Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"
Оценка 4.9

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
классное руководство
5 кл
01.04.2017
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"
Родительское собрание проводится с родителями обучающихся 5 классов в начале учебного года как в форме общешкольного, так и классного. Тема не теряет актуальности из года в год, так как переход к обучению в среднем звене связан еще и с началом переходного возраста.
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы.doc
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход  учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как  пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача  — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем  оказать ребятам.  Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.  Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы. Родители считают детей этого возраста трудными, "неслухами", педагоги и психологи  называют этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские  наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования  подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов  развития.  Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от  детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности  гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого  стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции.  Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии  сердечно­сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр  кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным  расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях,  сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у  мальчиков — в 13—15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего  организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная  возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития  подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не  следует. Анатомо­физиологические изменения организма — "природа" подростка  сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно­ историческими условиями жизни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать  условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому  максимум усилий, можем. Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно.  Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает  дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во  взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих.  Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов,  активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к  самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного  материала и его механическое воспроизведение. Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство  личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в  результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во  взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и  желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.  Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на  взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за "детскостью"  скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители,— "взрослость". Главным  в личности подростка является возникшее и все более и более утверждающееся чувство,  что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом  человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей. Конечно, "чувство взрослости" ­ это скорее стремление быть взрослым и внутреннее  отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая "взрослость". И отношение  взрослых к подростку зачастую остается прежним: "Мал еще, чтобы указывать". Такое  отношение часто приводит к драматическим конфликтам между родителями и  подростками. Конечно, трудно родителям видеть, как их дочка, подражая моде, надевает  на себя несуразные платья, подкрашивает глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того,  чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться  относиться к своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов  является несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением  подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень  самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям  к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют  систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят  среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных  основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе. В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации  к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле —  приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический  и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся­  так  как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной  действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними  (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению  в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю  одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в  средней школе": 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение  программного материала. 2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. 3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и  одноклассниками. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин:  недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми  людьми.    Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов. • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда  уже поздно исправлять двойку на тройку. • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку  выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам  правду. • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите  поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с  проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько  школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве. Перед собранием проводится анкетирование: Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по  следующей шкале: 4­ совершенно согласен, 3­ согласен, 2­ трудно сказать, 1­ не согласен, 0­ совершенно не  согласен 1. Я иду в школу с радостью 2. В школе у меня обычно хорошее настроение 3. У нас учителя хорошие 4. У меня есть любимые школьные предметы 5. Я привык к новым учителям 6. В начальной школе было лучше 7. На летних каникулах я скучал по школе 8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?) Анкета для учителей 1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)? 2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс? 3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету? 4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету? 5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников? 6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017