг, в котором все любят друг друга; они защищены своими традициями: чайный стол, образок). |
Близких, родных нет. Воспитываемая девочка далека от героини рассказа («стала совсем француженкой»). |
Героиня - наивная девочка. |
Она потеряла все, но сохранила себя: его завещание – это ее хождение по мукам, о которых она говорит спокойно, равнодушно; ей не более 50 лет, но ее голос звучит как голос старой женщины, потому что все осталось там, в прошлом. |
Художественные детали
до |
после |
Дом, лампа, самовар (уют) Очки, газета (принадлежат любимым людям) Шелковый мешочек, золотой образок (символизирует настоящее) Накидка (желание обнять) |
Подвал, угол Арбата и рынка (вся Россия превратилась в рынок) Деталей, связанных с любимыми людьми нет. Золотой шнурок, которым перевязаны конфеты, атласная бумага – символы ненастоящей жизни, мишуры. Лапти, зипун – судьбы миллионов. |
Вывод: ДО – защищенность, ПОСЛЕ – вселенское одиночество.
Мотив памяти звучит от начала и до конца рассказа. Память – единственная возможность сохранить черты любимого, но в то же время память для героини – долг: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
В рассказе «Холодная осень» показана не только гибель героя, но и гибель России, которую мы потеряли. Бунин заставляет читателя задуматься, как же рано на души героев пал тот ужас, который им стоило пережить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.