Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования.
Оценка 4.7
Документация +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
16.11.2017
Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях». Статья может быть использована в работе педагога дополнительного образования.
роль дополнительного образования.docx
Роль дополнительного образования в системе общего среднего
образования.
Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего
образования, которая выходит за рамки государственных образовательных
стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных
программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей,
так и в общеобразовательных учреждениях» /1/.
Система дополнительного образования в России формировалась из
уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного
воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в
виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних
оздоровительных лагерей – колоний и т.д. Это были лишь единичные
внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами,
которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно
просветительское общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году
группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью
удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи
малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество
«Детский труд и отдых» /2/. В 1911 году в Калужской губернии создана одна
из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». На государственном
уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре
1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан
отдел внешкольного образования. В июне 1919 года был проведен I
Всероссийский съезд по внешкольному образованию /3/. В 30 – е годы термин
«внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». К 1940 году в СССР насчитывалось
1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерства
просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота и т.д. В
послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы.
внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров,
Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей.
Вместе с тем, высокие количественные показатели не могли скрыть
негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное
воспитание в 50 – 80 –е годы было связано с общей идеологией, когда
существовала единственная детская организация, единственная молодежная
организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные
структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно
ориентированного развития ребенка, его интересов. Вместе с тем, в лучших
внешкольных учреждениях был накоплен уникальный опыт взращивания
талантов /4/. После падения советской политической системы и перехода к
рыночной экономике система образования, как и другие общественные
институты, ощутила потребность перемен.
На развитие системы дополнительного образования оказали влияние
следующие факторы:
1. Смена ценностных ориентиров, отказ от ограничений в сфере
образовательной деятельности. На волне освобождения от инструкций
и правил стали разрушаться методические отделы и вытесняться
воспитательная работа.
Осознав необходимость систематического методического
2.
сопровождения, учреждения дополнительного образования стали
восстанавливать методические структуры.
3. Сокращение финансирования, в связи с чем стало сокращаться число
внешкольных учреждений, резко ухудшилась метериальнотехническая
база. В начале 90х годов расходы на образование составляли 46% от расходной части бюджета, что являлось половиной от потребности. Стремясь
избежать разрушения системы, многие руководители органов образования и
внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги /5/.
Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы
образования сыграл закон Российской Федерации « Об образовании»,
принятый в 1992 году. В этом Законе целый раздел посвящен
дополнительному образованию; введен новый термин и дано правовое
обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в
систему дополнительного образования.
Таким образом, система дополнительного образования возникла в
России в 1992 году и явилась приемником внеклассной и внешкольной
работы. Главное отличие от своего предшественника в том, что
дополнительное образование ведется так же, как и другие виды и типы
образования по конкретным образовательным программам.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2006г.
«О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей» определены следующие виды
образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы
детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т.д.; центры
дополнительного образования детей, оздоровительные центры, станции юных
натуралистов, школы искусств, спортивные школы, студии.
Произошли очень важные изменения в программно методическом
обеспечении дополнительного образования. В учреждениях стали создавать
свои образовательные программы, в которых формулируется единый подход,
общая философия деятельности. Педагоги имеют так же возможность
знакомиться с программами своих коллег по появившимся новым
периодическим изданиям. Начался выпуск серии книг «Воспитание и
дополнительное образование детей». Развернулась серьезная научно методическая работа, благодаря которой дополнительное образование
получило теоретическое обоснование. Началась подготовка педагогов
дополнительного образования в колледжах. Изменилась ситуация с
повышением квалификации педагогов дополнительного образования. По
данным Министерства образования в 19981999 годах число учреждений
дополнительного образования
разной ведомственной принадлежности
составляло 17 тысяч и охватывало 9,5 млн. детей, в среднем около 40%
детей /6/.
Методологической базой учреждений дополнительного образования
детей является «парадигма развивающего вариативного образования,
способствующая
переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. В основе
дополнительного образования детей лежат идеи педагогики развития,
педагогики свободы» /7/.
В наше время сформировались следующие наиболее перспективные
направления дополнительного образования детей:
научнотехническое;
физкультурноспортивное;
художественноэстетическое;
культурологическое;
туристскокраеведческое;
экологобиологическое;
спортивнотехническое;
профессиональноориентирующее.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны
существовать друг без друга. Как целостен отдельный ребенок, так и
образование обязано быть комплексным.
Список литературы.
1 Закон РФ «О дополнительном образовании» от 01.12.2007 2 Богуславский
М.,
Поиск
пути,
журнал
Лидеры
Образования,2005.№8,с.45
3 http://www.libussr.ru/
4 Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. М.: Владос,2004.
349с.
5 Закон РФ «Об образовании» статья 45 от 01.12.2007.№309 – ф3.
6 http
. edu
7 Голованов В.В.
. ru /
Методика и технология работы педагога
:// www
. stat
дополнительного образования. М.: Владос,2004. 239с.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.