Роль межпредметных связей для активизации познавательной деятельности учащихся
Оценка 4.9

Роль межпредметных связей для активизации познавательной деятельности учащихся

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
химия
9 кл—11 кл +1
13.06.2017
Роль межпредметных связей для активизации познавательной деятельности учащихся
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Формирование умений межпредметного характера является одним из обязательных условий, обеспечивающих целесообразность выбора метода обучения, требующего высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Межпредметные связи.doc

Роль межпредметных связей для активизации познавательной деятельности учащихся

         Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги, они подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.
Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.
 В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. 

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Функции межпредметных связей

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью формируются такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития химических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении химии. Опираясь на связи с другими предметами, реализуется комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Виды межпредметных связей в содержании обучения химии

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения, когда осуществляется все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи химии с физикой, биологией, географией) и межцикловые (связи химии с историей, литературой, русским языком, технологией, мировой художественной культурой, математикой). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах химических курсов, и бывают:

·                     фактические;

·                     понятийные;

·                     теоретические;

·                     философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.

Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ: тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия: явление, процесс, энергия и др. При этом они углубляются, конкретизируются и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Теоретические межпредметные связи – это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении химии

Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.

Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями биологии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т. д.

Методика творческой работы учителя химии включает ряд этапов:

·                     изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому химическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.

Рассмотрим это на примере отдельных глав школьного курса “Биология”.

·                     поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

·                     разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

·                     разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

·                     разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.

Решая подобные задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:

·                     осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;

·                     отбор и актуализация нужных знаний из других предметов;

·                     их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;

·                     синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;

·                     получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.

В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения химии.


         Таким образом, при систематическом использовании межпредметных связей у учащихся:
 
1. Формируется интерес к предмету.
 
2. Учащиеся приучаются искать связь химии с жизнью, что побуждает их пользоваться дополнительными источниками информации.
 
3. Повышается уровень знаний.
 
4. Совершенствуются навыки самообразования.
 
5. Формируется диалектико-материалистическое мировоззрение.

Осуществление межпредметных связей в средних профессиональных заведениях является одним из условий повышения качества подготовки квалифицированных спе­циалистов. Раскрывая состояние проблемы осуществления межпредметных связей можно утвер­ждать, что глубокое усвоение знаний и формирование умений их использования на уроках по разным предметам способствует росту познавательных интересов учащихся, снимают утомляемость и повышают работоспособность. Вместе с тем я считаю, что умения осуществлять межтемный и межпредметный перенос знаний и умений и работать на более высоком уровне познавательной активно­сти, в свою очередь складывается из более конкретных умений, таких как уме­ние, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, доказывать, выдвигать гипотезы, приводить аналогии, планировать свою деятельность и т.д.

Только формирование этого комплекса умений позволяет научить учащихся осознанно использовать знания по общеобразовательным предметам на уроках по спецдисциплинам общетехнического и специального цикла, и на­оборот, профессиональные знания – для более глубокого усвоения основных мировоззренческих понятий общеобразовательного курса.

Не трудно заметить, что все перечисленные умения являются умениями межпредметного характера, и их целенаправленное формирование возможно на материале всех предметов, изучаемых в средних профтехучили­щах. Без сомнения, формирование умений межпредметного характера является одним из обязательных условий, обеспечивающих целесообразность выбора метода обучения, требующего высокого уровня познавательной самостоятель­ности учащихся.

Лучшие педагоги прошлого указывали на вредные последствия изолирован­ного преподавания родственных предметов. О необходимости учета взаимо­связи между предметами  готовится в трудах выдающихся педагогов XVII-XIX веков Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта, А. Дистер­вега и др., а так же в трудах русских просветителей XIX-XX в. В.Г. Белинского, В.Ф. Достоевского, В.Ф. Одоевского. К.Д. Ушинского (3, с. 5).

В советской педагогике проблеме межпредметных связей особое внимание уделяла Н.К. Крупская. Она писала: «Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отра­зиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в об­ществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практи­ческой деятельностью, и особенно увязка с обучением труду».

Я абсолютно согласна, что вопрос о межпредметных связях и профессио­нальной  направленности остается актуальным и в настоящее время. Причем особо важное значение меж предметные связи приобретают в средних профессиональных учебных заведениях, где общеобразовательные предметы с позиций современных достижений науки и техники должны раскрывать перед учащимися пути и способы практической реализации в народном хозяйстве законов развития материального мира.

Таким образом, профессиональная направленность преподавания обеспечи­вает перенос знаний, умений, навыков и применение их в новой ситуации с це­лью повышения качества знаний, более рационального использования учебного труда и времени и как результат – формирование конкурентоспособного спе­циалиста.                                           

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Роль межпредметных связей для активизации познавательной деятельности учащихся

Роль межпредметных связей для активизации познавательной деятельности учащихся

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения

Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи…

Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи…

Не трудно заметить, что все перечисленные умения являются умениями межпредметного характера, и их целенаправленное формирование возможно на материале всех предметов, изучаемых в средних профтехучили­щах

Не трудно заметить, что все перечисленные умения являются умениями межпредметного характера, и их целенаправленное формирование возможно на материале всех предметов, изучаемых в средних профтехучили­щах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017