Цели:
– формировать у учащихся новые понятия о вынашивании матерью ребёнка, о выкармливании его молоком, об обучении потомства;
– понимать, в чём главное отличие человека от животных;
– применять знания о своём организме в жизни – соблюдать правила поведения по отношению к девочкам и мальчикам, к женщинам и мужчинам.
Оборудование: иллюстрации из жизни семьи.
Окружающий мир
Урок 12.
РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Тема: Родители и дети
Цели:
– формировать у учащихся новые понятия о вынашивании матерью ребёнка, о выкармливании его молоком, об обучении
потомства;
– понимать, в чём главное отличие человека от животных;
– применять знания о своём организме в жизни – соблюдать правила поведения по отношению к девочкам и мальчикам, к
женщинам и мужчинам.
Оборудование: иллюстрации из жизни семьи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 3
– Рассмотрите рисунки на с. 50. Сравните их. Какой у вас возникает вопрос?
Почему женщины так не похожи на мужчин?
– Как вы могли бы на него ответить? Ваши гипотезы?
– Они играют разные роли в семье, выполняют разную работу.
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками,
что они уже знают.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2014Отвечают на вопросы.
– Как вы думаете, сколько потомков должно выжить, чтобы число организмов в
следующем поколении не изменилось?
– Сколько детёнышей должно родиться у рыбы, лягушки и слона, чтобы хотя бы
двое из них выжили?
– В чём различие размножения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и
зверей?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Родители и дети».
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
4 3 7 2 3 3 2
Работа в рабочей тетради.
Задание 2 из рабочей тетради (можно выполнять по группам: девочки и
мальчики). Вопросы для обсуждения:
– Почему вы выбрали эти качества?
– Одинаково ли поведение мальчиков и девочек?
Выполняют задание, обсуждают варианты ответов.
– Кому стремятся подражать девочки и мальчики?
– Своим родителям.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
© ООО «Баласс», 2014– Какова роль семьи? (Совместно воспитывать детей. Оказывать помощь друг
другу.)
– Кого считают членами семьи? (Родителей и детей, бабушек и дедушек и т.д.)
– Как распределяются обязанности в семье? (Можно ответить на примере
своей семьи.)
Рассказывают о распределении обязанностей в своей семье.
Задание 1 из рабочей тетради. Выполняют задание.
– Где происходит развитие будущего ребёнка?
– Вначале ребёнок растёт и развивается в организме матери.
– Создаются ли условия для развития ребёнка в организме матери? Какие?
(Обсуждение версий ответов и их проверка по учебнику.) (Да. Он получает
питание через организм матери, также происходит дыхание и выделение. Ребёнок
защищён от сотрясений и ударов. Но ещё год после рождения ребёнка мать
вскармливает его молоком.)
Задание на с. 52. Выполняют задание.
– Как мы ответим на вопрос урока?
Делают вывод.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2014– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 1 2 3 1
Работа в учебнике.
Вопросы на с. 53.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение учебника (тема 12). Вопросы 4–6.
– Разработайте кодекс чести для мужчины и женщины.
4
– В чём заключается роль женщины и мужчины, семьи, общества по отношению к
детям?
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
© ООО «Баласс», 2014
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
ТОУУ
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
личностную рефлексию.
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
Выполняя задание 1, школьники должны обратить внимание на внешний вид женщины и прийти к заключению, что эту
семейную пару делает счастливой ожидание рождения ребёнка, любовь друг к другу и будущему малышу. На рисунке
дети могут изобразить семью с малышом.
В задании 2 нет единственно правильного ответа, есть лишь некоторые стереотипы, сложившиеся в обществе. Важно,
чтобы, выполняя это задание, ребята смогли аргументировать свою точку зрения, а также поняли, что существует целый
ряд качеств, которые хочется видеть в людях независимо от их пола (честность, доброта, ум и т.д.).
© ООО «Баласс», 2014