Родные Метели- частица Башкортостана

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок родного чтения с применением материалов краеведческого характера.
Иконка файла материала урок лит. чтения на родном языке 2 класс.docx

                                                          Урок  литературного  чтения на   родном  языке.

                                                    Тема урока: «Родные  Метели- частица Башкортостана»

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний

Разработала и провела: Булыгина Нина Павловна, учитель начальных  классов 

МБОУ СОШ с.Метели  Дуванского  района  РБ

Цель урока: познакомить с  некоторыми  сведениями  из  истории  Башкортостана, с  отрывком стихотворения  башкирского  поэта Мустая  Карима  и  со стихами  поэтов  своего  села.

Задачи:

- способствовать развитию умения выразительного  чтения  стихов  целыми  словами;

- воспитывать у учащихся любовь  к  родному  краю, гордость  за  свою  республику.

Формируемые УУД.

                                            Предметные:

- повторить отличие  прозы  от  стихотворных  форм;

                                          Метапредметные:

Познавательные УУД:

-  слушать учителя для приобретения, уточнения  сведений;

- делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения;

- высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения;

- строить небольшие устные  высказывания.

Регулятивные УУД:

- коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;

- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

                                     Личностные:

- прививать   читательский интерес;

- прививать  осознание ребёнком, что он является  частью  своего  села, своей  республики, своей  родины.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организацион-ный этап.

Информационно – коммуникационная технология.

Презентация

Слайд  №1.

Стих:

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли!

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Улыбнитесь, соберитесь

И тихонечко садитесь!

 

Дети здороваются,

Садятся  на  место.

2.Самоопределе-ние   к   деятель-

ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  №2.

- Какой  урок  у  нас  сейчас?

- От  какого  слова  образовалось  понятие  «родной  язык»?

( Род, родина.)

 

- Как  вы  думаете, о  чём  мы  сегодня  будем  говорить  на  уроке?

Это  наша  цель.

Цель: Поговорим  о  нашей  родине.

- Но  ведь  у  нас  урок  литературного  чтения, значит  мы  будем  не  только  говорить, но  и  читать,  что?

( Прозу  и  стихи.)

 

- Чем  отличаются  стихи  от  прозы?

 ( Проза  записывается  сплошным  текстом  по  абзацам, а   стихотворения  записаны  как  будто  в  столбик, по  строфам ( двустишия, четверостишия...), в  стихах  есть  рифма – созвучное  звучание  конечных  слов  в  строчках.) Стихи  даже  можно  петь. А читать их  нужно  с  чувством - выразительно.

Задачи:1) научиться  читать  стихи  целыми  словами;

              2) передать  всю  нашу  любовь к  родине  в  стихах.

Устно  дети отвечают.

 

 

Высказывают  свои  предположения.

 

 

 

 

 

 

Пытаются  своими  словами перечислить  отличие  стихов  от  прозы.

 

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4.

 

 

 

 

 

 

 

Технология    сотрудничества.

- Вспомним  материал  окружающего  мира  и  выполним  в парах  работу «Соедини»  на  листочках.

            

                                               Соедини:

         Наша  страна                                               Месягутово

         Столица  нашей  страны                            Уфа

         Наша  Республика                                       Москва

         Столица  Республики                                  Россия

         Наш  район                                                   Метели

         Районный  центр                                         Дуванский

         Наше  село                                                   Башкортостан

 

                                               Проверка

- Ребята, скажите  как  называется  наша  страна?

-Назовите  столицу  России.

-А в  какой республике  мы  живём?

-Столица  Башкортостана…

- В каком районе  мы  живём?

- Кто назовёт районный  центр…

-А  как  называется  наше  село?

  Оценивание  смайликами: всё  верно – зелёный  улыбающийся

                                                   1-2 ошибки- жёлтый спокойный

                                                   3 и более- красный  грустный

    Нынче  исполнилось  ровно  100  лет  со  дня  образования  Башкирской  АССР , сейчас  мы  называем  Республикой  Башкортостан. Но  вместе  с  Россией  наши  предки  живут  уже  более  450  лет. Просто  100  лет  назад  республика  получила  больше  самостоятельности –автономию.

   Наша  республика  богата  лесами, реками, полезными  ископаемыми  и  конечно  добрыми  людьми.

   Давайте  посмотрим  на  картины  башкирской  природы, какие  чувства  вы  испытываете?

- Может  ли  такая  природа  оставить  нас  равнодушными?

- Как  выражают  свои  чувства  художники?

( рисуют картины, пейзажи…)

- Как  выражают  свои  чувства  музыканты, композиторы?

( сочиняют   красивые  мелодии  для  песен…)

- А  как  это  выражают  поэты?

(сочиняют  стихи , на  которые  даже  пишут  песни)

 

 

 

В  парах  выполняют работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр  слайдов.

 

Ответы  детей.

 

4. Совместное «открытие» новых   знаний.

 

Слайд №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6.

 

 

 

 

   

- Начнём  с  известного  башкирского  поэта  Мустая  Карима, которому  скоро  исполнилось  бы  100  лет, хотя  его  уже  14  лет  нет  с  нами, но  стихи  его  живут. Мустай Карим написал очень много сказок, рассказов, повестей, поэм, стихов, пьес для детей и взрослых и был награжден орденом и высоким званием  «Народный поэт Республики Башкортостан»

 

Знакомство  с  отрывком  стихотворения  « О берёзовом  листе»

- Скажите,  не  читая, как  вы  думаете, о  чём  будет  это  стихотворение?

 

Читают  самостоятельно  на  листочках.

 

Взгляни на глобус:

Вот он - шар земной,

На нём Башкирия

С берёзовый листок величиной.

 

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Берёза же - великая Россия -

Так зелена, так высока!

 

Веками тот листок

Сорвать с берёзы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

 

Заморские далёкие ветра,

И заморозки

С самого утра.

 

Но зеленел листок

Среди ветвей,

Питаясь соком

Матери своей.

 

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

 

-Оправдались  ли  наши  предположения?

-Только  ли  о  берёзовом  листе  оно?               

-Что  сравнивал  поэт  с  берёзовым  листком? Действительно очертания Башкирии  сравнивают с  сердцем, с ладонью, а у Мустая  Карима  это берёзовый  листок.

( Такие  образные  сравнения  в  литературе  называют  МЕТАФОРА)

                         Выразительное  чтение учителем.

-Поняли  ли  вы  о  каких  ливнях  и морозах  говорил  автор?

( на  уроках  русского  языка  только-что  была  тема  про  прямое  и переносное  значение  слов)

 Оказывается, нашей Башкирии пришлось  много  испытаний  пережить: набеги  врагов, войны, голод… Но  республика  выстояла, живёт   и  процветает.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

 

Читают  про себя самостоятельно  по  листочкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

5. Первичная проверка понимания изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторное  чтение  с  комментированием  учителя  и  детей  по  четверостишиям.

- А  кого  вы  бы  назвали  матерью  этого  берёзового  листка, кто  предстаёт  перед  нами  в  образе  берёзы?

Итог: Россия  и  Башкортостан  вместе  живут  много  веков  в  дружбе и согласии. И от нас  зависит, чтобы  эта  дружба продолжалась.

Здоровьесберегающая  технология:

                                            Физкультминутка:

Мы березку посадили,          ( Выпрямиться.)

Мы водой ее полили,            (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла,              (Встать.)

К солнцу ветки подняла,       ( Руки вверх.)

А потом их наклонила,         (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила.            ( Поклоны головой.)

 

Берёзка в белом сарафане          ( Шаги на месте)
Весною водит хоровод               (Руки на поясе)
Звенит серёжками тихонько            (Повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости всё зовёт               (Ритмичные взмахи руками к себе.
)
Раскроет свои руки-ветки,                (Руки в стороны)
Опустит ветки-пальцы вниз             (Сводят руки к центру вниз.)

Подставит солнышку листочки       (Ритмичное покачивание рук над головой)
Чтоб лучик на ветвях повис.

Чтение  вслух.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Выполняют  движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

Учитель  читает  наизусть  отрывок  из  стихотворения  Б. Чухланцева «Малой  родине»

Есть  у  каждого  малая  родина:

Город, хутор, деревня, аул.-

Где  немало  дорог  нами  пройдено,

Где  ты  воздух  впервые  вдохнул.

Шум  ручья  и  у  речки  смородина.

 Гомон  птиц, что  хотят  улететь,

Это  есть  наша  малая  родина,

Та, что  нужно  любить  и  беречь…

 

-Что  мы  называем  малой  родиной?

 

  Наше  село  Метели  тоже  вырастило  своих  поэтов, которые  не  могут  быть равнодушны  и  выражают  свои  чувства  в  стихах.

 

(Заранее  подготовленные  дети  по  очереди  читают  стихи.)

   Первые  два  стихотворения  написала  Галина Васильевна Апрелкина        (бабушка  Леры  Апрелкиной  из  3  класса, работала в Метелинском  садике  поваром, сейчас  на  пенсии)

 

            Моё село.

У излучины чистого Ая

На границе дуванской земли

Наши предки село основали

И назвали его Метели.

 

Все здесь мило и дорого сердцу

И леса, и луга, и поля,

И гора, что стоит как царица

Посредине родного села.

 

Здесь природа щедра и богата,

Удивляет своей красотой,

Я любуюсь вечерним закатом

И рассветом над нашей рекой.

 

Здесь черемуха буйным цветеньем

По весне ароматом поит,

Соловьиная песнь, не смолкая,

О весне, о любви говорит.

 

Одаренных людей здесь немало-

Гармонистов, певуний не счесть,

Мы гордимся селом неустанно,

И спасибо за то, что ты есть.

 

Метели мне навеки родные-

Здесь родилась, училась, живу.

Если я уезжаю куда-то,

То в разлуке с тобою грущу.

 

Не зови ты меня за границу,

В города ты меня не мани,

Для меня всех дороже на свете

Это наше село- Метели.

                                            Я люблю тебя, село родное.

Я люблю тебя, село родное,

Дорогие сердцу Метели,

За твои леса, поля и горы,

За щедроты матушки-земли.

 

За дома и улицы родные,

За сады, цветущие весной,

За цветы и травы луговые,

За березы с нежною листвой.

 

За рассветы алые, закаты,

Шум лесов и неба синеву,

И горжусь, что на земле богатой

И в стране великой я живу.

 

Не могу тобой налюбоваться,

Скромное и тихое село,

И мечтаю, чтобы ты, как в сказке,

Как цветочек алый расцвело!

 

Чтобы молодежь не уезжала,

Из села в большие города,

Чтоб твоя земля не пустовала,

А благоухала и цвела.

 

Чтобы свадьбы на селе играли,

Чтоб детишек много родилось,

Чтоб работы здесь на всех хватало,

Чтоб в России лучше всех жилось!

 

-Понравились  ли  вам  стихи? Чем?

-Какие  чувства  хотела  передать  Галина  Васильевна?

- Мы  с вами  говорили, что  в каждом  произведении  автор  хочет  передать  главную  мысль, чему-то научить  нас.

- Что  главное  поняли  вы?

-Следующее  стихотворение  написала  Александра  Васильевна  Щелконогова ( она  работала  в  Метелинском  доме  престарелых)

 

  Уголочек  дуванской  земли.

Среди гор и лесов за туманами

На просторах уральской земли,

Где рассветы встают над полянами,

Деревенька стоит Метели.

 

И куда взор не кинь в голубой дали-

Травы в росах, просторы полей.

И нет краше тебя, край березовый,

Нет роднее моих Метелей.

 

Здесь пьянящая даль за околицей,

Хороводы кудрявых берез,

Зорька алая в Ае купается,

Небо синее, с россыпью звёзд.

 

Деревенька моя ненаглядная,

Ты прекрасна осенней порой.

А зимой, как невеста нарядная

Под своей белоснежной фатой.

 

Летом спеет в садочках смородина,

Петухи здесь поют до зари,

Нет на свете милей моей Родины,

Уголочка дуванской  земли.

 

- Каким  вам  показалось  это  стихотворении?

-Схоже  ли  оно  с  предыдущими? Чем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  человека  по  3-4  четверостишия  читают  стихи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

 

 

 

 

 

 

 

2  человека  читают  по 3 четверостишия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  детей.

7. Релаксация

Иногда  у  творческих  людей  стихи  ложатся  на  музыку  и  получается  песня. Вы  наверное, слышали  про  нашего  сельского композитора Евгения  Алексеевича  Багина.

Информационно – коммуникационная технология. Использование аудиозаписи.

Прослушивание  песни  «Речка  Ай», автора  Багина  Евгения  Алексеевича.

 

 

 

Можно  потанцевать, покружиться  под  музыку.

8. Рефлексия.

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой  вывод  вы  сделали  из  сегодняшнего  урока?

-Что  понравилось?

-Что  нет?

-Хотелось  ли  вам  самим  попробовать  сочинить  стихи?

-Оцените  своё  настроение  после  урока.

 

Оценки  за  урок – тем кто  читал  подготовленные  стихи  и  за  активные  ответы.

Домашнее  задание :

1        уровень: Выразительное чтение  отрывка  стихотворения  Мустая  Карима «О  берёзовом  листе»

2         уровень:  Рисунок   по впечатлениям  прослушанных  стихов.

3        уровень:  Попробовать свои  силы  в  сочинении  стихов

 

Учитель  наизусть  читает заключительное  стихотворение  (отрывок) Александры  Яковлевны  Каташевой  - открывшей  школьный  краеведческий  музей , в нашей  школе.

«Родина»

Если  очень  сильно  заметелится,

Если  сердцу  станет  тяжело,

Я  опять  приду  к  горам, да  ельникам

В  милое  далёкое  село….

 

А  когда  придут  снега  да  инеи,

Да  прольют  ненастные  дожди-

Всё  сумею  выстоять и вынести

И  сто  тысяч  бед  перенести.

 

Потому  что  есть  на  свете  главное –

Родина, с прозваньем  Метели,-

Тихая  заснеженная  гавань

На  краю  завьюженной  земли.

Устно  отвечают.

 

 

 

Показывают всё  те же смайлики.

 

 

 

Записывают в дневник.

 

 

 

                                                                Использованная  литература:

 

1.      «Земля  родная» сборник  стихов поэтов- дуванцев, редакция газеты «Дуванский  вестник», Месягутово, 2001 г.

2.      А. Каташева «Село  Метели» краеведческий  очерк , отпечатано в Дуванском  доме  печати, с.Месягутово, 2003 г.

3.      Из  архива  сельской  библиотеки  с.Метели  «Стихи  метелинцев»