Родительское собрание «Воспитание в труде»
Цель: оценить степень организации труда в семьях учащихся; • расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться; • сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье; • познакомить с опытом трудового воспитания в семьях; • получить информацию о возможностях родителей в организации трудовых дел в классе |
|
||||
Форма проведения: собрание – практикум |
|||||
Вопросы для обсуждения: Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие? Охотно ли он их выполняет? Приходиться ли вам повторять просьбу? Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему? Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому? Есть ли у вас в семье общие трудовые дела? |
|||||
Ожидаемый результат: 1. Определить детям постоянные обязанности, которые им будут по силам. 2. Не платить детям деньги за выполненную работу. 3. Не забывать хвалить или благодарить детей, если поручение выполнено хорошо. 4. Не наказывать детей за невыполненные задания. |
|||||
Тема |
Содержание |
Действия учителя и родителей |
Время |
||
Воспитание в труде |
Организационный момент |
Приветствие, ознакомление с целью и задачами родительского собрания. |
1 мин |
||
Беседа «Воспитание в труде» |
Тема нашего собрания «Воспитание в труде». Выбрана она не случайно. Труд – основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе. Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания ее благополучия. Первое, о чем в особенности должны помнить родители, – это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в тру- |
3 мин
|
|
|||||
|
|
|
довой жизни. Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Научить творческому труду – особая задача воспитателя. Третье: в труде воспитываются нравственные качества – ответственность, взаимопомощь. Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет не только значение общественно- производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную долю их свободного времени занимает выполнение школьных домашних заданий. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо, без хныканья выполнять работы неприятные. Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. |
|
|
|
Педагогический практикум для родителей
|
Давайте попробуем составить Примерный перечень домашних обязанностей. (Каждая семья может скорректировать этот список в зависимости от условий и в соответствии с возрастом детей.) 1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире. 2. Вытирать пыль. 3. Накрывать на стол перед обедом. 4. Следить за солонками и горчични- |
5 мин |
|
Работа в группах |
цами. 5. Следить за письменным столом. 6. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и содержать книги в порядке. 7. Складывать газеты и журналы в определенном месте. 8. Кормить и ухаживать за домашними животными. 9. Производить полную уборку в своей комнате. 10. Следить за своей одеждой, пришивать пуговицы, вешалки. 11. Отвечать за порядок в шкафу на кухне. 12. Помогать матери или сестре по хозяйству. Задания. 1. Обосновать мнение. «Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками». 2. Хорошо или плохо говорить детям: «Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино». «Сходи в магазин – получишь на мороженое». Вывод: Реальная награда служит сильно действующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальней- |
|
|
|
шем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности. 3. Ситуации. Разрешение некоторых ситуаций. Каждая семья получает по одной ситуации. Вы подумайте и разрешите их. Ситуация 1. Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует. Ситуация 2. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовые повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом. Ситуация 3. Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками, он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына изза стола, лишив его ужина. Родители |
|
|
|
ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант решения проблемы. Ситуация 4. Мать и отец приходят с работы. В раковине гора – невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Дети демонстративно затыкают уши. Мать идет на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы. Каждая семья обсуждает свою ситуацию и выдвигает свою точку зрения. Потом обсуждается всеми. 4. Вспомните пословицу о труде. Дерево ценят по плодам, а человека – по делам. Маленькое дело лучше большого безделья. Труд человека кормит, а лень – портит. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда! |
|
|
Рефлексия |
Примерные выводы: ü Будьте последовательны в своих требованиях. ü Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей. ü Не скупитесь на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо трудился. ü Не прибегайте к наказанию трудом. ü Учите ребенка ценить и свой и чужой труд. ü Воспитывайте у детей уважение к любому труду. ü Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, – это трудолюбие". |
1 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.