Преподаватель Высшей категории ,имея ьогатый опыт преподавания в еазванной дисциплтне,написалп статью о роли фортепианных упражнений в развитии технического  аппарата пианиста. Такие упражнения сочиняет преподаватель, в завистмости оттого,какие ставятся задачи,и какие слабые места в этюдах или пьесах технического вида,нужно отрабатывать.Преподаватель затронула пробдемы обучающизся среднего возраста.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования Детская
школа искусств города Пензы имени Ю. Е. Яничкина
Роль фортепианных упражнений в развитии
техники пианистов.
(из опыта работы)
Преподаватель   класса   специального   фортепиано
Карибян Эвелина Георгиевна 
03.06.2019
ПензаНаш очерк хотелось бы начать словами выдающегося 
пианиста, музыковеда, педагога Я.И. Мильштейна: «Без 
упражнений работа подрастающего пианиста никогда не 
будет полной; упражнения не только содействуют поднятию 
техники на должную высоту, но и удерживают её на этой 
высоте».
Преподаватель высшей категории класса «Специального
фортепиано» Карибян Эвелина Георгиевна училась в школе 
для одаренных детей им. Бюль – Бюля при Азербайджанской 
государственной консерватории им. У. Гаджибекова у 
Захаровой Н.Д. – ученицы Мильштейна  Я. И.
Отношение к фортепианным упражнениям  
выдающегося учителя – Мильштейна Я.И. передалось через 
преподавателя к ученице.
Карибян Э.Г. сама ощущала пользу от фортепианных 
упражнений, как в школе, так и в консерватории. Посвятив 
себя преподавательской работе, она  придерживается своих 
технических методов, не отвергая, конечно же, тех 
значительных упражнений,  которые существуют в искусстве
фортепианной игры. Огромное количество упражнений нам 
оставили композиторы и пианисты, занимающиеся 
концертной деятельностью и преподавательской работой.
В прежние времена  у авторитетных музыкантов – 
педагогов ставился, да и сейчас  и ставится вопрос о 
необходимости фортепианных упражнений. Ведь существуют
этюды и виртуозные пьесы.На наш взгляд, такого рода упражнения необходимы. 
«Некоторые технические навыки удобнее и легче развивать 
на специально предназначенных  для этой цели  
упражнениях, чем на концертных пьесах».Мильштейн Я.И.
Итак, упражнение – это вспомогательное средство для 
решения технической проблемы. Для развития беглости, 
быстроты и точности исполнения они также необходимы.
В наше время при чрезвычайно большом количестве 
фортепианных упражнений существуют и сухие 
односторонние упражнения, возбуждая в учащемся 
утомление и отвращение к учению. Это показывает 
многолетний опыт преподавателя. Поэтому, следует 
исключать чисто – механические упражнения,  нужно 
подойти к их выбору  творчески, сочинять их самому в 
зависимости от конкретной проблемы.
Время, отведенное на  упражнения на уроках, не должно
быть  долгим, и зависеть оно будет от способностей 
учащихся. Более способным учащимся,  как показывает 
многолетний опыт, требуется меньше времени на такие 
упражнения. Повторять то или иное упражнение стоит 
несколько раз, так как «повторение – мать учения». Но и 
здесь очень важно не переборщить. Чрезмерное повторение 
одного и того же упражнения может привести к неприятным 
ощущениям не только учащегося, но при домашних занятиях 
и у членов его семьи.
Имея определенный опыт работы с начинающими 
пианистами, хочется остановиться на подготовительных 
упражнениях:- прежде чем начинать разбор того или иного произведения, 
преподавателю следует сочинить небольшие 
подготовительные упражнения, разнообразные и 
интересные;
- эти упражнения следует играть медленно, постепенно 
прибавляя темп. К более скорому темпу следует переходить 
только тогда, когда в менее скором темпе уже достигнута 
уверенная и легкая игра;
- упражнения желательно учить небольшими  частями, но 
обязательно  двумя руками вместе. Пока эта часть не усвоена
вполне, не переходить к следующей части.
- подготовительные упражнения необходимо играть 
наизусть, чтобы больше внимания уделять на положение рук 
при игре.
Класс «Специального фортепиано» существует в 
Детской школе искусств наряду с другими отделениям: 
хореографическим, декоративно – прикладным, цирковым, 
художественным и другими.
Очень часто родители приводят детей для занятий без 
ограничения возраста: это не только дети дошкольного 
возраста, младшего школьного возраста, но и учащиеся 
среднего возраста. Очень часто родители не претендуют на 
то, чтобы их дети стали артистами, а просто желают, чтобы 
их дети хорошо обучились игре на фортепиано и своим 
творчеством доставляли удовольствие себе и другим в 
семейном кругу.Особенности психофизического развития детей 
дошкольного и младшего школьного возраста создают 
благоприятные условия для развития технического аппарата.
Мы же остановимся на другой проблеме – проблеме 
детей среднего возраста. Эти проблемы исходят из 
специфики двигательного аппарата, когда отсутствует 
гибкость, беглость, сила в пальцах. И здесь преподавателю 
приходится прибегать к упражнениям, развивающим 
двигательные навыки на начальном этапе. Заметим, что этот 
этап начинается в более позднем возрасте. Остановимся на 
конкретном примере.
Ученице 9 лет. Изучая ПРЕЛЮДИЮ из Сюиты Д. Циполи, 
испытывала определенные трудности при исполнении 
партии правой руки из-за  отсутствия гибкости и 
пластичности 3, 4 и 5 пальцев. И преподаватель сразу 
сочинила упражнения для преодоления текущих трудностей 
в  этой партии. 
Упражняясь подобным образом, ученица укрепила 
пальцы, разработала связки между ними, развила беглость 
рук. Кроме того у ученицы выработалось  понимание в 
необходимости каждодневных фортепианных упражнений 
для развития техники.
Но всегда следует помнить о том, что развитие техники  
не должно быть самоцелью. Овладев теми или иными 
приемами, нужно помнить, эти приемы являются средствами 
для музыкальной  выразительности произведения.
«Прекрасная вещь – законченная виртуозность, когда она – 
средство для передачи подлинных произведений искусства». РобертШуман.
.