Нетрадиционные техники рисования в младшей группе.
На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – это период от трех до девяти лет. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, эти серьезные проблемы можно решить. Все мы знаем, что дети с самого раннего возраста очень любят рисовать. Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого у ребенка развивается художественный вкус, фантазия, желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Рисование эта не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. Рисовать только кистью? Это неинтересно. Рисуя с малышами, мы стараемся использовать нетрадиционные техники рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
· мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
· пространственной ориентировки на листе бумаги и зрительного восприятия;
· внимания и усидчивости;
· мышления.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Оригинальное рисование привлекает простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский.
Мы рисунки разные сами рисовали,
И на стенде нашем сами выставляли.
Мама в детский сад придет
И рисунок мой найдет.
В связи с особенностями раннего возраста на занятиях по рисованию используется игровой приём, художественное слово, пальчиковые игры и т.д. Для развития творческих способностей детей в своей работе мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования:
1. РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев.
При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии (использовали краски- гуашь; разводятся до густоты сметаны). При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
Темы для рисования могут быть разнообразны: «Дождик кап, кап, кап», «Листопад», «Бусы для мамы», «Платье для куклы», «Ветка рябины», «Красивая чашка», «Снегопад», «Огоньки на елочке», «Снег на еловой ветке», «Мухомор», «Платье для кукол», «Божьи коровки», и.т.д.
НАШИ УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ:
«Бусы для куклы»
Будем рисовать сейчас!
Где тут пальчики у нас?
Вот они! Стоят так дружно,
Из пяти один взять нужно,
А за ним спешит второй,
Третий, четвертый и малой.
Бусы рисуют
Для нашей куклы Юли.
«Красивая чашка»
Вот помощники мои
Их сожми и разожми.
За работу принимайтесь,
Ничего не опасайтесь!
Разукрасим чашку мишке,
Мишке- шалунишке.
«Солнышко лучистое»
Ночь в окошко заглянула,
Наше солнышко уснуло.
Солнце, просыпайся-
Детям улыбайся.
«Яблоки для ежика»
С ветки яблоко упало
И по саду побежало.
Как же яблоко без ножек
Убежало?
Вот вопрос.
Это ёжик, серый ёжик
На спине его унес.
«Зима в городе»
На деревьях, на аллее
Снег лежит муки белее
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
2.РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ И ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ – это самый простой способ получения изображения.
Темы для рисования ватными палочками: «Наряды для наших кукол», «Снегопад», «Украсим галстук для папы», «Веселые матрешки», «Зеленая травка», «Первые листочки», «Зёрнышки для воробышек», «Огоньки на ёлке», «Рукавичка для Снегурочки» и т.д.
«Платье для куклы»
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.
«Летят, летят снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки
Мы танцуем день и ночь.
«Снегопад»
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели
И запутались в кустах
Буйные метели.
« Новогодний подарок»
Праздник был весёлый, яркий
Дед Мороз подарок дал.
Был пакет подобен сумки
В нем лежали: шоколад,
Апельсин, игрушка Умка
И конфет различных клад.
УМЕЛЫЕ ЛАДОШКИ:
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад второй наш дом.
Как тепло, уютно в нем.
3.РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и её прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску на ладошку можно наносить кисточкой или опускать в гуашь ладошку.
Темы для рисования: «Солнышко», «Подсолнушек», «Снегири», «Бабочка», «Одуванчики на лугу», «Осеннее дерево», «Петушок», «Кошечка», «Зонтики цветные», «Ежик», «Цветы небывалой красоты» и т. д.
«Зонтики цветные»
Разукрасим каждый пальчик
Краской яркой очень разной,
На ладошку нанесём,
Отпечатаем потом.
Ручку пририсуем,
А потом дождинки: кап, кап, кап.
С зонтиком таким красивым
Нам не страшно выйти в сад.
«Одуванчики расцвели»
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый молодой.
У него красивый золотистый цвет.
Он большого солнца маленький привет.
«Бабочка красавица»
Удивительный цветок:
Жёлтый, красный лоскуток,
А по краю- кружева
Ой, с усами голова!
Вот так чудо - чудеса!
Это бабочка краса!
Летняя красавица
Очень всем нам нравится.
«Кошка»
Вот какая кошка
Получается с нашей ладошки.
Пририсуем головку и ушки.
Симпатичная вышла зверушка.
ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ:
4.РИСОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ШТАМПА (в качестве штампа можно использовать фигуры из поролона, пробки, не пишущие фломастеры, картофелины, деревянные геометрические фигуры из игрушечного строительного материала)- нанесение краски на поверхность специальной формы.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из отпечатков разные композиции, украшая ими салфетки, платья для кукол и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Темы для рисования: «Яблоки на тарелочке», «Колеса для машин», «Цветочная поляна», «Чашечка для папы», «Украсим крылья бабочки», «Платочек для бабушки» и т.д.
«Шарики воздушные»
Шарики воздушные
Очень непослушные
В небо так и рвутся
Отпустишь – не вернутся.
«Мячики для котенка»
Если кто- то с места сдвинется
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап - царап
Не уйдёшь из наших лап.
«Гусеница»
Что за чудо червячок
Весь в волосиках бочок,
Он по травке ползёт
И её же и жуёт.
5.РИСОВАНИЕ «ТЫЧКОМ» ЖЁСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускает. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используют, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Ёлочка пушистая», «Весёлый снеговик», «Ёжик», «Зайка» и т.д.
«Щенок»
Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
Хитроглазого щенка-
Шерстяные лапки.
«Котёнок»
В шубке тёплой и пушистой
В мягких тапочках на ножках
И мурлычет еле слышно,
И на льва похож немножко.
А ещё похож на тигра,
Только маленького роста
Он весёлый и игривый
И зовётся очень просто.
6.ОТТИСК ПАРОЛОНОМ.
Этот вид техники очень подходит при изображении животных, т.к. передаёт фактуру пушистой поверхности объекта, а так же для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примачивать по поверхности листа. Темы: «Ласковый котёнок», «Цыплята на лугу», «В январе много снега на дворе», «Медвежонок проснулся» и т.д.
7. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - это и КЛЯКСОГРАФИЯ, и МОНОТИПИЯ, и РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ.
Но особый интерес у детей, да и у взрослых вызывает такая техника, как РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ. И это не случайно. Волшебство песка, его податливость просто влюбляют в себя с первого знакомства. С самого раннего детства, дети, играя в песочнице у себя дома или на берегу моря, реки даже не задумываясь, пытаются рисовать руками.
Такой вид рисования очень нравится детям, так как всего несколько движений руками и на «волшебном столе» появляются необычные узоры или сказочные герои. Рисование с помощью руки доступно ребёнку с самых ранних лет (с 2 лет).
Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками с самого раннего возраста позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно эффективный и не зависит от умелости и способностей.
Маленьким детям нравится рисовать везде и всем. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения. Вот только им невдомёк, чем родителям не понравились такие красивые цветочки на обоях.
Не стоит ругать малыша, лучше покажите им новые нетрадиционные техники рисования. Постарайтесь разнообразить их досуг и увлечь их рисованием на разрешенных поверхностях и доступными материалами. Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасным материалом для создания творческих работ.
А как полезно взрослым вернутся в детство и вместе с ребенком творить чудо. Альтернативное рисование отличное средство от усталости и стресса.
Оживите свои будни – творите вместе с детьми!!!!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.