Результативность реализации образовательной программы.
Оценка 5
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образование на достижение «нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства», которое во многом определяется достижением позитивного результата.
Актуальность вопроса качества дополнительного образования заключается в необходимости предъявления результатов в процессе.
А между тем, выявление результативности в сфере ДО сталкивается с определенными трудностями.данный материал подготовлен для выступления на семинаре для педагогов дополнительного образования
результативность реализации образовательной программы.doc
Результативность реализации образовательной программы.
1
Методы отслеживания.
План занятия
1. Актуальность проблемы отслеживания результативности
образовательного процесса в ДО.
2. Система контроля результативности реализации программы. Виды
контроля.
3. Формы выявления, фиксации и предъявления результата, их отражение
в программе.
4. Диагностические методики как инструмент психологопедагогического
мониторинга педагогического процесса.
5. Алгоритм действий педагога по выбору форм диагностики и контроля.
Содержание лекции
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
ориентирует образование на достижение «нового качества, адекватного
современным запросам личности, общества и государства», которое во многом
определяется достижением позитивного результата.
Актуальность вопроса качества дополнительного образования заключается
в необходимости предъявления результатов в процессе:
аккредитации учреждения (полнота реализации программ);
отчета
перед
органами
власти
(мониторинг,
самообследование);
аттестации педагога;
демонстрации родителям достижений обучающихся.
А между тем, выявление результативности в сфере ДО сталкивается с
определенными трудностями. Они объясняются: 2
многообразием реализуемых образовательных программ;
неготовностью педагогов к систематическому самоанализу и
самоконтролю;
отсутствием
«инструментов» для обработки и анализа
результатов диагностики;
отсутствием государственного образовательного стандарта
для дополнительного образования.
Тем не менее, в свете последних государственных документов призывы к
повышению качества дополнительного образования (ДО) звучат все настойчивее,
поэтому в лекции речь пойдет о результате и результативности реализации
образовательной программы, а также о методах их отслеживания.
Разберем основные понятия.
Результат педагогической деятельности – итог целенаправленной
совместной деятельности педагога и ребенка. Образовательный результат – итог
(промежуточный или конечный) взаимодействия педагога и ребенка в процессе
образовательной деятельности по конкретной ОП.
Оценка успехов
воспитанников основная составляющая образовательного процесса.
Учебный результат – знания, представления, умения, способности,
которые освоил ребенок в образовательном процессе.
Воспитательный результат – личностные умения ребенка, обретенные
качества, стремления, мотивы и другие психические новообразования.
Результативность – степень соответствия ожидаемых и полученных
результатов.
Отслеживание результативности – это способы педагогической
диагностики результатов деятельности, выраженные в количественных и
качественных показателях. Педагогическая диагностика проводится в логике
конкретной цели, которую ставит педагог в своей ОП.
О результативности освоения обучающимися ОП судят по трем группам
показателей:
учебным (приобретение обучающимися предметных и
общеучебных знаний, умений и навыков (ЗУН); 3
развивающим (развитие уже имеющихся задатков и
способностей обучающихся);
воспитательным (изменение поведенческих проявлений
ребенка под влиянием занятий в данном детском
объединении).
При проектировании ОП педагог прописывает предполагаемые результаты
освоения программы, а также формы их выявления, фиксации и
предъявления.
запланированной цели программы определяет качество педагогического
процесса.
Степень расхождения практического результата и
Качество процесс контролируемый. В настоящее время различают 3 вида
контроля:
входной (стартовый);
текущий;
итоговый.
От вида и цели контроля зависит выбор формы контроля.
Цель входного (стартового) контроля – определение, с какими начальными
качествами пришел ребенок в коллектив. Для этого могут быть использованы
такие формы контроля, как собеседование, тестирование, анкетирование.
Цель текущего контроля организация проверки качества освоения
образовательной программы в течение года. Периодичность его варьируется по
усмотрению педагога: он может осуществляться раз в месяц, четверть,
полугодие. Подвид текущего контроля – тематический (проверка освоения
темы).
Итоговый контроль – это проверка результатов обучения в конце учебного
года, а также после завершения образовательной программы. 4
Формы текущего и итогового контроля: зачет, тестирование, опрос,
реферат, защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение,
викторина, КВН, открытое занятие, фестиваль, конференция, конкурс и др.
При проектировании форм контроля в программе, необходимо, прежде
всего, уяснить:
какие ЗУН и личностные качества будем выявлять и
оценивать на разных ступенях программы;
сможем ли проконтролировать их изменение;
какими способами будем это делать.
Создаваемая педагогом система контроля должна содержать пакет
диагностических методик компонент УМК образовательной программы,
и методических
состоящий из описания форм контроля, инструкций
рекомендаций по их применению.
Главное требование при выборе форм контроля – не вызывать у
обучающихся чувство страха и неуверенности в своих силах. Задания должны
быть понятными, учитывать реальный уровень подготовки. Результаты контроля
фиксируются (дневник наблюдений, диагностические карты, протоколы,
таблицы и др.) и анализируются педагогом (аналитические справки).
Формы предъявления (отражения) результатов диагностики учащихся, их
достижений разнообразны и определяются содержанием и направленностью
программы:
Табель умений
Книжка личных достижений
Творческая книжка
Тетрадь рекордов
Карта образовательных достижений
Звездная доска
Лестница успехов
Портфолио
Выдача промежуточных свидетельств (сертификатов) об
овладении тем или иным умением
Письменный самоанализ (мои успехи и достижения) 5
Коллективное обсуждение успехов
Выпуск газеты, альбома, радиопередачи
и другие.
Наглядность отражения результатов повышает мотивацию детей к
дальнейшему обучению.
В настоящий момент в РФ предпринимаются попытки создания единой
системы отслеживания и фиксации этих показателей в системе ДОД, а также
мониторинга качества педагогического процесса в каждом отдельно взятом
детском объединении.
Особая ценность мониторинга в том, что он позволяет оценить и сравнить
текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных
программ. Мониторинг
позволяет индивидуализировать образовательный
процесс, выявить уровень освоения ОП каждым обучающимся, проследить
динамику изменения этого уровня. Методы мониторинга: наблюдение,
интервьюирование, анкетирование, опрос, беседа, сбор и обработка
статистической информации, анализ информации, экспертная оценка.
Содержание деятельности по мониторингу основано на нормативных
положениях действующих законодательных актов (273ФЗ, Типовое положение
об образовательном учреждении дополнительного образования детей,
(утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от26 июня 2012 г.
N 504), Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06
1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»).
В практическом пособии Л.Н. Буйловой
и Н.В. Кленовой «Как
организовать дополнительное образование в школе»1 приведены в пример две
таблицы, позволяющие, по мнению авторов, организовать процесс мониторинга
результативности освоения обучающимися ОП: «Мониторинг результатов
1 Буйлова Л.Н.,Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе.
Практическое пособие. – М., 2005 http://www.twirpx.com/file/574958/ 6
обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» и
«Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы».
В каждую из таблиц включены разделы:
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное колво баллов
Методы диагностики
Предлагаемая технология основывается на трех показателях
теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.
Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки
являются знания по основным разделам учебнотематического плана программы
и владение специальной терминологией. Проверяя уровень теоретической
подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения
аттестации. Наиболее распространено тестирование.
Оценка практических навыков основывается на проверке владения
специальным оборудованием и оснащением.
Параметры оценки (и мониторинга) разрабатываются педагогом в
соответствии с содержанием своей ОП2.
К общеучебным умениям относятся:
учебноинтеллектуальные умения (умения подбирать и
анализировать специальную литературу, умение пользоваться
электронными источниками информации,
осуществлять учебноисследовательскую деятельность);
умение
учебнокоммуникативные умения (умение слушать и слышать
педагога, умение выступать перед аудиторией, вести
полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.);
учебноорганизационные умения и навыки (умение
организовать свое рабочее место, умение аккуратно
выполнять работу).
2 7
Степень выраженности каждого показателя, согласно данной
технологии, выявляется по трем уровням:
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема
знаний, предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½
объема знаний, предусмотренных программой));
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь
объем знаний, предусмотренных программой за конкретный
период).
Каждому уровню соответствует оценка в баллах.
На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную
карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности
обучения воспитанников. Однако предложенный способ не является
единственным и неизменным, т.к. зависит от разработчика программы.
В ОП, где упор делается на развитие креативных качеств обучающихся,
мониторингу подвергаются творческие навыки воспитанников.
Ниже приведен пример, как спроектировано отслеживание этого
показателя педагогомпрактиком О.В.Томковской3:
«Параметры:
а) самостоятельность замысла:
Высокий уровень (В) – самостоятельно раскрывает замысел работы;
Средний уровень (С) – ищет поддержки педагога, нерешителен;
Низкий уровень (Н) – не в состоянии сам раскрыть тему занятия.
б) оригинальность изображения:
В – применяет оригинальные приемы и способы создания изображения;
С – нуждается в подсказке педагога;
Н – неоригинален, способен выполнять работу только по образцу».
В этой же работе представлена авторская разработка критериев оценки
творческих работ по ОП «Бумагопластика».
Проблеме отслеживания результатов реализации программы посвящены
также материалы исследования «Результативность образовательного процесса
в УДОД». 4 Авторы подробно описывают методы и методики психолого
3 Томковская О.В.«Диагностика освоения дополнительной образовательной программы
«Бумагопластика». Методическая разработка http://www.prodlenka.org/index.php?
option=com_mtree&task=att_download&link_id=29864&cf_id=24 8
педагогической диагностики результативности образовательного процесса для
учащихся и педагогов, прилагают к ним образцы диагностических карт:
Карта интересов.
Карта самооценки учащихся и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося.
Информационная карта результатов участия детей в
конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.
Информационная карта освоения учащимися образовательной
программы.
Методика «Анализ состава учащихся».
К ключевым компетенциям современного педагога относится его
способность к самоанализу. Помогут сориентироваться в этом:
Методика и карта самооценки педагога дополнительного
образования.
Методика «Анализ состава учащихся».
Методика «Общение в профессиональной сфере».
Информационная карта результатов участия педагога в
профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях
разного уровня.
Участниками современного образовательного процесса в ДО являются
родители обучающихся. При разработке и реализации программы педагог
ориентируется на их запросы и оценки. Целесообразно провести диагностику
среди родителей по методике
«Позиция родителей в образовательном
процессе».
диагностических методик УМК к любой ОП.
Материалы сборника универсальны, поэтому могут войти в состав пакета
Попробуем представить алгоритм действий педагога по выбору форм
диагностики и контроля:
1.
2.
3.
Анализ цели и задач программы, выбор объектов контроля.
Отбор подходящих форм контроля и диагностики (источники – база
ОУ, интернет и др.).
Изменение, модификация выбранных форм в соответствии с
программой.
4 «Результативность образовательного процесса в УДОД». Информационнометодический
бюллетень. Выпуск 5. http://
baseold
.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf 9
4.
5.
Апробирование выбранных форм на практике, при необходимости –
коррекция.
Анализ полученных данных, внесение коррективов в программу (если
эта необходимость выявлена).
Грамотно сконструированный мониторинг позволяет сделать выводы,
насколько верно спроектирована программа, отвечает ли она запросам детей и
родителей, насколько выполнимы ее цель и задачи.
Педагогом разработана система контроля качества реализации
образовательной программы (наличие в УМК, пакета диагностических методик).
Критериями ее эффективности могут быть следующими:
регулярное применение различных форм контроля и
фиксирование их результатов (папки
диагностики,
достижений коллектива и обучающихся, таблиц результатов
контрольных срезов и заданий, аналитических справок,
творческих карт и др.);
объективный самоанализ педагогом успехов и недочетов в
своей работе, коррекция программы согласно полученным
результатам мониторинга;
участие обучающихся в контроле усвоения программы
(подтверждается наличием заполненных детьми различных
форм диагностических срезов);
доступность информации о результатах контроля или
диагностики, осведомлённость детей и их родителей в этом
плане.
Выводы
Система контроля освоения образовательной программы, пакет
диагностических методик – важные компоненты ее УМК, позволяющие
отслеживать качество воспитательно образовательного процесса и, в случае
необходимости, корректировать его протекание. 10
В настоящий момент в РФ нет утвержденной системы отслеживания
результативности освоения обучающимися программы. В силу многообразия
дополнительных образовательных программ, для каждой из них необходимо
разрабатывать свой пакет диагностических методик в соответствии с целями и
задачами обучения, развития и воспитания. Педагог обязан уметь это делать.
Мониторинг ОП – непрерывный, творческий процесс. Его проектирование
и реализация способствует расширению профессиональных компетенций
педагогов.
Литература
1. Битинас Б.П., Кутаева Л.И., Педагогическая диагностика.: Сущность,
функции, перспективы. // Педагогика. – №2, 1993
2. Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ
«Бибирево» // Бюллетень программнометодических материалов для
УДОД (региональный опыт), 2003, №3.
3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение,
2007 – 295 с.
4. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения
дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Издво
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005 – 200 с.\\ч
5. Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М., Педагогика, 1991
6. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений
// Внешкольник, 2003, №4.
7. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов
образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004,
№12.
8. Логинова Л.Г.
«Качество дополнительного образования детей.
Менеджмент». – М., «Мегаполис», 2008г.
9. Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно
методический бюллетень. Выпуск №5, авторысоставители Барышева
Т.А,
2007.
http://
baseold.
anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf
Сеничева
И.О:
СПб
ГДТЮ, 11
10. Томковская О.В. Диагностика освоения дополнительной образовательной
разработка.
программы
«Бумагопластика».
http://www.prodlenka.org/index.php?
option=com_mtree&task=att_download&link_id=29864&cf_id=24
Методическая
11.
Ширшова С.А. Активация образовательной деятельности в выборе новых
способов оценки обучающихся // Дополнительное образование и
воспитание. Научнометодический журнал – М., 2007 №3
Полезные ссылки
1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и
науки РФ http://vestnik.edu.ru/
2. Информационнометодический журнал «Внешкольник»
http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169
3. Информационный
портал Реализация Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»
http://273фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoeobrazovanie
4. Методкабинет.
РФ.
http://методкабинет.рф/
Всероссийский
педагогический портал
5. Программы дополнительного образования
http://dopedu.ru/programmidopolnitelnogoobrazovaniya/
6. Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082prikaz
7. Федеральный информационнометодический портал «Дополнительное
образование» http://dopedu.ru/rss 12
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Результативность реализации образовательной программы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.