РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
03.06.2019
Преподаватель Высшей категории ,имея ьогатый опыт преподавания в еазванной дисциплтне,написалп статью о роли фортепианных упражнений в развитии технического аппарата пианиста. Такие упражнения сочиняет преподаватель, в завистмости оттого,какие ставятся задачи,и какие слабые места в этюдах или пьесах технического вида,нужно отрабатывать.Преподаватель затронула пробдемы обучающизся среднего возраста.
Роль фортепианных упражнений в развитии техники пианистов.docx
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования Детская
школа искусств города Пензы имени Ю. Е. Яничкина
Роль фортепианных упражнений в развитии
техники пианистов.
(из опыта работы)
Преподаватель класса специального фортепиано
Карибян Эвелина Георгиевна
03.06.2019
Пенза Наш очерк хотелось бы начать словами выдающегося
пианиста, музыковеда, педагога Я.И. Мильштейна: «Без
упражнений работа подрастающего пианиста никогда не
будет полной; упражнения не только содействуют поднятию
техники на должную высоту, но и удерживают её на этой
высоте».
Преподаватель высшей категории класса «Специального
фортепиано» Карибян Эвелина Георгиевна училась в школе
для одаренных детей им. Бюль – Бюля при Азербайджанской
государственной консерватории им. У. Гаджибекова у
Захаровой Н.Д. – ученицы Мильштейна Я. И.
Отношение к фортепианным упражнениям
выдающегося учителя – Мильштейна Я.И. передалось через
преподавателя к ученице.
Карибян Э.Г. сама ощущала пользу от фортепианных
упражнений, как в школе, так и в консерватории. Посвятив
себя преподавательской работе, она придерживается своих
технических методов, не отвергая, конечно же, тех
значительных упражнений, которые существуют в искусстве
фортепианной игры. Огромное количество упражнений нам
оставили композиторы и пианисты, занимающиеся
концертной деятельностью и преподавательской работой.
В прежние времена у авторитетных музыкантов –
педагогов ставился, да и сейчас и ставится вопрос о
необходимости фортепианных упражнений. Ведь существуют
этюды и виртуозные пьесы. На наш взгляд, такого рода упражнения необходимы.
«Некоторые технические навыки удобнее и легче развивать
на специально предназначенных для этой цели
упражнениях, чем на концертных пьесах».Мильштейн Я.И.
Итак, упражнение – это вспомогательное средство для
решения технической проблемы. Для развития беглости,
быстроты и точности исполнения они также необходимы.
В наше время при чрезвычайно большом количестве
фортепианных упражнений существуют и сухие
односторонние упражнения, возбуждая в учащемся
утомление и отвращение к учению. Это показывает
многолетний опыт преподавателя. Поэтому, следует
исключать чисто – механические упражнения, нужно
подойти к их выбору творчески, сочинять их самому в
зависимости от конкретной проблемы.
Время, отведенное на упражнения на уроках, не должно
быть долгим, и зависеть оно будет от способностей
учащихся. Более способным учащимся, как показывает
многолетний опыт, требуется меньше времени на такие
упражнения. Повторять то или иное упражнение стоит
несколько раз, так как «повторение – мать учения». Но и
здесь очень важно не переборщить. Чрезмерное повторение
одного и того же упражнения может привести к неприятным
ощущениям не только учащегося, но при домашних занятиях
и у членов его семьи.
Имея определенный опыт работы с начинающими
пианистами, хочется остановиться на подготовительных
упражнениях: - прежде чем начинать разбор того или иного произведения,
преподавателю следует сочинить небольшие
подготовительные упражнения, разнообразные и
интересные;
- эти упражнения следует играть медленно, постепенно
прибавляя темп. К более скорому темпу следует переходить
только тогда, когда в менее скором темпе уже достигнута
уверенная и легкая игра;
- упражнения желательно учить небольшими частями, но
обязательно двумя руками вместе. Пока эта часть не усвоена
вполне, не переходить к следующей части.
- подготовительные упражнения необходимо играть
наизусть, чтобы больше внимания уделять на положение рук
при игре.
Класс «Специального фортепиано» существует в
Детской школе искусств наряду с другими отделениям:
хореографическим, декоративно – прикладным, цирковым,
художественным и другими.
Очень часто родители приводят детей для занятий без
ограничения возраста: это не только дети дошкольного
возраста, младшего школьного возраста, но и учащиеся
среднего возраста. Очень часто родители не претендуют на
то, чтобы их дети стали артистами, а просто желают, чтобы
их дети хорошо обучились игре на фортепиано и своим
творчеством доставляли удовольствие себе и другим в
семейном кругу. Особенности психофизического развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста создают
благоприятные условия для развития технического аппарата.
Мы же остановимся на другой проблеме – проблеме
детей среднего возраста. Эти проблемы исходят из
специфики двигательного аппарата, когда отсутствует
гибкость, беглость, сила в пальцах. И здесь преподавателю
приходится прибегать к упражнениям, развивающим
двигательные навыки на начальном этапе. Заметим, что этот
этап начинается в более позднем возрасте. Остановимся на
конкретном примере.
Ученице 9 лет. Изучая ПРЕЛЮДИЮ из Сюиты Д. Циполи,
испытывала определенные трудности при исполнении
партии правой руки из-за отсутствия гибкости и
пластичности 3, 4 и 5 пальцев. И преподаватель сразу
сочинила упражнения для преодоления текущих трудностей
в этой партии.
Упражняясь подобным образом, ученица укрепила
пальцы, разработала связки между ними, развила беглость
рук. Кроме того у ученицы выработалось понимание в
необходимости каждодневных фортепианных упражнений
для развития техники.
Но всегда следует помнить о том, что развитие техники
не должно быть самоцелью. Овладев теми или иными
приемами, нужно помнить, эти приемы являются средствами
для музыкальной выразительности произведения.
«Прекрасная вещь – законченная виртуозность, когда она –
средство для передачи подлинных произведений искусства». Роберт Шуман.
.
РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.