«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
классное руководство +1
Взрослым
09.12.2017
Родительское собрание «Родительский дом, начало - начал» разработано на основе технологий Всероссийской образовательной программы «Мой выбор» с использованием активных и интерактивных методик. Такая деятельность ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, значимых для каждого участника проблем. Родители узнают как составить генеалогическое древо и герб своей семьи.
Родительский дом.doc
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Родительское собрание
«Родительский дом, начало начал».
Подготовила
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
1 Липецк 2012
Тема собрания
«Родительский дом, начало начал».
Цель: помочь учителям, родителям организовать системную комплексную
работу по формированию гражданственности, социализации личности
учащегося.
Задачи:
рассмотреть понятия «дом», «семья», «родословное древо»;
сформулировать понятие «семейные ценности»;
составить герб семьи
осознать свое отношение к семейным ценностям
сформировать чувство личной ответственности за сохранение и
укрепление своей семьи.
Вопросы собрания:
Что для вас дом? Семья?
Как составить родословное древо и герб семьи?
Что вы относите к семейным ценностям?
Какова роль семейных традиций в вашей семье?
Основные понятия:
Дом, семья
Род, родственники, родословное древо
Семейные ценности
Семейные династии
Семейные традиции
Члены родительского комитета рассылают
Подготовительная работа.
родителям приглашения на собрание. 12 семьи класса составляют родословную
(генеалогическое древо семьи); 12 семьи класса готовят «фирменные» семейные
кушанья.
Оборудование.
Раздаточный материал в конвертах
Памятки и шпаргалки для родителей
Изображение генеалогического древа семьи
Семейные реликвии
Карточки с понятиями
2 Запись песни «Родительский дом»
СТРУКТУРА СОБРАНИЯ
Этап
I этап
Мотивация.
II этап
Работа с
понятиями
III этап
Изучение
основной
проблемы
IV этап
Подведение
итогов
Формы и методы
слово
Вводное
учителя,
фронтальная беседа
Работа в группах,
составление таблиц,
аналитический метод
Работа в малых
группах с
последующей
презентацией
результатов работы:
Проектная
деятельность,
Групповое обсуждение
Обсуждение итогов
работы.
Коллективная
дискуссия.
Время
5 мин Понимание родителями целей и
Ожидаемый результат
задач занятия.
10 мин Осмысление понятий «дом»,
«семья», «родственные связи».
20 мин Получение подробной
информации о доме, семье,
семейных традициях,
ценностях, родословном древе.
Осмысление значимости
рассматриваемых вопросов.
10 мин Осознание необходимости
выяснения значения семьи и
семейных ценностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I ЭТАП: МОТИВАЦИЯ
Родители рассаживаются по группам так, как расставлены столы.
Звучит запись песни «Родительский дом», музыка стихает, и учитель читает
эпиграф:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
3 И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага.
Ольга Фокина
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем собрании? (О родном доме, о его
значении в жизни каждого человека).
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это не
только крыша над головой, это ваша семья, самые близкие вам люди.
Тема нашей встречи будет звучать так: «Родительский дом, начало начал».
Учитель раздаёт каждому по одному высказыванию, они будут
повторяться.
У вас на столах лежат листочки (розового цвета), на которых написаны начала
предложений, пожалуйста, продолжите их.
Раздаточный материал
Семья – это…
Свет в окнах моего дома – это…
Радость в моей семье – это…
Горе моей семьи – это…
Вдали от родного дома я буду вспоминать…
Итак, пожалуйста, продолжите высказывание.
Родители отвечают по очереди, начиная с первой группы. Возможен общий
ответ на 12 вопроса после обсуждения в группе.
Ожидаемый результат
Понимание родителями целей и задач занятия.
II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ
Во время этого этапа родителям предлагается поработать над
определениями слов «дом», «семья», «родственные связи».
Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у
каждого есть семья, есть дом.
4 Подберите слово, близкое по значению слову дом.
ДОМ – ИЗБА – ОЧАГ КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ
Педагог прикрепляет на доску табличку со словом дом.
Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало
«баня, тёплое помещение». Слова истопить, топить, тепло созвучны. Чтобы в
нашем доме было тепло и хорошо, что нам необходимо?
Любовь, доброта, понимание, уют, забота, уважение.
Учитель размещает на доске «брёвна дома», на которых написаны слова. В
результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.
Мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Родители складывают руки в ладошки, делятся теплом друг с другом.
Отвечают на вопросы «по кругу»
Как обычно дома вы называете друг друга?
Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
Как прощаются дети и другие члены семьи, уходя в школу, на работу?
Говорите, друг другу только добрые, ласковые слова, тогда в ваших семьях
будет понимание, уважение, любовь, тепло. Надеюсь, что шпаргалки (листы
зелёного цвета), которые лежат у вас на столах, вам в этом помогут.
Шпаргалка для родителей
Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть
нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей.
Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребёнку, что он вам
дорог, нужен, важен, что он хороший. Такие сообщения могут быть и
невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых
прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас
есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома». Психологи
рекомендуют обнимать ребёнка не менее 4 раз в день, поскольку это
необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему
нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и
взрослому.
Вот некоторые правила общения с детьми
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорит ребёнку, что он хуже других.
Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно.
Выражайте недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в
целом.
Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
Обнимайте вашего ребёнка не менее 4 раза в день.
Работа с понятием семья
5 Что для вас семья?
Для меня семья это самое главное и самое святое, что есть в моей жизни, ведь
благодаря моей семье я родился на свет, и я им многим обязан за это! Семья у
меня всегда ставится на первый план и всегда для меня очень много значит!
Семья это то, что я не могу никак бросить! Я люблю свою семью, и это самое
ценное, что есть у меня!
Педагог просит родителей в следующем задании вспомнить о
родственных связях, существующих в семье, кто кем приходится.
Родителям раздаются карточки, на которых написаны слова:
(Свёкор, свекровь, сноха, деверь, золовка, шурин, свояк, мачеха, отчим, зять,
тесть, тёща, кума), также прилагается схема родственных отношений.
В следующем задании вам потребуется вспомнить о родственных связях,
существующих в семье, т.е. кто кому кем приходится.
Пожалуйста, возьмите листочки желтого цвета. Вы должны будете объяснить
значение слова и отгадать загадку. У каждой группы своё задание. На выполнение
этого задания – 4 минуты.
ПЕРВАЯ ГРУППА
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова деверь и отгадайте загадку:
В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек и кто они? (Дедушка, отец и
сын)
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова свояченица и отгадайте загадку:
Сын отца моего, а мне не брат. (Это я)
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова золовка и отгадайте загадку:
ВТОРАЯ ГРУППА
ТРЕТЬЯ ГРУППА
6 Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это
может быть? (Мать, дочь, внучка)
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова шурин и отгадайте загадку:
У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр? (1)
ЧЕТВЁРТАЯ
ГРУППА
Итак, время истекло. Пожалуйста, теперь начнет отвечать вторая группа, затем
третья, четвертая и первая.
А чтобы в будущем вы не забыли о родственных связях в семье, я раздаю вам
памятки. (См. приложение 3)
Педагог раздает родителям памятки с родственными связями.
Переходим к следующему заданию.
Пожалуйста, возьмите листочки синего цвета. Из разрезанных на части пословиц
составьте целые в течение 1 минуты.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПЕРВАЯ ГРУППА
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Глупа та птица,… которой гнездо своё не мило.
2. Не нужен клад,… когда в семье лад.
3. Не хвались отцом,… хвались сыном молодцом.
ВТОРАЯ ГРУППА
7 ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Добрые дети – дому венец, …. А дети худые – дому конец.
2. Кто родителей почитает, … тот вовек не погибает.
3. На что и клад, … коли в семье лад.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Русский человек … без семьи не живёт.
2. Братская любовь … пуще каменных стен.
3. Где любовь да совет, … там и горя нет.
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Семья без детей, ….. что дерево без корней.
2. Без хозяина дом – … сирота.
ЧЕТВЁРТАЯ
ГРУППА
3. Нет милее дружка, … чем родная матушка.
Итак, просим ответить третью группу и т.д.
Осмысление родителями понятий «дом», «семья», «родственные связи».
Ожидаемый результат
III ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – близкие и родные
люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем
добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и
уважению.
8 Семья – как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает
труднее, чем написать книгу, сделать открытие. Человек рождается, растёт,
взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось
разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются, и если он, даже не
совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслужил
того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки.
Педагог прикрепляет на доску табличку со словом семья.
Генеалогическое древо семьи.
Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня,
сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – то, что связывает
нас со своими корнями. Существует такое понятие, как родословная семьи.
Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь между прошлым,
настоящим и будущим.
Что нам поможет вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему?
(Семейные фото и генеалогическое древо)
Кто может сказать, что значит генеалогия?
Педагог выслушивает ответы родителей и вывешивает на доску табличку со
словами генеалогическое древо семьи.
В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Это
сообщающиеся сосуды: что выливается из одного, вливается в другой, затем в
третий – и так до бесконечности, пока будем жить и помнить об этом.
«Древо жизни» соединяет в единую цепь разные поколения, символизируя идею
бессмертия рода. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою
родословную до седьмого колена. Великий русский писатель и историк Николай
Михайлович Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к
предкам в достоинство гражданину образованному».
Основатель рода помещался внизу, подобно корню, на стволе – его прямые
потомки. Например, корень – прадед, выше по стволу – дед, ещё выше – отец и
т.д. А на ветвях – более дальние родственники (дяди, тёти, племянники,
двоюродные братья и сёстры).
Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку,
всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось
предметом особой гордости за свой род.
А чтобы каждая семья смогла создать такое же древо, я вам в помощь раздаю
памятки по созданию генеалогического древа семьи.
Педагог раздает памятки родителям.
Кто может назвать своих прадедов и прабабушек?
Кто продемонстрирует своё древо?
Семьиучастницы рассказывают о своих родословных, демонстрируя их.
Рассказы сопровождаются показом семейных фото, схем.
Попробуйте дома с детьми проследить историю своего рода, подробно опросите
всех родственников. В этом вам поможет памятка «Как правильно вырастить
дерево» См. приложение 2.
9 Герб семьи.
Представьте, что ваша группа – члены одной семьи. Попытайтесь создать
проект герба своей семьи. На ваших столах лежат памятки, которыми вы можете
воспользоваться. Возьмите конверт, на котором написано: «Герб семьи». На
выполнение задания – 5 минут.
Каждой группе заготовлены конверты «Герб семьи», в которых – шаблоны
щитов разных цветов и картинки с изображениями различных предметов.
Родители в группах составляют герб предполагаемой семьи, выбирая для
этого щит такого цвета, значение которого присуще их семье, выбирают
гербовые фигуры, ориентируясь на то, что они символизируют.
Итак, время вышло. Прошу представителя от группы прикрепить получившийся
герб на доску.
Родители представляют свой герб и объясняют, почему они создали его
именно таким.
См. приложение 1.
Какой может быть девиз вашей семьи? («Моя семья – моя крепость».
«Держаться вместе».)
Думаю, в процессе поисков вы узнаете много интересного о своей семье и о
себе, погрузившись в увлекательный мир генеалогии, вы станете духовно богаче.
Рассказ о семейных традициях.
Семейные традиции.
Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции.
Педагог прикрепляет на доску табличку со словами семейные традиции.
Сколько прекрасных традиций живет в семьях! В каждой семье есть свои
предания, интересные истории о жизни предков.
Выступает подготовленная семья.
В каждой семье есть старинные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и
передаются из поколения в поколение. Представьте свои семейные реликвии и
расскажите о них.
Выступает заранее подготовленный родитель.
Какие семейные обычаи, традиции приняты в вашей семье?
Как в вашей семье отмечают праздники?
Если семейные обычаи не представляют собой ограничения, а несут радость и
удовольствие, это даёт детям крепкое чувство семьи, даёт заряд оптимизма и
внутреннего тепла на всю жизнь.
Об этом нам расскажут наши семьиучастницы.
Поделитесь, пожалуйста, с нами.
Существовали в вашем роду династии, которые прославили наш замечательный
город, расскажите о них.
Родители рассказывают о династиях в их семьях. (Династии липецких
врачей, военных, металлургов и т.д.)
10 Конкурс «Фирменное блюдо семьи».
В старину говорили: «Красна изба пирогами».
А какое традиционное блюдо принято в вашей семье?
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
Одна из семей класса угощает всех участников своим фирменным блюдом.
Ожидаемый результат
Получение подробной информации о доме, семье, семейных традициях,
ценностях, родословном древе.
Осмысление значимости рассматриваемых вопросов.
4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Итоговая беседа.
На доске – слова: дом, семья, генеалогическое древо семьи, семейные традиции.
Вернемся к тому, о чем мы говорили сегодня.
Какую семью можно назвать счастливой, что для этого нужно?
Обратите внимание на доску, где расположены основные понятия собрания. Все
это делает наши семьи прочными и счастливыми, имеющими крепкие корни.
Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Они приносят радость и
заботу, которые делают любовь между родителями более глубокой, осмысленной,
полной. Вспомним слова Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи. Как в капле
воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и
отца».
Давайте заботиться друг о друге, передавать друг другу семейные ценности и
традиции. Из семейных ценностей и традиций складываются традиции всего
города.
Наш город растет, процветает, с каждым годом становится все красивее. В
городе регулярно проводятся традиционные праздники и гуляния для его
жителей. В такие дни кажется, что жители всего города – это одна большая
семья.
Ожидаемый результат
Осознание родителями необходимости выяснения значения семьи и
семейных ценностей.
Литература:
11 1. Ответственные родители (приложение к пособию «Я – липчанин»)/ учебно
методическое пособие для учителей средней школы / Издание первое. – 96
стр. Липецк. 2011.
2. Настольная книга классного руководителя 14 классы /Л.И.Саляхова. – М.:
Глобус. 2007.
3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4/ Лободина Н.В. и др.
– Волгоград: Учитель, 2007.
4. Аксёнов А.И., Генеалогия //Вопросы истории. 1972.
5. Арсеньев Ю.В., Геральдика. – Москва: ТЭРРА – Книжный клуб, 2001.
6. Бычкова М.Е., Что значит именно родные / М.: Богор. Печатник, 2000. –
145с.
7. Интернет – ресурсы. http
8. Запись песни «Родительский дом». Слова М.Рябинина, музыка В.
. fonstola
:// www
. ru /
Шаинского.
Приложение 1.
Картинки для создания герба семьи.
12 13 14 Приложение 2. Как правильно «вырастить» древо.
Чтобы качественно составить генеалогическое древо и проследить историю
56 поколений вашего рода, существуют 2 способа сбора информации:
Устный (беседы с родственниками) Документальный (семейный архив).
Возьмите листок бумаги и напишите имена всех родных, которых вы знаете и
о которых слышали, сгруппировав их по поколениям. После этого
постарайтесь собрать о каждом из них как можно больше информации.
Например, семейные легенды, интересные случаи из жизни, рассказанные ими
или общими знакомыми. Эта информация даст вам возможность понять дух
того времени и мотивы их поступков. Все данные нужно обязательно
записать. Детали, которые вы узнаете, даже кажущиеся вам незначительными,
могут послужить толчком к дальнейшему поиску.
Изучите документы, которые хранятся в семейном архиве. Это дневники,
письма, записные книжки, альбомы с фотографиями (всегда обращайте
внимание на надписи с обратной стороны снимка), вырезки из газет.
Отмечайте для себя все имена, даты, места жительства и родственные связи.
Чтобы не запутаться, начинайте одновременно вести свою родословную
роспись (запись всех известных вам родственников, особенно прямых, по
поколениям) и составлять восходящую таблицу, в основе которой будете вы.
Поместите на самый верх собственный «листочек», а дальше раскладывайте
их по иерархии. Под вами ваши родители, их связываете вы. Под ними –
бабушки и дедушки. Продолжайте «растить» деревце, пока не «привяжете» к
нему всех своих родных. Потом можно переключиться на родственников
мужа. Следующим шагом будет слияние этих двух деревьев и присоединение
к ним ваших детей. Если в таблицах обнаружились пробелы и информации не
хватает, то имеет смысл попросить ваших родственников заполнить
пустующие места, которые известны им.
Если же данных попрежнему не хватает, отправьте запрос в один из архивов.
Там работают высококлассные ученые, специалисты по генеалогии, которые
защитили диссертации по разным аспектам этой темы и внесли большой
вклад в развитие отечественной науки.
15 16 17
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.