Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Консультация для родителей
Подготовила педагог-психолог Макушина Ю.Н.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися монотипными действиями.
Термин «аутизм» (autismus) появился в начале XX века, но и сегодня учеными до конца не изучена эта патология психического развития. Аутизм, расстройства аутистического спектра находятся в перечне Международной классификации болезней (МКБ-10). Первые проявления расстройства могут, отмечаются уже в младенческом или раннем детском возрасте. Выраженные в разной степени нарушения аутистического спектра у ребенка, могут сопровождаться нарушениями речи и интеллектуального развития. Чаще аутизм диагностируется у мальчиков. Заболевание является неизлечимым. Особенности поведения и социального взаимодействия человека сохраняются на протяжении всей жизни. Психолого-педагогическая коррекция и сопровождение человека, с нарушением аутистического спектра, на протяжении всей жизни, помогает достаточно успешно адаптироваться и социализироваться в обществе.
Причины возникновения аутизма и аутистических расстройств
Значительную роль в причинах возникновения аутизма ученые и врачи отдают генетическому фактору. Но так, же выделяют и ряд других причин:
Наследственность. Риск рождения аутичного ребёнка выше в тех семьях, где уже есть дети с этим заболеванием.
Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности (ветряная оспа, краснуха, герпес).
Сопутствующие врождённые патологии. Часто аутизм сопровождается такими врожденными заболеваниями как ДЦП или туберозный склероз.
Гипоксия плода (патологическое состояние плода, возникающее в следствии кислородного дефицита).
Нарушения метаболизма у матери: ожирение, диабет, гипертензия. Подобные патологии сильно влияют на формирование мозга плода, потенциально снижая его интеллектуальные способности.
Хромосомные аномалии (гемофилия, синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром Тернера, синдром Прадера-Вилли).
Экология, интоксикация организма медикаментами, химическими веществами во время беременности.
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) «Общие расстройства психологического развития (F84) –это группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий.
Виды расстройств:
Ранний детский аутизм (F84.0)
Атипичный аутизм (F84.1)
Синдром Ретта (F84.2)
Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3)
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4)
Синдром Аспергера (F84.5)
Аутизм отличается от расстройства аутистического спектра (РАС) тем, что РАС — это разные виды нарушений психического и психологического развития, для которых характерны выраженный дефицит эмоциональных реакций и проявлений, а также трудности в общении с людьми. Под «аутизмом» понимают чаще всего именно синдром Каннера, так как аутизм обычно возникает именно в младенчестве или в раннем детстве.
Признаки аутизма у детей грудного возраста
Обычно нарушения появляются в возрасте от 6 до 10 месяцев и очень схожи с отставанием в развитии:
- ребенок не пытается ползать, часто раскачивается на коленях и локтях;
- не проявляет никакого интереса к игрушкам;
- не реагирует на звук погремушки, но, плачет, когда слышит незнакомые звуки;
- не выделяет близких, не просится на руки, может фиксировать свой взгляд на лице взрослых, но нет контакта «глаза в глаза»;
- часто плачет беспричинно.
Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера – всегда врожденное заболевание, а не приобретенное. Проявляется до 3 лет и проявляется:
задержками или аномалиями развития
нарушениями социального взаимодействия и общения
стереотипным или монотонным поведением
Особенности
поведения детей при РДА:
- дети могут не откликаться на своё имя,
- не умеют использовать жесты для общения,
- не смотрят в глаза,
- наблюдаются однообразные повторяющиеся движения или стимы (раскачивание, размахивание руками и так далее)
- не умеют играть в социальные игры,
- не умеют поддерживать простой диалог.
- не понимают социальных норм,
- не знают, как вести себя в группе,
- не умеют распознавать эмоции других людей,
- могут не проявлять интереса к людям вообще и вести себя отстраненно
- выражена несформированность указательного жеста, жестов согласия и отрицания,
- может наблюдаться «эхолалия» — многократное повторение услышанных фраз,
- может наблюдаться вокализация: долгое пропевание гласных, внезапные вскрики;
- дети не могут имитировать действия окружающих.
- могут проявлять пристрастие к определенным вещам,
- могут сильно реагировать на изменения окружающей обстановки.
Нужно помнить, что без триады основных признаков диагноз раннего детского аутизма (РДА) установить нельзя.
Атипичный аутизм — совсем другое состояние. Развивается оно после 3 лет и проявляется в первую очередь задержкой умственного развития. Триада, характерная для детского аутизма, здесь отсутствует или выражены один, два признака, а остальные могут и не наблюдаться.
Особенности поведения детей и подростков при атипичном аутизме:
- Нарушение способности к социальному контакту. Ребенок, либо способен поддерживать разговор, но не начинает его первым, либо вообще не идет на контакт. Настойчивость в установлении контакта может привести к истерике.
- Утрачивается восприятие переносного значения у слов. Мышление является конкретным.
- Утрачивается выражение эмоции. Ребенок становиться безэмоциональным, не способным к эмпатии.
- Возникает страх любых перемен.
- Появляются повторяющиеся нецеленаправленные действия, ритуалы.
- Становится заметным сенсорные ощущения: слуховые, вкусовые, тактильные.
Синдром Аспергера – характеризуется серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченными интересами и занятиями.
Выраженные признаки:
- дети не способны к диалогу, не слышат собеседника (качественное нарушение коммуникации)
- безэмоциональны в отношении окружающих людей и жизненных ситуаций, не способным к эмпатии
- сохранено когнитивное развитие и речь
- предлагают много разных идей нелепого содержания, напоминающие шизоидные расстройства
- ярко выражены специфические интересы и стереотипное поведение
- наблюдаются психопатоподобные симптомы
Возможно, ли полностью вылечиться от аутизма?
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии, возможно, снизить выраженность его симптомов.
Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и детским психологом. Поэтому крайне важна ранняя диагностика, комплексная оценка состояния здоровья ребенка и подбор наиболее эффективной терапии и различных реабилитационных меропреятий.
Чем могут помочь родители аутичному ребенку?
Родители должны помнить, что самое важное для ребенка с аутизмом, это социальная интеграция и адаптация его в общество. Помочь ребенку интегрироваться в общество помогут следующие методы:
Обучение общению. Важно учить ребенка как вербальному, так и невербальному общению. Учить ребенка отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение можно строить при помощи карточек.
Расширять словарный запас ребенка. Рассматривать книги, играть в познавательные игры.
Обучать ребенка навыкам самообслуживания, элементарным бытовым навыкам (помыть тарелку, закинуть белье в стиральную машину, разогреть еду в микроволновке, позвонить по телефону маме и т.д.)
Оздоровительные процедуры. Лучше всего выбрать физическую активность, которая предусматривает монотонную деятельность (плавание, лыжи).
Советы психолога родителям
Принять ребенка таким, какой он есть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем легче им будет им управлять. Поэтому при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам;
Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу;
Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Дети аутисты очень любят животных. Научит ребенка ухаживать за питомцем;
Соблюдать режим дня. Детям с аутизмом нужен четкий алгоритм действий и последовательность событий. Нарушение определенного порядка может вызвать стрессовую ситуацию у ребенка.
Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться внести что-то свое, это может ухудшить ситуацию;
Не нарушать личное пространство малыша, периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;
Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе;
Расширять круг общения ребенка. Не ограничивать его в проживании и познании новых ситуаций. Одиночество может только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;
Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.