Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играю огромную роль в становлении личности.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь.
Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей
Павлова Е.Н.,
учительлогопед
МДОУ «Детский сад №3»
Чувство Родины…Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям —
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связующие его с родным домом, с ближайшим
окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не
осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играю огромную
роль в становлении личности.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь. «Это — первые блестящие
попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский — и я не думаю, чтобы
ктонибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа»
Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу
термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную
самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей к
той или иной теме. Неназойливое использование художественного слова создает
эмоциональный настрой, оживляет образ.
Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей
энтузиазмом труда, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям
литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Воспринимая художественные произведения, ребенок как бы превращает в своем
представлении и воображении литературные образы и ситуации в реальность, а затем
переносит полученные впечатления в свою жизнь, отражая их в игре, лепке, и других видах
деятельности. В свою очередь, эта активная деятельность стимулирует желание еще раз
послушать знакомые произведения (или новое на ту же тему, рассмотреть картинки, т. е.
формирует интерес к х/л)
Обобщенный, несущий необходимую нравственную нагрузку, образ возникает в сознании
детей, если о представителях одной профессии им читают разные произведения, например,
о почтальонах — «Почта» и «Почто военная» С. Маршака; о пожарных — «Пожар» и
«Рассказ о неизвестном герое» С. Михалкова и «Пожарные собаки» Л. Толстого.
Знакомство детей с любой профессией («кто нас лечит», «кто нас кормит», «кто нас
учит» — дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей,
для всей страны).
Хорошими помощниками воспитанию детей уважения к труду хлеборобов, расширении,
углублении и систематизации знаний о выращивании хлеба, о машинах, помогающих в этом
людям, являются такие художественные произведения: «На дальнем поле» Л. Воронковой,«Все здесь» Я. Тайц, «Хлеб с росою» Г. Виеру, «Большие дела маленького Микиня» Ю.
Ванаг и др.
Чувство благодарности людям, растившим хлеб, усиливают такие строчки из
стихотворения Е. Серовой:
«Ветерок спросил пролетая
От чего ты, рожь, золотая,
А в ответ колоски шелестят «Золотые руки растят».
В этих произведениях раскрывается отношение людей к труду, природе, воспевается
красота и богатство нашей Родины, родного края, рассматриваются взаимоотношения
людей в работе.
Эмоционально окрашивают занятия и другие рассказы. Они подчеркивают
нравственность труда людей, помогают детям сформировать и выразить свое отношение.
Например: рассказ И. Винокурова «Как самолет в поле работает» — на примере
сельскохозяйственного труда показана взаимопомощь трудящихся.
Особое воспитательное значение имеют рассказы о героических делах русского народа.
Например: проводится беседа по рассказу И. Винокурова «Сквозь буран» — вопросы
воспитателя к беседе по рассказу должны помочь детям увидеть и понять нравственную
идею произведения «как лётчики помогли врачам спасти больного»
Для бесед, рассказ воспитателя о природе нашей Родины хорошо использовать отрывки
из поэтической книги
Н. Сладкова «Разноцветная Земля». Не большие рассказы о севере, пустыне, тайге, море,
написаны простым, живым, образным языком: «земля наша разноцветная; белая Арктика,
седая тундра, зеленая тайга, серебристые степи, желтые пустыни, пестрые горы, голубые
озера и реки». Книга эта о красоте разноцветной Земли.
Рассказы воспитателя о природе севера и юга сочетаются с беседами о труде людей,
рассматриванием национальных костюмов, предметов быта. Поможет в этом рассказ
«Окся — труженица» В. Челинцовой, Н. Емельяновой, П. Воронько «Мальчик Помогай»,
Р. Кашаускаса «Виноград», А. Барто «Твой праздник».
Для воспитания интереса и любви к Российской армии дети учат стихи о пограничниках,
моряках, и других видах войск. Им читают рассказы Л. Кассиля «Твои защитники», М.
Исаковского «У самой границы», С. Михалкова «Здравствуй, воин — победитель», А.
Митяева «Почему Армия всем родная» и другие рассказы.
Незадолго до 8 Марта целесообразно рассказать детям, что в войне участвовали и
женщины. Почитать рассказ Л. Кассиля «Медсестра», рассмотреть иллюстрации к книге и
картину А. Худякова «Медсестра» (из серии «Наша Армия»). Художественные
произведения помогают углубить интерес детей и чувство благодарности к людям разного
труда. Так, произведения В. В. Мояковского, С. Я. Маршака приобщают ребенка к жизни
страны, воспитывают гражданские чувства.Основная мысль стихотворной повести С. Я.
Маршака «Как печатали вашу книгу?» — всё что тебя окружает сделано руками человека.
Как много труда затрачено разными людьми, чтобы сделать книгу. Беречь книгу — значит
беречь труд людей. За последние годы наши детские писатели создали значительное
количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей
интерес к труду взрослых, побуждают желание подражать им, учат любить родные места,гордиться достижениями своего народа, ощущать неразрывность с окружающим миром,
желание сохранять и приумножать богатство своей страны.