МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»
«Рисуем и конструируем сказки А.С. Пушкина»
Разработка уроков в графическом редакторе Paint для начальной школы, в векторном редакторе программы Word для среднего звена.
Поиск информации в сети, презентация своих иллюстраций в начальной школе: 4 класс.
Костарева Н.П., учитель информатики
МБОУ «СОШ №3 г. Осы»
г. Оса 2018 г.
Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и развития личности учащегося. Именно в школе развиваются такие важные человеческие качества, как честность, добросовестность, коллективизм, уважение к представителям старшего поколения, любовь к своему народу и своей Родине, культуре, мужество.
Если мы говорим о культурном наследии России, первое имя, которое приходит на ум – Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения сопровождает нас с раннего детства и до конца жизни. Выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Произведения А.С. Пушкина учат доброте, справедливости, учат любить родную землю, защищать её.
Александр Сергеевич помимо литературных произведений, оставил человечеству огромное графическое наследие. На страницах черновых рукописей, в альбомах друзей, в письмах им было сделано множество рисунков. Вряд ли найдется другой писатель, у которого работа над художественным словом была бы так неразрывно связана с потребностью изображать красоту людей, зверей, природы.
Поэтому творчество Пушкина актуально и ново всегда. Для каждого человека понятия любви, созидания, свободы в разные периоды жизни носят разное содержание. Как писал Сенека: « Сколько бы ты ни жил, всю жизнь следует учиться».
На уроках информатики в начальном и среднем звене при изучении растрового редактора Paint и векторного редактора в программе Word, я обращаюсь к творчеству А.С. Пушкина. Предлагаю учащимся проиллюстрировать его произведения, или сконструировать различные строения из сказок, которые они читали.
Графический растровый реактор Paint и векторный редактор офисной программы Word – одни из самых популярных прикладных программ, с разнообразными возможностями и способствующими самостоятельному творчеству учащихся.
Формируемые УУД на уроках информатики:
личностные:
оценивать простые ситуации с позиции общечеловеческих ценностей; развивать умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, поставленной задачи;
познавательные:
делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно, извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знаний, развивать наблюдательность и внимательность;
регулятивные:
самостоятельно формулировать цель урока, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, формулировать главную мысль;
коммуникативные:
принимать другую, не похожую на свою точку зрения, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий, сотрудничать в совместном решении задачи, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
Тема: «Рисуем сказки А.С. Пушкина».
4 класс, 1 час.
Цель урока: обобщение и систематизация умений учащихся выполнять основные операции по созданию и редактированию изображений в растровом графическом редакторе Paint.
Задачи урока:
Образовательные:
· закрепить технологию создания рисунков инструментами графического редактора Paint;
· формировать умение самостоятельно выполнять иллюстрации,
· передавать смысловую связь предметов в пространстве.
Развивающие:
· создать условия для развития умения работы с растровой графикой;
· способствовать развитию мотивации к изучению информатики;
· развивать самостоятельность мышления, интеллектуальные, творческие способности учащихся;
· продолжить развитие метапредметных навыков.
Воспитательные:
· создать на уроке атмосферу психологической комфортности;
· воспитание аккуратности, дисциплинированности;
· формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами компьютера.
Оборудование: компьютерный класс
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практическая работа.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность |
||
учителя |
учащихся |
||
Актуализация знаний |
Здравствуйте. Какие виды информации вы знаете? Вид информации на слайде? Какой персонаж изображен на картине?
Какие сказки знаете вы? |
Ответы: текст, звук, графика
Предполагают, что собрав пазл, получат персонаж - Царевну Лебедь, из сказки о царе Салтане. Перечисляют сказки А.С. Пушкина. |
|
Тема урока, целеполагание. |
Как вы думаете, какая тема?
Какую цель ставите? |
Рисуем картинки (иллюстрации) к сказкам А.С. Пушкина. Нарисовать картинки к сказкам Пушкина. |
|
Мотивационный этап. Организовать деятельность учащихся. |
Почему А.С. Пушкин? В произведениях А.С. Пушкина очень много графических рисунков на страницах. Как вы думаете, зачем иллюстрируют произведения? Чтобы помочь читателю подключить свое воображение; эмоционально зарядить; сформировать свое отношение к событию или проблеме. В качестве дополнительной информации, которую проще, полнее, быстрее, интереснее можно передать иллюстрацией, чем словесным описанием. В каком графическом редакторе вы научились работать? Повторим структуру графического редактора. https://learningapps.org/483594 |
В школе музей Пушкина, урок начался с картинки к сказке Чтобы было интересно читать, чтобы лучше понять содержание.
Программу Paint.
|
|
Практическое применение знаний и умений |
Предлагаю учащимся попробовать себя в роли иллюстраторов сказок А.С. Пушкина, которые помнят. Открываем Paint |
Рисуют иллюстрации к сказкам. |
|
Физкультминутка во время практической работы. |
У Лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; |
Учащиеся встают, поднимают руки вверх. Делают движения руками крест – накрест. Поворот на 360 градусов. |
|
Рефлексия, подведение итогов. |
Каким инструментами вы пользовались, создавая иллюстрацию? Какими примитивами? Какие действия можно производить с объектами рисунка? Сохраните ваш файл. На следующем уроке вы представите ваши работы. Подпишите свои рисунки. Что получилось у вас нарисовать лучше, в чем были ошибки? Что предпринимали, для исправления ошибок? |
Перечисляют инструменты (карандаш, пипетка, ластик, лупа, вставка текста). Примитивы (овал, линия, прямоугольник и т. Д.), умения при выполнении команд, выделять, копировать, сохранять.
|
|
Презентация «Рисуем сказки А.С. Пушкина». 4 класс, 1 час. Цели урока: систематизация методов поиска информации в сети Интернет, копирования и вставки ее в другие программы; обобщение умений создания презентаций в программе PowerPoint. Задачи урока: Образовательные: · повторить алгоритм поиска информации; · обобщить умения копирования и вставки различной информации в другие программы; · систематизировать знания и умения создания презентации в программе PowerPoint Развивающие: · развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес; · развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы; · расширить кругозор; · продолжить развитие метапредметных навыков. Воспитательные: · создать на уроке атмосферу психологической комфортности; · воспитание аккуратности, дисциплинированности. · воспитание умений контролировать свои действия. Оборудование: компьютерный класс Тип урока: комбинированный Вид урока: практическая работа
|
|||
Этапы урока |
Деятельность |
||
учитель |
учащиеся |
||
Актуализация знаний |
Здравствуйте. Задает вопросы: Что вы делали на предыдущем уроке? Но не показали результат работы друг другу. Давайте подберем к вашим иллюстрациям строки из сказок А.С. Пушкина и продемонстрируем их друг другу. Где будем искать отрывки из сказок? Что такое поисковые системы? Приведите примеры поисковых систем (программ)
Что такое презентация? Слайд, гиперссылка |
Ответы: Рисовали рисунки в программе Paint к сказкам А.С. Пушкина
Интернет, книги.
Программы для быстрого поиска информации в Интернете
Яндекс, Рамблер, Гугл
Показ информации, слайды-страницы, Гиперссылки-переходы. |
|
Тема урока, целеполагание. |
Какая тема урока.
Какую цель вы себе ставите? |
Работа в Интернет. Поиск стихов А.С. Пушкина к иллюстрациям. Создать презентацию иллюстраций А.С. Пушкина. Повторить алгоритм поиска информации. Повторить программу для создания презентации. |
|
Мотивационный этап. Организовать деятельность учащихся. |
Предлагаю двум учащимся создать презентацию с вашими иллюстрациями и отрывками из сказок в программе PowerPoint |
По желанию группа из 2 человек садится за отдельный компьютер. |
|
Практическое применение знаний и умений |
Консультирует. Помогает. |
Выполняют поиск информации, копируют, вставляют. Представляют свои работы одноклассникам.
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, - Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, - золотою. Группа из 2 человек создает презентацию.
|
|
Физкультминутка во время практической работы. |
Сколько лет жил стари со старухой в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С Пушкина? Сколько раз забросил старик свой невод в море? Какая попытка оказалась удачной? |
Поморгали глазами (33)
Похлопали (3)
Присели (3) |
|
Рефлексия, подведение итог |
Достигли ли вы своей цели? Что не получилось? Что получилось хорошо? “Полученные знания можно применить…” |
Похлопали себе. |
|
Архитектура строений в произведения А.С. Пушкина.
Конструирование, проектирование строений в офисной программе Word.
7 класс, 1 час.
Предмет можно нарисовать, сфотографировать или описать словами. Но для того, чтобы изготовить такой же предмет, необходимо знать его строение, форму, размеры; какой материал нужен для этого.
Цель урока: обобщение и систематизация умений учащихся выполнять основные операции по созданию и редактированию изображений в векторной графике офисной программы Word.
Задачи:
Образовательные:
· закрепить технологию создания рисунков инструментами векторного графического редактора в офисной программе Word;
· формировать умение понимать учебную задачу, применять полученные знания на практике;
· формировать системное мышление;
Развивающие:
· создать условия для развития умений работы с векторной графикой;
· способствовать развитию мотивации к изучению информатики;
· развивать самостоятельность мышления, память, внимание;
· развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся;
· продолжить развитие метапредметных навыков.
Воспитательные:
· создать на уроке атмосферу психологической комфортности;
· формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами компьютера;
· воспитывать аккуратность, дисциплинированность; культуру общения.
Оборудование: компьютерный класс
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практическая работа.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
|
Актуализация знаний |
Здравствуйте. У вас было большое домашнее задание. Для проверки как вы с ним поработали, выполним тест (5-7 минут) на сайте https://learningapps.org/1372708
А какую информацию я вас просила узнать дома? Слайд
Какое произведение связывает эти помещения? А какие еще сказки знаете? Дома вы узнали, что в текстовом редакторе Word можно создавать иллюстрации с помощью векторной графики. И еще я просила вас узнать о профессии архитектора. |
Ответы: Посмотреть презентацию о растровой, векторной графике. Сравнить их, «+» и «-».
Узнать о строениях. Ветхая изба, дом купеческий, дворец, замок архитектура. Дают определения.
Сказка «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Сказка о царе Салтане, сказка о Золотом Петушке.
|
Тема урока, целеполагание. |
Как вы думаете, какая тема сегодня на уроке? Тема: Архитектура строений в произведения А.С. Пушкина. Конструирование, проектирование строений в офисной программе Word. Какую цель ставите? Знакомство и закрепление навыков работы с интерфейсом векторной графике офисной программы Word.
|
Рисовать, создавать строения в графическом редакторе, в программе Word.
Нарисовать, создать здания из произведений А.С Пушкина. Научиться создавать строения, копировать их части. |
Мотивационный этап. Организовать деятельность учащихся. |
Почему А.С. Пушкин?
Повторим алгоритм работы с векторным редактором программы word, с которым вы познакомились дома. Открываем Word. Строка меню: вставка, фигуры.
Нарисовали объект на поле, маркеры - зеленые точки вокруг объекта , изменить размер, переместить Для форматирования пункт формат, работа с панелью инструментов. |
В школе музей Пушкина, урок начался со сказки А.С. Пушкина. О строениях в сказках Пушкина дома. Чтобы научиться рисовать в векторной графике.
Комментируют действия учителя, озвучивают алгоритм работы с векторным редактором в программе Word. Выделяем (маркеры), копируем (CTRL+C), вставляем (CTRL+V), объекты содержатся в буфер обмена.
|
Практическое применение знаний и умений |
Предлагает учащимся попробовать себя в роли архитекторов. Консультирует, оказывает помощь. |
Конструирование обликов зданий. Оказывают помощь друг другу.
|
Физкультминутка для глаз во время практической работы. |
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и постоять покойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Потянулись. Продолжаем работать. |
Учащиеся встают, выполняют упражнения
|
Рефлексия, подведение итогов. |
Посмотрите работы друг друга. Какими объектами пользовались, создавая строения? Какие действия производили с объектами? Какие строения из сказок А.С. Пушкина чаше всего конструировались? Почему? Подпишите названия и определение строений. Что вам понравилось? Какие трудности вы испытывали? Сохраните ваш файл. Продолжите предложение: “Полученные знания можно применить…” |
Смотрите работы друг друга. Отвечают на вопросы.
|
Домашнее задание |
Узнать какие бесплатные специальные программы для создания и редактирования графических изображений существуют (для скачивания или on-line). |
|
Выводы:
Данные уроки, возможно, использовать для систематизации и обобщения понятий «Компьютерная графика».
Предложенные методы и приёмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.
Практическая значимость разработанных уроков - возможность оценить уровень сформированности компетентностей. Объектами оценки являются результаты деятельности обучающихся, презентация продукта деятельности.
Несмотря на то, что сказки А.С.Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы можем найти много реального. Жизнь, обычаи, культуру нашей прекрасной Родины.
Используемые источники:
1. Сатаева А. Е., Новожилова С. К., Сатаева Д. М. Русские народные сказки как
воспроизведение истории архитектуры жилых построек // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46204.htm.
2. Работа с графикой в документах Word
URL:https://studfiles.net/preview/4021395/page:2/
3.. Пушкин А.С. Сказки. М.: Радуга, 1993 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.