Бакланова Галия Сафиевна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №81 «Мальвина»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРОЕКТ «Я И ФИНАНСЫ»
Аннотация. Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотное финансовое поведение. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.
Рассматриваемый в статье проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие дошкольниками нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; в нём обозначены цель и актуальность работы с детьми в процессе экономического воспитания.
Ключевые слова: финансовая грамотность дошкольников, игровая деятельность в ДОУ
Актуальность
Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна как никогда. Ещё в 2008 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», – где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны [2].
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети – это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать всё за него.
Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотное финансовое поведение. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.
Среди исследователей, психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы [3-6]. По мнению А.Д. Шатовой, «…все мы живем в мире экономики. Именно экономика обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, еда и одежда, даже обучение и развлечения, и многое другое стало возможным в результате этой деятельности» [7, 8].
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родителям и педагогам необходимо сформировать правильное представление о деньгах. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1] ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Рассматриваемый в статье материал разработан с учётом рекомендаций по реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [9] с целью создания благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, а также подготовки к жизни в современном обществе.
Паспорт проекта
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: 2 месяца.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, социальные партнеры.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) рекомендует активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.) [1].
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи; понимание материальной стороны окружающего пространства.
Постановка проблемы: отсутствие знаний по экономике у детей.
Гипотеза: Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. При грамотном руководстве дети быстро усвоят основы финансирования.
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта.
Образовательные:
• формировать первичные экономические представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
• научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
• показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности;
• сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.
• научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
Развивающие:
• развивать экономическое мышление;
• развивать память, воображение, речь, внимание;
• развивать наблюдательность; Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать трудолюбие, бережливость, экономность, ответственность;
• воспитывать уважительное отношение к труду людей.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный этап:
• сбор информации, работа с интернет-источниками;
• изучение методической литературы;
• разработка плана проектной деятельности;
• привлечение родителей к активному участию в проекте.
2. Практический этап. Оформление предметно-пространственной среды (ППС):
• наглядный дидактический материал (картинки с изображением денег, профессий людей);
• составление картотеки игр по теме проекта;
• оформление уголка финансовой грамотности «В стране Финансов» (в течение срока реализации проекта).
Работа с воспитанниками
Работа с воспитанниками по финансовой грамотности включает в себя перспективный план непосредственной образовательной деятельности (НОД), который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с НОД по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Педагог обогащает работу по освоению детьми первоначальных основ финансовой грамотности более сложным содержанием. В этом помогают разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые игры («Салон красоты», «Банк»), дидактические, настольные, интеллектуальные игры («Кто кем работает», «Услуги и товары», «Назови профессии», «Угадай, где продается», «Что быстрее купят», «Что и когда лучше продавать?» и др.), – наглядно иллюстративный материал; беседы («Потребности современного человека,
«Что такое ресурсы», «Труд и товар», «Поговорим о профессиях», «Обмен и деньги», «Экономика семьи», «Мы с мамой идем в магазин» и др.) с целью выявления знаний детей по теме; чтение художественной литературы; развлечения.
Для ознакомления детей с людьми разных профессий проводятся экскурсии, встречи, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение художественной литературы. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» [8].
Создание благоприятных, комфортных условий в группах дошкольного учреждения позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через разные виды деятельности:
Работа с родителями включает в себя: анкетирование с целью выявления проблемы; консультации с разъяснениями о необходимости воспитания у детей начал экономических знаний; родительские собрания, игры, практические занятия, влияющие на формирование финансовой грамотности и основ экономической культуры у дошкольников.
Проведение совместных праздников и развлечений доставляют радость, открывают путь познания сложных экономических явлений.
Работа с социальными партнерами: организация встречи с работником банка.
Работа с педагогами: проведение мастер-класса «Воспитываем в детях финансовую грамотность».
3. Заключительный этап: организация Музея денег в группе (продукт проекта).
Организация и управление проектом проводятся воспитателями группы. Материальное, техническое и методическое обеспечение ложится на плечи воспитателей и родителей.
Оценка результатов проекта.
Оценка результатов проекта проводится путем диагностики знаний детей.
Критерии и показатели эффективности проекта:
• дети знакомы с основными экономическими понятиями;
• дети стали активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
• родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• педагоги получили систему работы по формированию экономического опыта детей.
По завершению проектных мероприятий:
• дети могут активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблеме;
• педагоги получают систему работы по формированию экономического опыта детей.
Заключение
До участия в проекте воспитанникам казалось сложным всё, что связано с деньгами, но с каждым занятием «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен. В начале работы были сомнения в возможности выполнения воспитанниками предложенных заданий, в том числе и вне детсада (при поддержке родителей). Но к радости педагогов, ребята работали с интересом, ответственно и увлечённо, задавали много вопросов, консультировались со взрослыми и в детском саду, и дома. Таким образом, проектная работа активизировала познавательную деятельность детей, их коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, теперь ребята по-новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились и взаимоотношения со сверстниками.
Педагоги ДОУ убедились в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
2. Подболотова М.И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатизация образования. – 2015. – №4. – С. 83-91. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25013646
3. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 821-823.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников. – Калининград, 2013. – 26 с.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
6. Пушкарь А.Е. Дети и деньги. – М.: Известия, 2008. – 320 с.
7. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы
[Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. – 2018. – №2. – С. 22-26. –
Режим доступа: https://dovosp.ru/wp-
content/uploads/2018/02/shatova_dv_02_2018.pdf
8. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебнометодическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с. 9. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: основные направления реализации Проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/
Бакланова Галия Сафиевна, воспитатель, МБДОУ № 81 «Мальвина», г. Сургут, ХМАО-Югра, Россия
Galiya S. Baklanova, educator, MBPEI № 81 «Malvina», Surgut, KhMAO-Yugra,
Russia
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.