С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».
Ритмика и танец средство оздоровления обучающихся на
уроках физической культуры.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми
заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается
сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления
здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний
и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и
эмоционального развития человека.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека.
Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».
Музыку, ритмику и танец я предлагаю рассмотреть как средство оздоровления
обучающихся на уроках физической культуры.
На своих занятиях я чаще всего использую ритмическую музыку, потому что под ее
влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается
частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен
веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмическая
музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на
занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствуетформированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства
сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует
настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность,
отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. В
зависимости от задач урока музыкальное сопровождение возбуждает или успокаивает
ребенка, снимает нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной. В
основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся
лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и
способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной
музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными
в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют
происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный
аппарат и психику.
Применение музыки на уроке физической культуры помогает бороться с монотонией,
способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер
движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой
движений. Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на
работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические
упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую
окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Танец и ритмическая гимнастика имеет большое воспитательное значение. Осваивая его на
занятиях, мы не только разучиваем движения, но и создаем художественный образ, а для
этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Ритмика и
танцевальные движения оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и
зрителей, поэтому его нужно использовать, как средство художественного, эстетического и
нравственного воспитания детей. На своем опыте я еще раз убеждаюсь, что плавные,
ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски
доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых
видов двигательной деятельности учащихся.Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки,
определенной площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную
постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с
различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную
целесообразность движений. Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из
наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Поэтому в системе своей
работы мною используются танцевальные и ритмические упражнения для тренировки и
расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения,
развития ритмичности и координации движений. Например, танцевальные упражнения я
применяю в начале урока для общего «разогревания» организма и подготовки его к
предстоящей работе.
Комплекс ритмической гимнастики
Подготовительная часть
1. И.п.: основная стойка. Потягивание. Поднимание рук через стороны вверх и поочередное
опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в локте перед собой.
2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад правой ногой, правую руку в сторону, потянуться за ней. То же
в другую сторону.
3. Наклоны в сторону – вперед по диагонали, полукруг в левую сторону – выпрямиться. То же в
другую сторону.
4. И.п.: основная стойка. Руки на поясе, округлить спину, вывести локти вперед, полуприсед на
носках, расправить плечи, развести локти в стороны, опуститься на всю ступню.
5. «Стептач» – приставные шаги с касанием в разные стороны, с поворотом на 90°.
Основная часть
6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте – 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24
счета, «кроссстеп» с вращением рук в локтевых суставах в одну и другую стороны.
7. Шаги вперед с продвижением: шаг правой – левой в сторону на носок, левая рука вперед
вверх, то же другой ногой, на 8 счетов, спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка
согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем поочередно: правая в сторону, приставить,
левая в сторону, приставить.
8. Прыжки на месте – руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются поочередно
вниз, в сторону, вперед, вверх.
9. Упражнения выполняются с гантелями.
И.п.: ноги врозь, руки с гантелями на бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука вправо
вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой и рукой.10. И.п.: основная стойка. Руки опущены вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти
повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед – руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение
выполняется с напряжением).
11. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки согнуты в локтях с гантелями, выпрямляясь вверх,
отводим руки назад, локти вверх.
12. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых рук вперед, кисти повернуты вниз.
13. И.п.: вторая позиция, руки на поясе. Приседание на правой – левая нога на носок на 4 счета,
приседание на двух ногах – колени в стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая на
носок.
14. «Стептач» – для отдыха.
15. а) И.п.: стоя на левом колене, левая рука на полу, правая нога на носке, правая рука на поясе
– поднимание ноги в сторону 8–12 раз, то же другой ногой; б) И.п.: лежа на левом боку, рука под
головой, махи правой ногой в сторону, вверх, назад по 8 – 12 раз. Повторить с другой ноги.
16. И.п.: лежа на спине руки в стороны, ноги вверх, отвести левую ногу в сторону, вернуться в и.п.
То же правой ногой. Разведение обеих ног в стороны. Для отдыха – ноги, согнув, прижать к себе
(«группировка»), сесть ноги вместе, наклон вперед, потянуться.
17. И.п.: лежа на спине упор на локти. Полуподнимание таза вверх 16–20 раз, ступни на ширине
плеч. Стопы вместе – 20 раз. Левая стопа стоит, правая нога согнута в колене и лежит на левом
колене – 15 раз, то же с другой ноги.
18. Упражнение для растягивания мышц бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе,
выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на
правое бедро – левую ногу вверх, взять за пятку, покачивающее движение, растяжка. То же
другой ногой.
19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни ног стоят на полу, руки за головой.
Поднимание головы и плеч, спина на полу (пресс сверху).
20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы») до
прямого угла и опускание двух ног вместе.
21. И.п.: лежа на спине, ноги согнуть в коленях, левая, согнутая в колене, лежит на правой. Руки
за головой. Поднимание правого плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По 15 раз
каждым локтем.
22. И.п.: сед на пятках, руки на коленях. Отведение левой руки в сторону на 4 счета, затем
правой руки, на 8 счетов обе руки отвести в стороны. Круговое движение за рукой вперед,
наклоняясь впередв сторону в одну и в другую сторону.
Заключительная часть
23. Упражнения для восстановления и расслабления. «Волна» – справаналево и обратно.
Круговые движения правой рукой снизувверхв сторону, то же другой рукой и двумя руками
вместе.24. Выпад правой ногой в сторону, потянуться за правой рукой, выполняющей круговые движения
в локтевом суставе. То же в другую сторону.
25. Шаг правой ногой в сторону, круговое движение правым плечом назад. То же в другую
сторону. Стоя на месте, круговые движения двумя плечами назад и вперед.
26. Медленные наклоны головы вперед, отводя вперед как можно дальше подбородок и втягивая
его назад.
27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях – круглая спина, прогибание в поясничном и грудном
отделах позвоночника, мягко переходящее из одного положения в другое.
28. Руки через стороны вверх – вдох, плавно опуская вниз – выдох.
г.Хабаровск
Куличкова Ирина Александровна