Ритм: Диалог метра и ритма

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса На тему Ритм: Диалог метра и ритма Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе - в барабанной дроби африканских племен, например, - в классической музыке, редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки по разделу ­       ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ    для 6 класса                                         На тему Ритм: Диалог метра и ритма Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие  произносим  быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни  ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и  называется ритмом. Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки.  Несмотря на то, что он может существовать сам по себе ­ в барабанной дроби африканских  племен, например, ­ в классической музыке, редко можно услышать ритм без  мелодии или гармонии. Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм ­  это не одно и то же. Метр ­ это регулярное  и равномерное повторение  музыкального рисунка, тогда как  ритм относится к специфической  организации длительности  нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с  одним и тем  же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например,   вальс ­ это танец на три четверти с  тремя ударными долями и с акцентом на  первой: РАЗ, два, три,  РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе  ритм будет  идентичным. Для сравнения возьмите начало трех  фортепианных  вальсов Шопена ­ Вальс ми­бемоль мажор,  соч. 18 (фрагмент), Вальс ля­ бемоль мажор,  соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент). Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп­ музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в  классической музыке они чаще   используются для пунктуации или  подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными  инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно  различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами  под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий,  то  существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни.  Есть «метр»  циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр»  жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня  наших гормонов и ­ наиболее очевидный ­ биение нашего сердца.Стремление различить метрический рисунок музыкальной  пьесы может  зачастую сделать доступным даже самое сложное  произведение, но не  волнуйтесь, если временами вам будет   казаться, что это не получается:  иногда композиторы намеренно  делают его мало различимым, возможно, для  того, чтобы   создать ощущение пространства или остановившегося времени.  Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к  "Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо  разбираетесь в музыке. В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм  полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще  встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть  сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится  необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с  метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то  прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте  из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями». Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом  обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость,  непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание.  Бывает, что ритму удается ­ пусть на короткое время ­ вырваться из  ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе,  вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании  слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой­ нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом  всего последующего образного развития. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является  очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из  короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:  Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так  судьба стучится в дверь»­ слова, ставшие в дальнейшем крылатыми.  Многочисленные варианты этого мотива­эпиграфа пронизывают всю первую  часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив­эпиграф вложен  не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимаетсякак призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и  неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части. Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная  всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала! Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного  притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности  в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или  замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если  проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится,  что оно не всегда одинаково: где­то ритм поддерживает спокойное и  неторопливое повествование, где­то, наоборот, включается в стремительное  движение музыкального потока, где­то нарочито замедляется и даже как  будто замирает. Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные  события.  Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро   сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент). Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности  музыки ­ ее скорости, или темпу. Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования  научилась движению во множестве темпов ­ от медленных до самых  стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно  на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно»,  moderato (модерато) ­ «умеренно», allegro (аллегро) ­ «скоро», presto (престо)  ­ «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) ­ «в высшей степени  быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения  усиливающего (molto ­ мольто ­ «очень») или сдерживающего характера (mа  non troppo ­ ма нон троппо ­ «но не слишком»). Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки  скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени  зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и  эмоций, которые в нем преобладают. О чем же рассказывает музыкальный ритм?Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой  неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как  все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,  совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное произведение? Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в  развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире  «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти  волны катились и сто, и двести лет назад. В них ­ наши радости и надежды,  поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке  подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения ­  движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка  доносит до нас живой ритм давно ушедших времен. Источник http://www.music­fantasy.ru/content/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­ dialog­metra­i­ritma