Сценарий родительского собрания
«Стили родительского воспитания»
Основные цели:
мотивировать родителей к осознанию необходимости повышения уровня психологопедагогической
компетентности в вопросах воспитания детей.
сформировать у родителей представление об основных стилях воспитания в семье и их
особенностях;
Форма проведения: семинар с элементами тренинга
Раздаточный материал:
схемы разных стилей воспитания с их описанием (на каждую группу) (Р 1);
карточки с ситуациями, описывающими разные стили воспитания (Р – 2)
карточки с заданиями для самостоятельной работы (Р – 3);
карточки с тестом «Стили родительского воспитания» (Р – 4);
чистый листок (Р – 5).
Ход собрания:
1. Мотивация к деятельности.
Сегодня как всегда мы поговорим о наших детях. А тему нашего разговора нам поможет определить
притча, притча о виноградной лозе (слайд 2).
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать своё дитя: в
строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвёл к виноградной лозе:
Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь её обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь
отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не
дождёшься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь
заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты тоже не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумном сочетании того и другого удаётся вырастить изумительные плоды и вкусить
их сладость!
О чём эта притча? (О воспитании, о том, как важно найти «золотую середину» в воспитании
ребёнка).
А вы придерживаетесь определённых правил в воспитании детей? (…).
Вы хотите больше узнать о том, какие методы, приёмы целесообразнее применять? (…).
Я думаю, что сегодня вы решите для себя вопрос о нужности определённого стиля воспитания.
Всем желаю успехов и хорошего рабочего настроения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1) Актуализация знаний родителей о понятии «воспитание», «стили воспитания», приёмах и методах
воспитания.
Мы уже не раз с вами говорили о воспитании. Но давайте вначале уточним, что означает воспитание.
(Родители высказываются)
В широком социальном смысле, воспитание это передача накопленного опыта (знаний, умений,
способов мышления, нравственных, этических и правовых норм) от старших поколений к младшим.
Перед вами несколько высказываний известных людей о воспитании (слайд 3). Все они очень разные. Чем же они отличаются? (Великие люди говорят о разных правилах
воспитания, о последствиях того или иного стиля воспитания).
Разобрать смысл каждого высказывания, выслушать отношение родителей к мнению известных
людей. По ходу обсуждения можно задать следующие вопросы:
Вы часто хвалите своих детей?
А зачем хвалить ребёнка и когда это нужно делать?
А наказания используете, какие?
Вы всегда выполняете угрозы или обещания?
Вы приучаете ребёнка к самостоятельности?
Как вы думаете, вы правильно воспитываете своих детей?
Если мы вспомним притчу о виноградной лозе, то в ней говорится о необходимости разумного
сочетания строгости и ласки в воспитании.
Давайте обратимся к словарю и узнаем, а что такое «стиль воспитания» (слайд 4).
Теперь немного обобщим всё то, о чём мы сейчас говорили. (…)
2) Пробное действие
А сейчас я вам предлагаю пробное задание. В нём обязательно будет что – то новое для вас. И
каждый из вас должен попробовать сделать его сам (слайд 5).
Попробуйте определить, какой из стилей воспитания самый эффективный. Запишите название этого
стиля на своих листочках. (Даётся 30 секунд на выполнение)
Поднимите руку те, у кого нет ответа.
Что вы не смогли сделать? (Не смогли записать название самого эффективного стиля воспитания)
Давайте послушаем тех, кто записал. (Вероятно, ответы будут разные)
Видите, у каждого из вас свой вариант ответа. А нам надо найти общий ответ на этот вопрос.
Кто – то из вас уверен в своём ответе? (…)
3. Выявление причины затруднения.
Когда чтото не получается, надо остановиться и подумать (анимация).
Какое задание выполняли? (Мы должны были определить, какой стиль воспитания самый
эффективный)
Почему же возникли трудности с выполнением этого задания? Чего вы не знаете? (Мы не знаем,
какие бывают стили воспитания и какой из них самый эффективный)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какова же цель нашей встречи? (Узнать, какие стили воспитания различают и в чём особенности
каждого стиля (слайд 6))
Итак, уточняем нашу тему: «Стили родительского воспитания» (слайд 7).
Наши дети сами открывают новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ
на вопрос «Каковы стили воспитания в семье?»
Я предлагаю вам следующий план выхода из затруднения (слайд 8).
Работать будете в группах. Я предлагаю вам вспомнить основные правила работы в группах,
которые хорошо знают наши дети и которыми они пользуются на уроках (слайд 9).
Каждая группа получит описание ситуации, которую она соотнесёт с конкретным стилем
воспитания. Описание особенностей каждого стиля перед вами на карточкахсхемах. На работу 3
минуты.
5. Реализация проекта. Поработав в группах, ответственные от каждой группы зачитывают ситуацию и соотносят её
с определённым стилем воспитания, прочитав его характеристику.
В результате на доске появляются схемы стилей воспитания, их характеристика, на экране
последствия каждого стиля воспитания (слайды 10 13).
Какой же стиль воспитания самый эффективный? (Авторитетный)
Почему? (…)
Могут ли отец и мать иметь разные стили воспитания? (Такое бывает)
Каковы последствия? (…)
Итак, мы достигли цели нашего занятия? (Да, достигли. Теперь мы знаем, какие существуют стили
родительского воспитания и в чём их особенности).
Дети на уроках после данного этапа тренируются в применении нового знания. Предлагаю этот шаг
отработать и вам.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Сейчас вы продолжите работать в группах. Я предлагаю вам упражнение, которое называется
«Скульптура» (слайд 14). Задача каждой группы – создать скульптуру определённого стиля
воспитания в семье. Материал для скульптуры вы сами. В создании скульптуры могут участвовать
как все члены группы, так и отдельные члены вашей команды. Другие группы должны определить,
какой стиль был продемонстрирован и объяснить свой ответ.
Я предлагаю ответственным из групп вытянуть карточку со стилем воспитания, скульптуру
которого вам предстоит показать. На подготовку – 2 минуты.
Родители каждой группы демонстрируют созданные ими
комментируют созданный продукт деятельности.
скульптуры, остальные
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
А сейчас пришло время поработать самостоятельно.
Выполните задания на карточках.
Проверьте свои ответы по образцу (слайд 15).
Если ответ совпал с образцом, поставьте рядом +, если не совпал ?
У кого всё правильно?
Кто ошибся? В чём ошибка?
8. Включение в систему знаний и повторение.
В качестве повторения я предлагаю вам поработать над тестом, и определить на какой стиль
воспитания ориентируетесь вы (Р 4).
Выберите из четырех вариантов ответов на вопросы наиболее для вас предпочтительный.
Обработать тест вам поможет таблица (слайд 16).
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из
типов родительского поведения.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый
стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какаято одна категория, то речь, вероятно, идёт о
противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей
диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всётаки хотите видеть
своего ребёнка, также и самого себя как родителя. Надеюсь, что результаты теста помогут вам скорректировать ваш стиль семейного воспитания.
9. Рефлексия деятельности.
Какую цель вы ставили перед собой сегодня ? (...)
Вам удалось достичь цели? (Да.)
А теперь выскажите своё мнение по итогам нашей работы.
Родители по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, записанной на
доске (слайд 17):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Спасибо вам за активную работу, наша встреча была не только полезной, но и интересной. И
закончить нашу встречу мне хотелось бы словами великого персидского поэта Саади: «Покинут
счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь
один огонь исправит» (слайд 18).
Счастье ваших детей в ваших руках. Успехов вам в воспитании, мира и взаимопонимания в семье!
Родительское собрание "Стили воспитания в семье"
Родительское собрание "Стили воспитания в семье"
Родительское собрание "Стили воспитания в семье"
Родительское собрание "Стили воспитания в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.