Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей
Оценка 4.9

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей

Оценка 4.9
Книги +2
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
08.07.2018
Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играю огромную роль в становлении личности. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь.
2.docx
Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей           Павлова Е.Н.,  учитель­логопед  МДОУ «Детский сад №3» Чувство   Родины…Оно   начинается   с   отношения   к   семье,   к   самым   близким   людям   — матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связующие его с родным домом, с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играю огромную роль в становлении личности. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные   ценности:   добро,   дружбу,   взаимопомощь.   «Это   —   первые   блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский — и я не думаю, чтобы кто­нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным,   должно   быть   народным».   Он   ввел   в   русскую   педагогическую   литературу термин   «народная   педагогика»,   видя   в   фольклорных   произведениях   национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей к той   или   иной   теме.   Неназойливое   использование   художественного   слова   создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Своей   эмоциональностью,   образностью,   живостью   детская   книжка   заражает   детей энтузиазмом труда, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Воспринимая   художественные   произведения,   ребенок   как   бы   превращает   в   своем представлении   и   воображении   литературные   образы   и   ситуации   в   реальность,   а   затем переносит полученные впечатления в свою жизнь, отражая их в игре, лепке, и других видах деятельности. В свою очередь, эта активная деятельность стимулирует желание еще раз послушать знакомые произведения (или новое на ту же тему, рассмотреть картинки, т. е. формирует интерес к х/л) Обобщенный, несущий необходимую нравственную нагрузку, образ возникает в сознании детей, если о представителях одной профессии им читают разные произведения, например, о почтальонах — «Почта» и «Почто военная» С. Маршака; о пожарных — «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» С. Михалкова и «Пожарные собаки» Л. Толстого. Знакомство детей с любой профессией («кто нас лечит», «кто нас кормит», «кто нас учит» — дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны). Хорошими помощниками воспитанию детей уважения к труду хлеборобов, расширении, углублении и систематизации знаний о выращивании хлеба, о машинах, помогающих в этом людям, являются такие художественные произведения: «На дальнем поле» Л. Воронковой, «Все здесь» Я. Тайц, «Хлеб с росою» Г. Виеру, «Большие дела маленького Микиня» Ю. Ванаг и др. Чувство   благодарности   людям,   растившим   хлеб,   усиливают   такие   строчки   из стихотворения Е. Серовой: «Ветерок спросил пролетая От чего ты, рожь, золотая, А в ответ колоски шелестят «Золотые руки растят». В этих произведениях раскрывается отношение людей к труду, природе, воспевается красота   и   богатство   нашей   Родины,   родного   края,   рассматриваются   взаимоотношения людей в работе. Эмоционально   окрашивают   занятия   и   другие   рассказы.   Они   подчеркивают нравственность труда людей, помогают детям сформировать и выразить свое отношение. Например:   рассказ   И.   Винокурова   «Как   самолет   в   поле   работает»   —   на   примере сельскохозяйственного труда показана взаимопомощь трудящихся. Особое воспитательное значение имеют рассказы о героических делах русского народа. Например:   проводится   беседа   по   рассказу   И.   Винокурова   «Сквозь   буран»   —   вопросы воспитателя к беседе по рассказу должны помочь детям увидеть и понять нравственную идею произведения «как лётчики помогли врачам спасти больного» Для бесед, рассказ воспитателя о природе нашей Родины хорошо использовать отрывки из поэтической книги  Н. Сладкова «Разноцветная Земля». Не большие рассказы о севере, пустыне, тайге, море, написаны простым, живым, образным языком: «земля наша разноцветная; белая Арктика, седая тундра, зеленая тайга, серебристые степи, желтые пустыни, пестрые горы, голубые озера и реки». Книга эта о красоте разноцветной Земли. Рассказы воспитателя о природе севера и юга сочетаются с беседами о труде людей, рассматриванием   национальных   костюмов,   предметов   быта.   Поможет   в   этом   рассказ «Окся — труженица» В. Челинцовой, Н. Емельяновой, П. Воронько «Мальчик Помогай», Р. Кашаускаса «Виноград», А. Барто «Твой праздник». Для воспитания интереса и любви к Российской армии дети учат стихи о пограничниках, моряках, и других видах войск. Им читают рассказы Л. Кассиля «Твои защитники», М. Исаковского «У самой границы», С. Михалкова «Здравствуй, воин — победитель», А. Митяева «Почему Армия всем родная» и другие рассказы. Незадолго   до   8   Марта   целесообразно   рассказать   детям,   что   в   войне   участвовали   и женщины. Почитать рассказ Л. Кассиля «Медсестра», рассмотреть иллюстрации к книге и картину   А.   Худякова   «Медсестра»   (из   серии   «Наша   Армия»).   Художественные произведения помогают углубить интерес детей и чувство благодарности к людям разного труда. Так, произведения В. В. Мояковского, С. Я. Маршака приобщают ребенка к жизни страны, воспитывают гражданские чувства.Основная мысль стихотворной повести С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу?» — всё что тебя окружает сделано руками человека. Как много труда затрачено разными людьми, чтобы сделать книгу. Беречь книгу — значит беречь   труд   людей.   За   последние   годы   наши   детские   писатели   создали   значительное количество   произведений   о   труде.   Эти   произведения   помогают   воспитывать   у   детей интерес к труду взрослых, побуждают желание подражать им, учат любить родные места, гордиться достижениями своего народа, ощущать неразрывность с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей

Роль художественной литературы в нравственном  воспитании детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018