4.методы и приемы раб с уч. девиантным поведение программа.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ненецкого автономного округа « Основная школа п. НельминНос»
Программа "Психологопедагогической коррекции для подростков
с девиантным поведением".
ВЫПОЛНИЛА:
О.П. Резвина, заместитель директора
по УВР ГБОУ НАО «ОШ п. НельминНос»
п. НельминНос 2016г.
Психологопедагогические коррекционные методы и приемы для
подростков с девиантным поведением.
Актуальность программы:
В современной массовой школе трудные подростки составляют до 40%
всех обучающихся в среднем звене. Это те учащиеся, которые
испытывают трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости,
нарушениях поведения, расстройствах физического и психического здоровья. Они нуждаются в коррекционном воспитательном
воздействии и коррекционноразвивающих занятиях.
Цель программы – коррекция в отношениях к школе трудных учащихся
младшего подросткового возраста, формировании и развитии у детей
внутренней позиции ученика включающий когнитивные, мотивационные,
эмоциональные компоненты.
Задачи программы:
развитие личностных особенностей учащихся, способствующих
формированию положительного отношения к учению;
помощь подросткам в процессе самосознания;
формирование способности эффективно взаимодействовать с
окружающими;
развитие способности наиболее успешно реализовывать себя в
поведении и общении.
Требование к программе:
программа учитывает возрастные особенности подростков;
она сочетает коррекционные возможности индивидуальной работы и
совместной деятельности детей;
учет психологопедагогической диагностики при принятии решений о
форме и методах коррекционноразвивающего процесса.
Структура программы:
Состоит из 3х блоков: водный, формирующий и закрепляющий.
Водный блок:
установление позитивных отношений с ведущей из группы;
создание положительной установке на участие работы группы;
постановка цели.
Формирующий блок:
формирование адекватных способов поведения в различных
ситуациях;
развитие коммуникативных умений и расширение форм общения со
сверстниками;
развитие способности к осознанию себя и своих возможностей,
коррекция самооценки и уровня притязаний, преодоление
неуверенности в себе;
формирование навыков саморегуляции, преодоление повышенной
тревоги и страхов;
развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию
чувствам другого человека.
Закрепляющий блок:
Обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации
и поведения подростков, создание условий для их переноса в реальную жизнь.
ритуал приветствия, разминка;
основное содержание занятия, анализ выполнения домашнего задания;
рефлексия проведенного занятия;
ритуал прощения.
Чистота и длительность занятий – 1 раз в неделю на протяжении
учебного года. Длительность занятий 4550 минут.
Формы и методы реализации игрового тренинга
Игровой тренинг – это система игровых упражнений направленных на
самопознание, обучение общению, отработку физиологической
релаксации и элементов психологической саморегуляции, снятия
состояния психологической тревожности.
Принципы при проведении тренингов:
• равноправное межличностное общение на занятиях групп,
принцип постоянной обратной связи.
• учатся говорить другим у них самих и слушать мнение о себе,
принципы самодиагностики для познания себя и особенностей
своей личности,
• принцип стимулирования саморазвития подростков,
• принцип конфиденциальности, прогнозируемые результаты.
Проведение тренингов способствуют:
формированию адекватных способов поведения в различных
ситуациях;
развить коммуникативные умения со сверстниками и
преподавателями;
способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивной «Я
концепции»,
адекватности и реальности самооценки и уровня притязаний,
преодолению неуверенности в себе,
сформировать навыки регуляции эмоциональных состояний.
Требования к ведущему тренинговое занятия.
Проводить занятие может школьный психолог, социальный педагог или
любой учитель (классный руководитель, учитель предметник,
воспитатель), главное требование – хорошие доверительные отношения
с подростками, умение наладить деловые и дружеские взаимоотношения. Обязательным условием успешности проведения
занятий является наличие у ведущего собственного опыта участия в
работе тренинговых групп.
Практичекие занятия:
Игровой тренинг 1 «Повозка» («Тройка»)
Игровой тренинг 2 «Построиться по росту»
Игровой тренинг 3 «Плыть на корабле»
Игровой тренинг 4 «Круг доверия»
В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления
коррекционного действия коллектива на него используются следующие
приемы:
прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое
общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить
свои знания и умения;
прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу –
поручения повторяются, усложняются и мотивируются их
общественной значимостью;
прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и
одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении
общественной работы при доброжелательных отношений к нему
окружающих;
прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что
поручать или нет какоелибо дело данному подростку изза негативных
его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
прием выполнения недобросовестного выполнения работы – коллектив
требует переделать работу;
прием осуждения безнравственности эгоистических установок и
взглядов подростка;
прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему
поступку, задуматься о причинах недовольства коллектива его
поступком;
прием включения подростка в коллективные общественнозначимые
виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к
совместным коллективным делам, умение сотрудничать с
одноклассниками.
Педагогический тренинг
Ролевая маска:
Учащемуся предлагают войти в некоторую роль и выступить уже не от
своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Непрерывная эстафета мнений:
Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему: одни начинают,
другие продолжают, дополняют, уточняют.
Самостимулирование:
Учащиеся разделенные на группы готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы
подвергаются коллективному обсуждению.
Импровизация на свободную тему:
Учащиеся выбирают ту тему, которая вызывает у них интерес, творчески
развивает.
Импровизация на заданную тему:
Учащиеся свободно импровизируют на предложенную учителем тему:
моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные
музыкальные зарисовки, комментируют.
Обножение противоречий:
Обсуждаются противоречивые суждения, рассматриваются различные
точки зрения.
Самоотстранение от преподавателя:
После того как определены цели и содержание задания, установлены
правила и формы общения входе его выполнения, преподаватель как бы
самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя
обязанности рядового участника .
Распределение инициативы:
Прием предполагает создание равных условий для проявления
инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации задавленной
инициативы, когда выступление одних гасит инициативу и желание у
других.
Обмен функциями:
Учащиеся обмениваются ролями.
Использование юмора, изменение обстановки, обращение к независимым
экспертам и т.п.
Дыхательная гимнастика
Долгий вдох очищает тело, питает кислородом, действует на мозг как
массаж на тело: 7 секунд вдох, на 7 секунд выдох.
Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.