«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
Оценка 4.9

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
классное руководство +1
Взрослым
09.12.2017
«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
Родительское собрание «Родительский дом, начало - начал» разработано на основе технологий Всероссийской образовательной программы «Мой выбор» с использованием активных и интерактивных методик. Такая деятельность ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, значимых для каждого участника проблем. Родители узнают как составить генеалогическое древо и герб своей семьи.
Родительский дом.doc
Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Родительское собрание «Родительский дом, начало ­ начал».                                                                           Подготовила                       Митина Людмила Валерьевна,               учитель начальных классов  МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой  города Липецка 1 Липецк 2012 Тема собрания «Родительский дом, начало ­ начал». Цель: помочь учителям, родителям организовать  системную комплексную  работу по формированию гражданственности, социализации     личности  учащегося.  Задачи:  рассмотреть понятия «дом», «семья», «родословное древо»;  сформулировать понятие «семейные ценности»;  составить герб семьи  осознать свое отношение к семейным ценностям  сформировать   чувство   личной   ответственности   за   сохранение   и укрепление своей семьи. Вопросы  собрания:  Что для вас дом? Семья?   Как составить родословное древо и герб семьи?   Что вы относите к семейным ценностям?  Какова роль семейных традиций в вашей семье? Основные понятия:  Дом, семья  Род, родственники, родословное древо  Семейные ценности  Семейные династии  Семейные традиции  Члены   родительского   комитета   рассылают Подготовительная   работа. родителям приглашения на собрание. 1­2 семьи класса составляют родословную (генеалогическое древо семьи); 1­2 семьи класса готовят «фирменные» семейные кушанья. Оборудование.  Раздаточный материал в конвертах  Памятки и шпаргалки для родителей Изображение генеалогического древа семьи Семейные реликвии Карточки с понятиями 2 Запись песни «Родительский дом» СТРУКТУРА СОБРАНИЯ Этап I этап  Мотивация. II этап Работа с  понятиями III этап Изучение основной проблемы IV этап Подведение итогов   Формы и методы   слово Вводное учителя, фронтальная беседа  Работа в группах, составление таблиц, аналитический метод Работа в малых  группах с  последующей  презентацией  результатов работы: Проектная деятельность, Групповое обсуждение Обсуждение итогов  работы. Коллективная дискуссия. Время 5 мин  Понимание родителями целей и Ожидаемый результат задач занятия.  10 мин  Осмысление понятий «дом»,  «семья», «родственные связи». 20 мин Получение подробной  информации о  доме, семье,  семейных традициях,  ценностях, родословном древе. Осмысление значимости  рассматриваемых вопросов. 10 мин Осознание необходимости  выяснения значения семьи и  семейных ценностей.   ХОД ЗАНЯТИЯ I ЭТАП: МОТИВАЦИЯ Родители рассаживаются по группам так, как расставлены столы. Звучит   запись   песни   «Родительский   дом»,   музыка   стихает,   и   учитель   читает эпиграф:                                                                                Храни огонь родного очага                                                                 И не позарься на костры чужие.                                                                     Таким законом наши предки жили 3 И завещали нам через века:                                                          Храни огонь родного очага.                                                 Ольга Фокина   ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем собрании? (О родном доме, о его значении в жизни каждого человека). ­ Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это не только крыша над головой, это ваша семья, самые близкие вам люди.  Тема нашей встречи будет звучать так: «Родительский дом, начало начал». Учитель   раздаёт   каждому   по   одному   высказыванию,   они   будут повторяться. ­ У вас на столах лежат листочки (розового цвета), на которых написаны начала предложений, пожалуйста, продолжите их. Раздаточный материал Семья – это…  Свет в окнах моего дома – это… Радость в моей семье – это… Горе моей семьи – это… Вдали от родного дома я буду вспоминать… ­ Итак, пожалуйста, продолжите высказывание. Родители отвечают по очереди, начиная с первой группы. Возможен общий ответ на 1­2 вопроса после обсуждения в группе.                                                                                                  Ожидаемый результат Понимание родителями целей и задач занятия.   II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ       Во   время   этого   этапа   родителям   предлагается   поработать   над определениями слов  «дом», «семья», «родственные связи».  ­ Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у  каждого есть семья, есть дом. 4 ­ Подберите слово, близкое по значению слову дом.   ДОМ – ИЗБА – ОЧАГ ­ КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ Педагог прикрепляет на доску табличку со словом дом. ­ Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало  «баня, тёплое помещение». Слова истопить, топить, тепло созвучны. Чтобы в  нашем доме было тепло  и хорошо, что нам необходимо? ­ Любовь, доброта, понимание, уют, забота, уважение.   Учитель размещает на доске «брёвна дома», на которых написаны слова. В  результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.  Мы построили дом, в котором тепло.  Соберите в ладони своё тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом. Родители складывают руки в ладошки, делятся теплом друг с другом.  Отвечают на вопросы «по кругу» ­ Как обычно дома вы называете друг друга? ­ Какие ласковые обращения звучат в вашем доме? ­ Как прощаются дети и другие члены семьи, уходя в школу, на работу? ­ Говорите, друг другу только добрые, ласковые слова, тогда в ваших семьях  будет понимание, уважение, любовь, тепло. Надеюсь, что шпаргалки (листы  зелёного цвета), которые лежат у вас на столах, вам в этом помогут. Шпаргалка для родителей Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть  нужности  другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей.  Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребёнку, что он вам  дорог, нужен, важен, что он   хороший. Такие сообщения могут быть и  невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых  прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас  есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома». Психологи  рекомендуют обнимать ребёнка не менее 4 раз в день, поскольку это  необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и  взрослому.                Вот некоторые правила общения с детьми ­ Нельзя никогда (даже в сердцах) говорит ребёнку, что он хуже других. ­ Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно. ­ Выражайте недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.       ­ Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.       ­ Обнимайте вашего ребёнка не менее 4 раза в день. Работа с понятием семья 5 ­ Что для вас семья?  Для меня семья ­ это самое главное и самое святое, что есть в моей жизни, ведь  благодаря моей семье я родился на свет, и я им многим обязан за это! Семья у  меня всегда ставится на первый план и всегда для меня очень много значит!  Семья ­ это то, что я не могу никак бросить! Я люблю свою семью, и это самое  ценное, что есть у меня! Педагог просит родителей в следующем задании вспомнить о                            родственных связях, существующих в семье, кто кем приходится. Родителям раздаются карточки, на которых написаны слова: (Свёкор, свекровь, сноха, деверь, золовка, шурин, свояк, мачеха, отчим, зять,  тесть, тёща, кума), также прилагается схема  родственных  отношений. ­ В следующем задании вам потребуется вспомнить о родственных связях,  существующих в семье, т.е. кто кому кем приходится. ­ Пожалуйста, возьмите листочки желтого цвета. Вы должны будете объяснить  значение слова и отгадать загадку. У каждой группы своё задание. На выполнение этого задания – 4 минуты. ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАНИЕ Объясните значение слова  деверь и отгадайте загадку: В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек и кто они? (Дедушка, отец и  сын) ЗАДАНИЕ Объясните значение слова свояченица и отгадайте загадку: Сын отца моего, а мне не брат. (Это я) ЗАДАНИЕ Объясните значение слова золовка и отгадайте загадку: ВТОРАЯ ГРУППА ТРЕТЬЯ ГРУППА 6 Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а  всего их трое. Как это  может быть? (Мать, дочь, внучка) ЗАДАНИЕ Объясните значение слова шурин и отгадайте загадку: У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр? (1) ЧЕТВЁРТАЯ  ГРУППА ­ Итак, время истекло. Пожалуйста, теперь начнет отвечать вторая группа, затем  третья, четвертая и первая.  ­ А чтобы в будущем вы не забыли о родственных связях в семье, я  раздаю вам  памятки.  (См. приложение 3) Педагог раздает родителям памятки с родственными связями. ­ Переходим к следующему заданию. ­ Пожалуйста, возьмите листочки синего цвета. Из разрезанных на части пословиц составьте целые в течение 1 минуты. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ                                                            ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАНИЕ Составьте пословицы:   1. Глупа та птица,…                                 которой гнездо своё не мило.   2.  Не нужен клад,…                                 когда в семье лад.     3.  Не хвались отцом,…                           хвались сыном молодцом.                                                                                                                               ВТОРАЯ ГРУППА 7 ЗАДАНИЕ Составьте пословицы:    1.  Добрые дети – дому венец, ….         А дети худые – дому конец.     2.  Кто родителей почитает,  …              тот вовек не погибает.               3.   На что и клад,  …                               коли в семье лад. ТРЕТЬЯ ГРУППА                                                                                 ЗАДАНИЕ Составьте пословицы:  1. Русский человек …                             без семьи не живёт. 2. Братская любовь …                            пуще каменных стен. 3. Где любовь да совет,  …                    там и горя нет. ЗАДАНИЕ Составьте пословицы:  1. Семья без детей,  …..                          что дерево без корней. 2. Без хозяина дом –  …                         сирота. ЧЕТВЁРТАЯ  ГРУППА 3. Нет милее дружка,  …                       чем родная матушка. ­ Итак, просим ответить третью группу и т.д. Осмысление родителями понятий «дом», «семья», «родственные связи».                    Ожидаемый результат         III ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ  ­ Семья – самое главное  в жизни для каждого из нас. Семья – близкие и родные  люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем  добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и  уважению. 8 ­ Семья – как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает  труднее, чем написать книгу, сделать открытие. Человек рождается, растёт,  взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось  разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются, и если он, даже не  совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он  заслужил того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки. Педагог прикрепляет на доску табличку со словом семья. Генеалогическое древо семьи. ­ Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня,  сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – то, что связывает  нас со своими корнями. Существует  такое понятие, как родословная семьи.  Знать свою родословную очень важно, потому что  она – связь между прошлым,  настоящим и будущим. ­ Что нам поможет вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему? (Семейные фото и генеалогическое древо) ­ Кто может сказать, что значит генеалогия? Педагог выслушивает ответы родителей и вывешивает на доску табличку со  словами генеалогическое древо семьи. ­ В переводе с греческого слово «генеалогия»  означает «родословная». Это  сообщающиеся сосуды: что выливается из одного, вливается в другой, затем в  третий – и так до бесконечности, пока будем жить и помнить об этом. «Древо жизни» соединяет в единую цепь разные поколения, символизируя идею  бессмертия рода. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою  родословную до седьмого колена. Великий русский писатель и историк  Николай  Михайлович Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к  предкам в достоинство гражданину образованному».  Основатель рода помещался внизу, подобно корню, на стволе – его прямые  потомки. Например, корень – прадед, выше по стволу – дед, ещё выше – отец и  т.д. А на ветвях – более дальние родственники (дяди, тёти, племянники,  двоюродные братья и сёстры).  Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку,  всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось  предметом особой гордости за свой род. ­ А чтобы каждая семья смогла создать такое же древо, я вам в помощь раздаю  памятки по созданию генеалогического древа семьи. Педагог раздает памятки родителям. ­ Кто может назвать своих прадедов и прабабушек? ­ Кто продемонстрирует своё древо? Семьи­участницы рассказывают о своих родословных, демонстрируя их.  Рассказы сопровождаются показом семейных фото, схем. ­ Попробуйте дома с детьми проследить историю своего рода, подробно опросите всех родственников. В этом вам поможет памятка «Как правильно вырастить  дерево» См. приложение 2. 9 Герб семьи. ­ Представьте, что ваша группа – члены одной семьи. Попытайтесь создать  проект герба своей семьи. На ваших столах лежат памятки,  которыми вы можете воспользоваться. Возьмите конверт, на котором написано: «Герб семьи». На  выполнение задания – 5 минут. Каждой группе заготовлены конверты «Герб семьи», в которых – шаблоны  щитов разных цветов и картинки с изображениями различных предметов.    Родители в группах составляют герб предполагаемой семьи, выбирая для  этого щит такого цвета, значение которого присуще их семье, выбирают  гербовые фигуры, ориентируясь на то, что они символизируют. ­ Итак, время вышло. Прошу представителя от группы прикрепить получившийся герб на доску. Родители представляют свой герб и объясняют, почему они создали его  именно таким.  См. приложение 1. ­ Какой может быть девиз вашей семьи? («Моя семья – моя крепость».  «Держаться вместе».) ­  Думаю, в процессе поисков вы узнаете много интересного о своей семье и о  себе, погрузившись в увлекательный мир генеалогии, вы станете духовно богаче.    Рассказ о семейных традициях.   Семейные традиции. ­ Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции.  Педагог прикрепляет на доску табличку со словами семейные традиции. ­ Сколько прекрасных традиций живет в семьях! В каждой семье есть свои  предания, интересные истории о жизни предков. Выступает  подготовленная семья. ­ В каждой семье есть старинные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и  передаются из поколения в поколение. Представьте свои семейные реликвии и  расскажите о них.  Выступает заранее подготовленный родитель. ­ Какие семейные обычаи, традиции приняты в вашей семье?  ­ Как в вашей семье отмечают праздники? ­ Если семейные обычаи не представляют собой ограничения, а несут радость и  удовольствие, это даёт детям крепкое чувство семьи, даёт заряд оптимизма и  внутреннего тепла на всю жизнь. Об этом нам расскажут наши семьи­участницы. ­ Поделитесь, пожалуйста, с нами. ­ Существовали в вашем роду династии, которые прославили наш замечательный город,  расскажите о них. Родители рассказывают о династиях в их семьях. (Династии липецких  врачей, военных, металлургов и т.д.) 10 Конкурс «Фирменное блюдо семьи». ­ В старину говорили:  «Красна изба пирогами». ­ А какое традиционное блюдо принято в вашей семье? Очень люблю, когда все собираются, Белою скатертью стол накрывается, Бабушка с мамою, папа и я, Мы называемся вместе семья. Одна из семей класса угощает всех участников своим фирменным блюдом.                                                                                                 Ожидаемый результат   Получение подробной информации о  доме, семье, семейных традициях,  ценностях, родословном древе. Осмысление значимости рассматриваемых вопросов. 4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  Итоговая беседа.   На доске – слова: дом, семья, генеалогическое древо семьи, семейные традиции. ­ Вернемся к тому, о чем мы говорили сегодня.  ­ Какую семью можно назвать счастливой, что для этого нужно? ­ Обратите внимание на доску, где расположены основные понятия собрания. Все это делает наши семьи прочными и счастливыми, имеющими крепкие корни. ­ Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Они приносят радость и  заботу, которые делают любовь между родителями более глубокой, осмысленной, полной. Вспомним слова Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи. Как в капле  воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и  отца». ­ Давайте заботиться друг о друге, передавать друг другу семейные ценности и традиции.   Из   семейных   ценностей   и   традиций   складываются   традиции   всего города.  Наш   город   растет,   процветает,   с   каждым   годом   становится   все   красивее.   В городе   регулярно   проводятся   традиционные   праздники   и   гуляния   для   его жителей. В такие  дни кажется, что жители  всего города – это одна  большая семья.                                                                                                   Ожидаемый результат Осознание   родителями   необходимости   выяснения   значения   семьи   и семейных ценностей. Литература: 11 1. Ответственные родители (приложение к пособию «Я – липчанин»)/ учебно­ методическое пособие для учителей средней школы / Издание первое. – 96 стр. Липецк. 2011. 2. Настольная книга классного руководителя 1­4 классы /Л.И.Саляхова. – М.: Глобус. 2007. 3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4/ Лободина Н.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 4. Аксёнов А.И., Генеалогия //Вопросы истории. 1972. 5. Арсеньев Ю.В., Геральдика. – Москва: ТЭРРА – Книжный клуб, 2001. 6. Бычкова М.Е., Что значит именно родные / ­ М.: Богор. Печатник, 2000. – 145с. 7. Интернет – ресурсы. http  8. Запись песни «Родительский дом». Слова М.Рябинина, музыка В.   .  fonstola    ://   www   .  ru   / Шаинского. Приложение 1. Картинки для создания герба семьи. 12 13 14 Приложение 2.             Как правильно «вырастить» древо. Чтобы качественно составить генеалогическое древо и проследить историю  5­6 поколений вашего рода, существуют 2 способа сбора информации:  Устный (беседы с родственниками) Документальный (семейный архив).  Возьмите листок бумаги и напишите имена всех родных, которых вы знаете и  о которых слышали, сгруппировав их по поколениям. После этого  постарайтесь собрать о каждом из них как можно больше информации.  Например, семейные легенды, интересные случаи из жизни, рассказанные ими или общими знакомыми. Эта информация даст вам возможность понять дух  того времени и мотивы их поступков. Все данные нужно обязательно  записать. Детали, которые вы узнаете, даже кажущиеся вам незначительными, могут послужить толчком к дальнейшему поиску. Изучите документы, которые хранятся в семейном архиве. Это дневники,  письма, записные книжки, альбомы с фотографиями (всегда обращайте  внимание на надписи с обратной стороны снимка), вырезки из газет.  Отмечайте для себя все имена, даты, места жительства и родственные связи.  Чтобы не запутаться, начинайте одновременно вести свою родословную  роспись (запись всех известных вам родственников, особенно прямых, по  поколениям) и составлять восходящую таблицу, в основе которой будете вы.  Поместите на самый верх собственный «листочек», а дальше раскладывайте  их по иерархии. Под вами ваши родители, их связываете вы. Под ними –  бабушки и дедушки. Продолжайте «растить» деревце, пока не «привяжете» к  нему всех своих родных. Потом можно переключиться на родственников  мужа. Следующим шагом будет слияние этих двух деревьев и присоединение  к ним ваших детей. Если в таблицах обнаружились пробелы и информации не  хватает, то имеет смысл попросить ваших родственников заполнить  пустующие места, которые известны им. Если же данных по­прежнему не хватает, отправьте запрос в один из архивов. Там работают высококлассные ученые, специалисты по генеалогии, которые  защитили диссертации по разным аспектам этой темы и внесли большой  вклад в развитие отечественной науки. 15 16 17

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.

«Родительский дом, начало - начал». Родительское собрание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017