Родительское собрание "Воспитание без насилия"
Цели:
1. Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса;
2. Выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают принимать родители учащихся;
3. Содействовать
формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и
актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений
между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают
друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на
малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие,
монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер
человека на всю его жизнь.
Как много сердечного тепла было загублено из-за неспособности понять
другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай
их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже
надо уметь и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит
ласки. Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются
приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву.
Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть
чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории
человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу проходили мальчики на мужской
половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных,
беспощадных воинов. Или индийские племена, где 4-летних мальчиков отправляли в
другой лагерь, где воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал
отважных воинов, следопытов. Индейцы считали, что мальчики должны расти далеко
от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось
особенностью жизни индийских племен.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного
обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку,
сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы.
Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия,
угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории
неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и
воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне
материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания,
предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей,
одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и
мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие. Последнее чаще
всего применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях
накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к
девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками
раздражают родителей.
Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у
взрослых. Возникла проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические
воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами,
дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных
эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей
заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку
радость.
Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть
интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка,
впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и
приспосабливаться.
С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том,
какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую
семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.
Текст для коллективного обсуждения.
Л.Рыбина
Обнять, прижать, потормошить…
«Разговорилась однажды с одним немолодым уже человеком. Он
вспоминал своё детство. Оттуда, из детства, в котором было немало лишений, шел
тем не менее ясный, согревающий свет. Он озарял лицо моего собеседника,
рассказывающего вроде о вещах, далеко не радостных.
Довоенные годы были тяжелыми для семьи. Отец был в заключении, работал
где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала. Пятеро сыновей
остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать
продавцом.Младшему в семье, моему рассказчику было 3 года. Босоногие, голодные
мальчишки были предоставлены сами себе.
Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой
щемящей тоской. В словах этого мужчины была не только грусть по ушедшему и
невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шёл свет.
Приходила мама усталая, но такая нежная, мягкая, целовала в головы своих
грязных до неузнаваемости сыновей и с неизбежным постоянством, зарываясь в наши
вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут
солнышком».
Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят и преданно
любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты
воспитания. Но и это одно уже не мелочь.»
У психологов есть понятие тактильного голода. Бывает он у детей,
которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед
детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, поцеловать, прижать,
потормошить, подбросить (пока это возможно) или потрясти тяжёлой отцовской
рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны
только родители в минуты, когда их переполняет любовь и они не в силах сдержать
свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся всё закаленнее и
выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто
сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Говорю это
не голословно. Знаю многие и многие семьи, где боязнь избаловать детей
вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным,
воспринимаются слишком буквально.
В нашем стремлении воспитывать правильно, не стараться уподоблять наше общение с ребенком общению учителя и ученика. Учитель, в первую очередь, обращается к мысли ребенка, а родители, к душе. Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?». А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу и ничего не надо будет говорить. И, может быть, воспоминания об этом горько сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной теплой волной до седин. А память, которая, к сожалению, не удержит многое из времени детства, этот миг сохранит, и через десятилетия воспроизведет в точности ощущение мягких, но надежных маминых рук, прижимающих и ласкающих.
Вопросы к тексту:
1. Нужно ли ребенка ласкать?
2. Не будет ли это баловство?
Е.Агашкова «Ремень по наследству»
Эта история трёх поколений. Мать жестоко избивала свою дочь. Дочь, когда
выросла, пальцем не тронула своего ребенка. Казалось бы, всё хорошо, но. . .
Очень много писем о жестокости родителей, о том, что жестокость порождает
жестокость, я с этим согласна, но считаю, что надо добраться до первопричин.
Хочу поделиться случаем из своего детства. Когда началась война, я уже была без
отца, разошлись отец с матерью, когда мне было три года… Неудачи в личной
жизни, война, лишения – всё это сказалось на состоянии моей матери, вызывало у
нее раздражение даже против единственной маленькой дочери…
Первый случай побоев я помню, когда мне исполнилось 4 года. Недосмотрела
воспитательница детского сада, заговорилась с подружкой, а с меня сняли
красивое плюшевое пальто в тот момент, когда мы гуляли по саду. Велико было
горе матери, когда в субботу она пришла брать меня домой, а я без пальто зимой,
в военные годы когда ничего нельзя было купить, достать, когда детские пальто
стоили очень дорого. Всю дорогу домой она шла, и била меня, раза два её
останавливали работники милиции, грозились отнять ребенка. Пришли домой, она
меня не пустила, так я и уснула у порога дома, как щенок.
Помню далее, била меня уже в школьные годы за все: за то, что не вымыла посуду
к её приходу домой, за то, что не подмела пол. Била особенно жестоко, каждый
раз выдумывая приемы, то мокрым полотенцем, то проволокой, то ставила коленками
на горох. Помню, в 4 классе рассмеялась на уроке, кто-то меня рассмешил, а я
не могла остановиться. Так учительница вызвала мать, которая тут же, при всех в
школе стала бить меня, как попало, с такой злостью, что учителя стали отнимать
меня у нее. После этого она ни разу в школу не приходила, учителя ее вызывать
боялись, да и не за что было, училась я хорошо.
Била она меня однажды за разбитый графин уже в 5 классе, а мне обидно было не
за то, что бьёт, я считала, что заслужила, а за то, что я целый день до её
прихода стояла на коленях перед иконой и молилась, чтобы не била (кто-то из
подруг посоветовал), потом со злости на бога я спрятала икону так, что ее и
мать не могла найти.
Однажды, начитавшись про героизм, про пытки, казни, про партизан, я решила
не плакать, если будет бить, а вообразить себя партизанкой на пытках и терпеть.
Бьёт она меня очередной раз, сильно бьёт, зажав между колен, а я молчу, она
бьёт, а я молчу, страшно ей стало, что она с ребенком сделала, почему молчит,
почему не кричит? Посмотрела она мне в глаза, погладила и горько заплакала,
дала мне денег на кино и попросила, что если она когда-нибудь еще начнет бить,
чтобы я бежала.
Пришел такой случай, я и побежала, а она догнала меня на улице, добавила
еще и за то, что позорилась, бежала по улице.
Конец всем этим избиением все же пришел, когда мне исполнилось 16 лет, я
не вытерпела, считала себя уже не девочкой, а самостоятельной девушкой,
скрутила ей руки и повалила на кровать. Это был взрыв, она остолбенела, ничего
не понимая, что случилось. Её послушная, забитая, худенькая, маленькая дочка подняла
на нее руки, как же так?
После этого она меня не тронула ни разу, мы с ней стали как подруги,
дружили всю жизнь до последнего ее дня. Я свою дочку вырастила, ни разу не
тронув, только иногда говорила ей: «И тебе, Танюшенька, не стыдно?». Этого было
достаточно, чтобы Танюшенька разревевшись, сама себя ставила в темный угол,
сама себя наказывала на неопределенный срок, сама себя освобождала из угла.
Сейчас Таня сама уже мама, воспитывает дочку и сына, и я поражаюсь, когда
она их бьёт за шалости, откуда эта озлобленность? Я ведь ни разу ее не била.
Неужели от бабушки? Может быть, от всяких неприятностей на работе, дома?
Сейчас я работаю преподавателем в СПТУ, работаю с трудными детьми, являюсь
классным руководителем группы, убеждаю родителей, что бить детей – это не
педагогичный прием, это не принесет положительных результатов в воспитании.
Но все-таки никак не пойму, почему у меня дочка такая злая с детьми?
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Нужно ли наказывать ребенка? Как?
И Никонов.Из биографии Саньки.
Однажды, папу, маму и Саньку пригласили в гости в приличный, как говорится,
дом. Папа наставлял Саньку: « Веди себя так, как будто тебя вовсе нет. И,
пожалуйста, рта не раскрывай. Спросят – ответь, но в рассуждения не пускайся.
Ясно?» И надо сказать, держалась она молодцом, говорила сквозь зубы « да» и
«нет». Пока не сели за стол.
Саньку ошеломило обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у неё хватило
соображение не спешишь, а подражать во всем взрослым. Однако напряжение было
велико. И тут хозяйка обратилась к Саньке с пустяковым вопросом.Санька начала
отвечать и немного расслабилась. И вот, произнося монолог, она небрежно взяла
левой рукой кусок мяса с тарелки и основательно насадила его на вилку, которую
держала в правой руке, как знамя.
Мама с малиновым звоном уронила свою вилку на тарелку, а потом закашлялась. Воспитанные
хозяева сделали вид, что ничего такого не заметили.
А где ,собственно говоря, Санька могла учиться хорошим манерам? В круглосуточном
садике? На продлёнке?
И мама поздновато , конечно, решила налаживать светское воспитание Саньки по
субботам и воскресениям.К завтраку на стол кладутся салфетки, ножи и вилки(нож-
справка, вилка – слева). Извлекаются красивые тарелки из свадебного сервиза. В
плетёной корзиночке- хлеб, в вазочке- икебана (мама любит усложнять жизнь!).И
начинается завтрак:
Спинку держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не спеши. Не сопи ( это папа ). Не
забивать рот. Не чавкай Прожуй- потом говори…
И вечерами , когда всё семейство в сборе, ужин – с ножами и вилками.
И вот папа прилетает с работы, мамы ещё нет. Сооружается на скорую руку
какой-нибудь ужин, и Санька не спешит доставать ножи.
-Папа, давай сегодня без церемоний, а?
-Ладно машет рукой папа.- Только постарайся не чавкать
-А если очень вкусно?
-Всё равно постарайся…
Что делать, если…
Ребёнок плохо ведет себя на улице или в гостях? Короче, в тот момент, когда на
вас устремлены взоры других людей? Что делать в таком случае?
Что делать, если…
Что делать, если к вам пришли гости? Отправить ребёнка погулять? Уложить его
спать пораньше? Или, следуя правилу 19 века, постараться, чтобы дети были
видны, но не слышны?
Что делать, если…
У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что
ему говорите вы?
Когда ребенок вам что то рассказывает, старайтесь дать ему понять, что вы его
внимательно слушаете. Не надо в это время вытирать пыль, просматривать газеты
или красить ногти. Ребенок сразу чувствует, что он не в центре вашего внимания
и у него сразу пропадает охота говорить.
Смотрите в глаза ребенку, чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он
говорит вам. Поощряйте его продолжить рассказ, спрашивайте: «А что было
дальше?», «Он действительно так делал, да?»
Когда вы отвечаете на вопрос ребенок. постарайтесь не быть многословным. Пусть
речь ребенка преобладает в вашем разговоре с ним.
Имейте мужество предстать перед своим ребенком со всеми своими человеческими
чувствами и слабостями. Если у вас хватит мужества раскрыть их перед ребенком,
это пойдет на пользу вам обоим. Исследования показывают, что когда один человек
в чем то признается другому, он как правило получает в ответ аналогичное
признание. Наверняка то же получится с вами и вашим ребенком.
Расскажите ребенку о своих «приключениях», начиная с того времени, когда вы были маленьким. Попробуйте рассказать ему о таких вещах, которые родители, как правило, не рассказывают, считая, что детям это неинтересно. О хороших и плохих товарищах в школе, где вы учились, о ваших драках с мальчишками, о жизни в пионерском лагере,о походах с друзьями, о играх в которые играли, о первом свидании и т.д. Вы увидите, все это будет интересно вашему ребенку, вы предстанете перед ним живым человеком. Не надо из каждой истории выводить мораль. Просто расскажите.
Да, как часто мы, взрослые, жалуемся, что нам тяжело с детьми... И мало кто задумается - насколько им тяжело с нами. Ведь дети любят своих родителей безусловной, безоговорочной, абсолютной любовью; ведь мы, родители - их маленький мир, и ругань, крики, наказания - это, как для нас землетрясение, тайфун, цунами...
Это растерянность, страх, беззащитность. Да, мы, взрослые, часто жалуемся и говорим ребенку: скорей бы ты вырос, не понимая: какое это счастье- заботиться о чистой, невинной душе, учить ее, помогать ей , и как быстро проходит это время. И вот он уже вырос, и нужно
отпустить его, дать ему возможность идти своим путем, решать те задачи, которые были поставлены ему как душе… Ибо сказано: Воспитывать детей честно, любовно и бережно. Дитя - гость в доме, его надо
любить и уважать, но не властвовать над ним, ибо оно принадлежит Богу".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.