Роль учителя в формировании положительной мотивации детей с ОВЗ к обучению.
Учебная мотивация — необходимое условие успешного обучения. Школьника невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
«Мотивация – это желания! Это значит, что если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете» .Мотив – это причина, которая толкает на действие. Как определить подлинные желания ребенка и как мотивировать его?
Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя.
Внешний тип мотивации с отрицательным видом – это давление на обучающегося со стороны: осуждение, требование, наказание .
Внешний тип мотивации с положительным видом – это влияние на обучающегося со стороны: просьбы, награждение, одобрение, похвала.
Внутренний тип мотивации с отрицательным видом – это демотивация, которая выражается в ожидании ребенком потери, провала.
Внутренний тип мотивации с положительным видом – это чувство облегчения и расслабления после труда, радости от проделанной работы и своих успехов.
Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу.
Сильный внутренний мотив -познавательный интерес.Познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует увеличению активности.
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха,
через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала
с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке
доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь
учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других,
оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов
(например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на
уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных
фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно – развивающего занятия и на завершающем этапе. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Детям с ОВЗ требуется гораздо больше разнообразия, однотипная и длительная работа быстро их утомляет.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у обучающихся с ОВЗ необходимо, используя для этой цели занимательные задания, загадки, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.
Мотивационно-целевой блок решает задачу осознания целей учения и их реализации,целепологание.Это возможно благодаря следующим приёмам:
1)
прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации
дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2 ) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с
конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.)
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин
ошибок и определение последующих действий;
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в
коллективную деятельность, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку,
коллективный поиск решения проблемы,оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы, выделение
существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
6) стимулирование деятельности, через устную оценку, благодарность, словесное
поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи,
усложнение заданий.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый
уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с
учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях
с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в
ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,
отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто
у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся с ОВЗ к обучению:
· совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
·
· выбор средств, адекватных цели;
· учет возрастных особенностей школьников;
· выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
· использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
· нестандартная форма проведения уроков;
· создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
· использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
· эмоциональная речь учителя;
· использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
· применение поощрения и порицания;
· вера учителя в возможности ученика;
· формирование адекватной самооценки учащихся;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Приемы мотивации обучающихся с ОВЗ, используемые учителем
эмоциональные:
· поощрение;
· порицание;
· учебно-познавательные игры;
· стимулирующее оценивание;
· свободный выбор задания;
· создание ярких наглядно-образных представлений;
· удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
· активизация познавательных интересов;
· создание проблемных ситуаций;
· опора на жизненный опыт обучающегося;
· выполнение творческих заданий;
· побуждение к поиску альтернативных решений;
· использование метода «мозгового штурма»;
· использование сравнений, опытов, парадоксов;
· экскурс в историю;
· использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
· предъявление учебных требований;
· информирование об обязательных результатах обучения;
· формирование ответственного отношения к учению;
· рефлексия поведения
· создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
· прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
· развитие желания быть полезным обществу;
· сопереживание;
· создание ситуации взаимопомощи;
· поиск контактов и сотрудничества;
· взаимопроверка и рецензирование;
заинтересованность результатами коллективной работы.
·
Личность учителя и характер его отношения к ученику также
формирует положительную мотивацию к обучению.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый
и целенаправленный.. Своевременное чередование и применение на разных этапах
урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание
детей овладевать знаниями. Если привычной и желанной формой
деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму
организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный
процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся
для достижения образовательных целей.
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Тема:
Роль учителя в формировании положительной мотивации детей с ОВЗ к обучению.
Докладчик: Гриднева Г.Н.
учитель
МО,2022г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.