РОЛЬ ЛИЧНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Т.И. Смирнова
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа, «Новоуренгойский многопрофильный колледж», мастер производственного обучения, г. Новый Уренгой
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он продуман, не может заменить личности в деле воспитания» К.Д. Ушинский
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, но какие бы реформы не проходили, они замыкаются на конкретном исполнителе – мастере производственного обучения. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма, что обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся – будущих квалифицированных рабочих.
Подготовка квалифицированных рабочих всегда была серьёзной задачей, ведь от уровня их квалификации зависят успехи современного производства. В условиях рыночной экономики профессиональная квалификация становится важной характеристикой рабочей силы, её конкурентоспособностью на рынке труда. Востребованный специалист должен владеть необходимой суммой знаний, решать поставленные задачи, а так же быть компетентным в свой области. Компетентность предполагает умение преобразовать проблему в набор задач и найти эффективное решение.
Мастера п/о не только передают свои знания и опыт, но и призваны воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, прививать высокие морально-этические качества у учащихся.
Считаю, что формирование профессиональной компетенции учащихся начинается с работоспособного ученического коллектива, для создания которого мною проводится серьезная организаторская работа. Изучая индивидуальные особенности своих воспитанников еще до начала учебного года, ознакомившись с личными делами (заявление, анкета, медицинская справка, результаты тестирования на профпригодность), я получаю первоначальное представление о составе группы.
Первая встреча с учащимися проходит на собеседовании. Настроение обучающихся, их желание учиться во многом зависит от первого впечатления о профессии, мастере, позволяет наладить контакт. Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера п/о с учащимися. Наличие контакта позволяет создать условия, при которых ученики не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, усвоении приемов эффективной учебной деятельности.
В процессе учебы я систематически отслеживаю успеваемость обучающихся и их отношение к учебным занятиям: выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность при выполнении заданий. Наблюдаю за общим развитием учащихся. Воспитываю у обучающихся интерес к общественным событиям, чувства долга и ответственности, волевые качества, изучаю материально-бытовые условия обучающихся. Все сведения я записываю в дневник педагогических наблюдений. Ведение педагогического дневника дает мне возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качеств обучающихся.
Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих – это планомерно организованный процесс совместной деятельности мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение, совершенствовании умений и навыков осваиваемой профессии, которые соответствуют предъявленным сегодня требованиям к профессиональной компетенции. Производственное обучение происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики.
Мастер производственного обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ приемов работы – вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии. Поощрение за бережное, экономное отношение к материально-техническим средствам и наказание за халатное, расточительное отношение – способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина. Проведение конкурсов, выставок работ учащихся закрепляет интерес к выбранной профессии. Организация учебной работы – приучает к дисциплинированности; постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности. Соревнования бригад или отдельных учащихся – развивает их активность, творческое мышление.
Таким образом, производственное обучение является основой профессионального становления учащегося, формирования его профессиональной культуры в рамках осваиваемой профессии, способствуют росту профессионализма, квалификации, развитию профессиональных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.