Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса На тему Ритм: Диалог метра и ритма
Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе - в барабанной дроби африканских племен, например, - в классической музыке, редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса
На тему Ритм: Диалог метра и ритма
Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим
быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в
целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни
ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и
называется ритмом.
Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то,
что он может существовать сам по себе в барабанной дроби африканских
племен, например, в классической музыке, редко можно услышать ритм без
мелодии или гармонии.
Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм
это не одно и то же. Метр это регулярное и равномерное повторение
музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической
организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с
одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например,
вальс это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на
первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе
ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных
вальсов Шопена Вальс мибемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля
бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).
Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп
музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в
классической музыке они чаще используются для пунктуации или
подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными
инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно
различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами
под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то
существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр»
циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр»
жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня
наших гормонов и наиболее очевидный биение нашего сердца.Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может
зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не
волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается:
иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для
того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени.
Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к
"Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо
разбираетесь в музыке.
В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм
полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще
встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает
в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть
сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится
необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с
метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то
прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте
из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».
Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом
обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость,
непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в
живое и яркое эмоциональное сопереживание.
Бывает, что ритму удается пусть на короткое время вырваться из
ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе,
вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании
слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой
нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом
всего последующего образного развития.
Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является
очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из
короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:
Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так
судьба стучится в дверь» слова, ставшие в дальнейшем крылатыми.
Многочисленные варианты этого мотиваэпиграфа пронизывают всю первую
часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотивэпиграф вложен
не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимаетсякак призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и
неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.
Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная
всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!
Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного
притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности
в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или
замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если
проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится,
что оно не всегда одинаково: гдето ритм поддерживает спокойное и
неторопливое повествование, гдето, наоборот, включается в стремительное
движение музыкального потока, гдето нарочито замедляется и даже как
будто замирает.
Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные
события. Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро
сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).
Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности
музыки ее скорости, или темпу.
Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования
научилась движению во множестве темпов от медленных до самых
стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно
на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно»,
moderato (модерато) «умеренно», allegro (аллегро) «скоро», presto (престо)
«быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) «в высшей степени
быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения
усиливающего (molto мольто «очень») или сдерживающего характера (mа
non troppo ма нон троппо «но не слишком»).
Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки
скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени
зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и
эмоций, которые в нем преобладают.
О чем же рассказывает музыкальный ритм?Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой
неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как
все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,
совершенное и гармоничное целое музыкальное произведение?
Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в
развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире
«катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти
волны катились и сто, и двести лет назад. В них наши радости и надежды,
поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке
подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения
движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка
доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.
Источник http://www.musicfantasy.ru/content/vyrazitelnyesredstvamuzyki
dialogmetrairitma