В родительском собрании: Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе, говорится о том, что начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность).В родительском собрании: Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе, говорится о том, что начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность).
Родительское собрание в подготовительной к школе
группе.
Как родители могут помочь своим детям
подготовиться к школе.
Задачи:
Ознакомление родителей с критериями готовности
ребёнка к школе.
Оценка родителями степени готовности своего ребёнка
к школе.
Анализ диагностики в целом по группе, и каждому из
родителей индивидуально даются результаты
диагностики своего ребёнка.
Анализ стереотипов родительского поведения.
1 Вырабатывание совместного решения для улучшения
подготовки детей к школе.
Предварительная работа:
1. Проведение диагностики в группе по определению
готовности детей к школе.
2. Демонстрация диаграмм готовности к школе детей в
данной группе. (использование мультимедийнго
оборудования).
3. Выставка книг по теме «Подготовка детей к школе».
Алгоритм проведения родительского собрания в
подготовительной группе
Ход собрания: Дорогие родители!
Когда вы удовлетворяете любознательность детей, вы
тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной
деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем
за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как
играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми
очень помогают в учебе. Все, чему родители научили своих
детей до школы, является солидным фундаментом для
обучения в ней.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка
(да и родителей тоже), безусловно, требующий
определенного уровня готовности к этому качественно
новому этапу в жизни и совершенно новому виду
деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению
подразумевают только определенный уровень знаний,
умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое
главное при переходе на качественно новую ступень -
психологическая готовность к учебной деятельности. И,
прежде всего сформированность желания учится
(мотивационная готовность). Но и это ещё не всё.
2Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и
«надо учиться работать», без осознания этого « надо»
ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой
он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его
слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать
полученную информацию. Фундаментом успешной
подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:
Физическое здоровье ребёнка.
Развитый интеллект ребёнка.
Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
Выносливость и работоспособность.
Умение ребёнка читать и считать.
Аккуратность и дисциплинированность.
Хорошая память и внимание
Инициативность, воля, и способность действовать
самостоятельно.
Каждому из родителей выдаётся информация:
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ
В ШКОЛУ.
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
35. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года(последовательность, месяцы, основные
приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах
года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их
повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и
перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные
геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать
прослушанный или прочитанный рассказ, составить,
придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
419. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты,
круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру
предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить
вертикальные и горизонтальные линии, рисовать
геометрические фигуры, животных, людей, различные
предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно
закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры
предметов.
21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные
операции в пределах 10.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35
минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в
положении сидя.
После прочтения предлагается родителям оценить
готовность своего ребёнка к школе. На столах лежат
цветные жетоны(жёлтый – ребёнок полностью готов к школе,
зелёный –средний уровень готовности, чёрный – ребёнок
совсем не готов к обучению в школе).воспитатель фиксирует
ответы и знакомит родителей с результатами диагностики в
целом по группе.(См. приложение).Каждому из родителей
лично в руки выдаются результаты диагностики его ребёнка,
родители приглашаются на индивидуальную консультацию
по желанию.
Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении,
похвале со стороны взрослых, они стремятся быть
самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить
на первый взгляд безобидные стереотипы родительского
поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых
5написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми.
Попробуем предугадать, каким может быть внушающий
эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника,
какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать
такие стереотипы воспитания:
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное,
будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги,
неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь
отличником!» (крах родительских надежд может стать
источником детских страданий, потери уверенности в
родительской любви, а значит уверенности в себе.)
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не
приходилось!» (родителям кажется, что их собственное
самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой
непосильный психологический груз приводит ребёнка к
неврозу.)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а
вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед
ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь
заведомого обмана.)
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!»
(У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания
могут возникнуть враждебные чувства к родителям,
развиваться комплекс неполноценности т др.)
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за
плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе
хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый
маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно,
чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную
деятельность и сам процесс обучения становился для него
потребностью.
6Очень важны такие черты характера, как
ответственность, способность преодолевать трудности,
умение подчиняться общим правилам, считаться с
интересами других. Родителям нужно развивать мышление,
восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с
дошкольником, выполняя с ним простейшие задания,
взрослые в процессе выполнения упражнений развивают
запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в
игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более
сложному».Родители должны помнить одну простую истину:
образование может сделать ребёнка умным, но счастливым
делает его только душевное общение с близкими и
любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую
обстановку, которая не только подготовит ребёнка к
успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место
среди первоклассников, чувствовать себя в школе
комфортно.
Подведение итогов родительского собрания. Каждый
участник родительского собрания получает карточку, в
которую вписывает совет психологу, воспитателю, другим
участникам собрания. Советы можно давать в
юмористической или афористической форме. В конце встречи
можно предложить несколько советов родителям будущих
первоклассников:
Помогите своему ребёнку овладеть информацией,
которая позволит ему не растеряться в обществе.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
7 Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение
общения с ребёнком.
Ознакомить родителей домашними играми для подготовки
ребёнка к школе. Например: «Наши с мамой секретные
языки», «Синонимы – антонимы», кроссворды, загадки, «что
лишнее» и т. д.
Для этого можно воспользоваться книгами:
Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая
психология для родителей или что я могу узнать о своём
ребенке. М., 1997.
Виноградова Н., Журова Л.Готов ли ваш ребёнок к школе?
Советы педагога и психолога. Книга для родителей Под
редакцией А.Г .Хрипковой. М.,1992.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
8