Родителям об аутизме. Консультация для родителей.
Оценка 5

Родителям об аутизме. Консультация для родителей.

Оценка 5
docx
05.04.2024
Родителям об аутизме. Консультация для родителей.
Консультация для родителей. Родителям об аутизме..docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                               «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

 

 

 

Консультация для родителей

 

 

 

"Родителям об 
АУТИЗМЕ"

 

 

Подготовила педагог-психолог Макушина Ю.Н.

 

 

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися монотипными действиями.

 

Термин «аутизм» (autismus) появился в начале XX века, но и сегодня учеными до конца не изучена эта патология психического развития. Аутизм, расстройства аутистического спектра находятся в перечне Международной классификации болезней (МКБ-10). Первые проявления расстройства могут, отмечаются уже в младенческом или раннем детском возрасте. Выраженные в разной степени нарушения аутистического спектра у ребенка, могут сопровождаться нарушениями речи и интеллектуального развития. Чаще аутизм диагностируется у мальчиков. Заболевание является неизлечимым. Особенности поведения и социального взаимодействия человека сохраняются на протяжении всей жизни. Психолого-педагогическая коррекция и сопровождение человека, с нарушением аутистического спектра,  на протяжении всей жизни, помогает достаточно успешно адаптироваться и социализироваться в обществе. 

Причины возникновения аутизма и аутистических расстройств

Значительную роль в причинах возникновения аутизма ученые и врачи отдают генетическому фактору. Но так, же выделяют и ряд других причин:

*    Наследственность. Риск рождения аутичного ребёнка выше в тех семьях, где уже есть дети с этим заболеванием.

*    Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности (ветряная оспа, краснуха, герпес).

*    Сопутствующие врождённые патологии. Часто аутизм сопровождается такими врожденными заболеваниями как ДЦП или туберозный склероз.

*    Гипоксия плода (патологическое состояние плода, возникающее в следствии кислородного дефицита).

*    Нарушения метаболизма у матери: ожирение, диабет, гипертензия. Подобные патологии сильно влияют на формирование мозга плода, потенциально снижая его интеллектуальные способности.

*    Хромосомные аномалии (гемофилия, синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром Тернера, синдром Прадера-Вилли).

*    Экология, интоксикация организма медикаментами, химическими веществами во время беременности.

 

 

 

 

 

 

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10)  «Общие расстройства психологического развития (F84) –это группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий.

Виды расстройств:

*    Ранний детский аутизм (F84.0)

*    Атипичный аутизм (F84.1)

*    Синдром Ретта (F84.2)

*    Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3)

*    Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4)

*    Синдром Аспергера (F84.5)

Аутизм отличается от расстройства аутистического спектра (РАС) тем, что РАС — это разные виды нарушений психического и психологического развития, для которых характерны выраженный дефицит эмоциональных реакций и проявлений, а также трудности в общении с людьми. Под «аутизмом» понимают чаще всего именно синдром Каннера, так как аутизм обычно возникает именно в младенчестве или в раннем детстве.

Признаки аутизма у детей грудного возраста

 

Обычно нарушения появляются в возрасте от 6 до 10 месяцев и очень схожи с отставанием в развитии:

- ребенок не пытается ползать, часто раскачивается на коленях и локтях;

- не проявляет никакого интереса к игрушкам;

- не реагирует на звук погремушки, но, плачет, когда слышит незнакомые звуки;

- не выделяет близких, не просится на руки, может фиксировать свой взгляд на лице взрослых, но нет контакта «глаза в глаза»;

- часто плачет беспричинно.

 

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера  – всегда врожденное заболевание, а не приобретенное. Проявляется до 3 лет и проявляется:

*    задержками или аномалиями развития

*    нарушениями социального взаимодействия и общения

*    стереотипным или монотонным поведением

 

 

 

Особенности поведения детей при РДА:

- дети могут не откликаться на своё имя,

- не умеют использовать жесты для общения,

- не смотрят в глаза,

- наблюдаются однообразные повторяющиеся движения или стимы (раскачивание, размахивание руками и так далее)

- не умеют играть в социальные игры,

- не умеют поддерживать простой диалог.

- не понимают социальных норм,

- не знают, как вести себя в группе,

- не умеют распознавать эмоции других людей,

- могут не проявлять интереса к людям вообще и вести себя отстраненно

- выражена несформированность указательного жеста, жестов согласия и отрицания,

- может наблюдаться «эхолалия» — многократное повторение услышанных фраз,

- может наблюдаться вокализация: долгое пропевание гласных, внезапные вскрики;

- дети не могут имитировать действия окружающих.

- могут проявлять пристрастие к определенным вещам,

- могут сильно реагировать на изменения окружающей обстановки.

 

 

Нужно помнить, что без триады основных признаков диагноз раннего детского аутизма (РДА) установить нельзя.

 

 

Атипичный аутизм — совсем другое состояние. Развивается оно после 3 лет и проявляется в первую очередь задержкой умственного развития. Триада, характерная для детского аутизма, здесь отсутствует или выражены один, два признака, а остальные могут и не наблюдаться.

Особенности поведения детей и подростков при атипичном аутизме:

- Нарушение способности к социальному контакту. Ребенок, либо способен поддерживать разговор, но не начинает его первым, либо вообще не идет на контакт. Настойчивость в установлении контакта может привести к истерике.

- Утрачивается восприятие переносного значения у слов. Мышление является конкретным.

- Утрачивается выражение эмоции. Ребенок становиться  безэмоциональным, не способным к эмпатии.

- Возникает страх любых перемен.

- Появляются повторяющиеся нецеленаправленные действия, ритуалы.

- Становится заметным сенсорные ощущения: слуховые, вкусовые, тактильные.

 

 

 

Синдром Аспергера – характеризуется серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченными интересами и занятиями. 

 

Выраженные признаки:

- дети не способны к диалогу, не слышат собеседника (качественное нарушение коммуникации)

- безэмоциональны в отношении окружающих людей и жизненных ситуаций, не способным к эмпатии

- сохранено когнитивное развитие и речь

- предлагают много разных идей нелепого содержания, напоминающие шизоидные расстройства

- ярко выражены специфические интересы и стереотипное поведение

- наблюдаются психопатоподобные симптомы

 

 

Возможно, ли полностью вылечиться от аутизма?

 

Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии, возможно, снизить выраженность его симптомов.

Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и детским психологом.  Поэтому крайне важна ранняя диагностика, комплексная оценка состояния здоровья ребенка и подбор наиболее эффективной терапии и различных реабилитационных меропреятий.

 

Чем могут помочь родители аутичному ребенку?

Родители должны помнить, что самое важное для ребенка с аутизмом, это социальная интеграция и адаптация его в общество. Помочь ребенку интегрироваться в общество помогут следующие методы:

*    Обучение общению. Важно учить ребенка как вербальному, так и невербальному общению. Учить ребенка отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение можно строить при помощи карточек.

*    Расширять словарный запас ребенка. Рассматривать книги, играть в познавательные игры.

*    Обучать ребенка навыкам самообслуживания, элементарным бытовым навыкам (помыть тарелку, закинуть белье в стиральную машину, разогреть еду в микроволновке, позвонить по телефону маме и т.д.)

*    Оздоровительные процедуры. Лучше всего выбрать физическую активность, которая предусматривает монотонную деятельность (плавание, лыжи).

Советы психолога родителям

*    Принять ребенка таким, какой он есть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем легче им будет им управлять. Поэтому при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам;

*    Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу;

*    Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Дети аутисты очень любят животных. Научит ребенка ухаживать за питомцем;

*    Соблюдать режим дня. Детям с аутизмом нужен четкий алгоритм действий и последовательность событий. Нарушение определенного порядка может вызвать стрессовую ситуацию у ребенка.

*    Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться внести что-то свое, это может ухудшить ситуацию;

*    Не нарушать личное пространство малыша, периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;

*    Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе;

*    Расширять круг общения ребенка. Не ограничивать его в проживании и познании новых ситуаций. Одиночество может только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;

*    Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду.


 

*    Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Термин «аутизм» (autismus) появился в начале

Термин «аутизм» (autismus) появился в начале

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) «О бщие расстройства психологического развития (F84) –это г руппа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а…

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) «О бщие расстройства психологического развития (F84) –это г руппа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а…

Особенности поведения детей при

Особенности поведения детей при

Синдром Аспергера – характеризуется серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченными интересами и занятиями

Синдром Аспергера – характеризуется серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченными интересами и занятиями

Советы психолога родителям

Советы психолога родителям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024