Ритмика и танец - средство оздоровления обучающихся на уроках физической культуры.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».
Иконка файла материала ritmika_i_tanec.docx
Ритмика и танец ­ средство оздоровления обучающихся на  уроках физической культуры. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно­сосудистыми  заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.  В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления  здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний  и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и  эмоционального развития человека.    Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека.  Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».    Музыку,  ритмику и танец я предлагаю рассмотреть как средство оздоровления  обучающихся на уроках физической культуры.    На своих занятиях я чаще всего использую ритмическую музыку, потому что под ее  влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен  веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмическая  музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на  занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствуетформированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства  сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.    Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует  настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность,  отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. В  зависимости от задач урока музыкальное сопровождение возбуждает или успокаивает  ребенка, снимает нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной. В  основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся  лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и  способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной  музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют  происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный  аппарат и психику.    Применение музыки на уроке физической культуры помогает бороться с монотонией,  способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер  движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой  движений. Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на  работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические  упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую  окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.     Танец и ритмическая гимнастика имеет большое воспитательное значение. Осваивая его на занятиях, мы не только разучиваем движения, но и создаем художественный образ, а для  этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Ритмика и  танцевальные движения оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и  зрителей, поэтому его нужно использовать, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей. На своем опыте я еще раз убеждаюсь, что плавные,  ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски  доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых  видов двигательной деятельности учащихся.Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки,  определенной площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную  постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с  различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную  целесообразность движений. Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из  наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Поэтому в системе своей  работы мною используются танцевальные  и ритмические упражнения для тренировки и  расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения,  развития ритмичности и координации движений. Например, танцевальные упражнения я  применяю в начале урока для общего «разогревания» организма и подготовки его к  предстоящей работе.    Комплекс ритмической гимнастики Подготовительная часть 1. И.п.: основная стойка. Потягивание. Поднимание рук через стороны вверх и поочередное  опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в локте перед собой. 2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад правой ногой, правую руку в сторону, потянуться за ней. То же  в другую сторону. 3. Наклоны в сторону – вперед по диагонали, полукруг в левую сторону – выпрямиться. То же в  другую сторону. 4. И.п.: основная стойка. Руки на поясе, округлить спину, вывести локти вперед, полуприсед на  носках, расправить плечи, развести локти в стороны, опуститься на всю ступню. 5. «Степ­тач» – приставные шаги с касанием в разные стороны, с поворотом на 90°. Основная часть 6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте – 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24  счета, «кросс­степ» с вращением рук в локтевых суставах в одну и другую стороны. 7. Шаги вперед с продвижением: шаг правой – левой в сторону на носок, левая рука вперед­ вверх, то же другой ногой, на 8 счетов, спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка  согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем поочередно: правая в сторону, приставить,  левая в сторону, приставить. 8. Прыжки на месте – руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются поочередно  вниз, в сторону, вперед, вверх. 9. Упражнения выполняются с гантелями. И.п.: ноги врозь, руки с гантелями на бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука вправо­ вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой и рукой.10. И.п.: основная стойка. Руки опущены вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти  повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед – руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение выполняется с напряжением). 11. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки согнуты в локтях с гантелями, выпрямляясь вверх,  отводим руки назад, локти вверх. 12. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых рук вперед, кисти повернуты вниз. 13. И.п.: вторая позиция, руки на поясе. Приседание на правой – левая нога на носок на 4 счета,  приседание на двух ногах – колени в стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая на  носок. 14. «Степ­тач» – для отдыха. 15. а) И.п.: стоя на левом колене, левая рука на полу, правая нога на носке, правая рука на поясе  – поднимание ноги в сторону 8–12 раз, то же другой ногой; б) И.п.: лежа на левом боку, рука под  головой, махи правой ногой в сторону, вверх, назад по 8 – 12 раз. Повторить с другой ноги. 16. И.п.: лежа на спине руки в стороны, ноги вверх, отвести левую ногу в сторону, вернуться в и.п. То же правой ногой. Разведение обеих ног в стороны. Для отдыха – ноги, согнув, прижать к себе  («группировка»), сесть ноги вместе, наклон вперед, потянуться. 17. И.п.: лежа на спине упор на локти. Полуподнимание таза вверх 16–20 раз, ступни на ширине  плеч. Стопы вместе – 20 раз. Левая стопа стоит, правая нога согнута в колене и лежит на левом  колене – 15 раз, то же с другой ноги. 18. Упражнение для растягивания мышц бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе,  выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на  правое бедро – левую ногу вверх, взять за пятку, покачивающее движение, растяжка. То же  другой ногой. 19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни ног стоят на полу, руки за головой.  Поднимание головы и плеч, спина на полу (пресс сверху). 20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы») до  прямого угла и опускание двух ног вместе. 21. И.п.: лежа на спине, ноги согнуть в коленях, левая, согнутая в колене, лежит на правой. Руки  за головой. Поднимание правого плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По 15 раз  каждым локтем. 22. И.п.: сед на пятках, руки на коленях. Отведение левой руки в сторону на 4 счета, затем  правой руки, на 8 счетов обе руки отвести в стороны. Круговое движение за рукой вперед,  наклоняясь вперед­в сторону в одну и в другую сторону. Заключительная часть 23. Упражнения для восстановления и расслабления. «Волна» – справа­налево и обратно.  Круговые движения правой рукой снизу­вверх­в сторону, то же другой рукой и двумя руками  вместе.24. Выпад правой ногой в сторону, потянуться за правой рукой, выполняющей круговые движения в локтевом суставе. То же в другую сторону. 25. Шаг правой ногой в сторону, круговое движение правым плечом назад. То же в другую  сторону. Стоя на месте, круговые движения двумя плечами назад и вперед. 26. Медленные наклоны головы вперед, отводя вперед как можно дальше подбородок и втягивая  его назад. 27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях – круглая спина, прогибание в поясничном и грудном  отделах позвоночника, мягко переходящее из одного положения в другое. 28. Руки через стороны вверх – вдох, плавно опуская вниз – выдох. г.Хабаровск Куличкова Ирина Александровна