"роль педагога в инклюзивной практике"
Оценка 4.9

"роль педагога в инклюзивной практике"

Оценка 4.9
Особые потребности +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
29.10.2017
"роль педагога в инклюзивной практике"
презентация к тексту
Публикация является частью публикации:
готовый материал.docx
Аннотация  В  выступлении  говорится  об актуальности  проблемы  организации и  содержания   инновационной  деятельности  и  ключевой  роли  педагогов  в  современном  образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями  развития  Ключевые  слова: инклюзия, образование,  учитель,  педагогический  долг,  профессионализм, образовательные  потребности,  дети  с  ограниченными  возможностями развития. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком помни, что объединяет тебя с ним, а не разъединяет» Л.Н. Толстой «Основой успеха учителя является духовное  богатство и щедрость его души, воспитанность  чувств и высокий уровень общей эмоциональной  культуры, умение глубоко вникнуть в сущность  педагогического явления» В.А. Сухомлинский           Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченным возможностями развития.   В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВР,   расширения   области   их   жизненной   компетенции,   обеспечение   детям   ОВР доступности   качественного   образования.   Подлинное   образование   и   эффективная социализация ребенка возможны только в контексте реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей. Как объяснить мальчишке, который проводит время со своими сверстниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что п соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от других?  Именно по этому дети с ограниченными возможностями развития нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования (создание условий,   адаптация   образовательной   среды   под   психофизические   возможности ребенка). Когда  мы  говорим  об инклюзивном   образовании,  мы  подразумеваем,  что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но ВСЕ дети могут развиваться и учиться. Инклюзивно   образование   –   процесс   сложный,   многогранный   и   он   возможен только, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного пространства это: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, врачи, администрация, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок. (практика) Перед вами на столах лежат шаблоны фигуры человека. На основе этого шаблона нарисуйте себя, добавляя свои индивидуальные особенности. ­ Что общего у всех человечков?( голова, руки, ноги) ­ Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз). Мы все живем в обществе вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество   новых,   незнакомых   лиц.   Кого­то   замечаем   в   толпе,   кого­то   нет.   Даже близнецы   очень   сильно   отличаются   по   характеру.   Что   же   говорить   об   остальных людях?! У каждого из нас свои принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по – разному, по – разному одевается, по – разному разговаривает. Все имеют что­ то свое неповторимое.   Мы   должны   уважать   индивидуальность   каждого   человека,   должны жить и понимать друг друга. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями   развития   обучаться   и   развиваться   вместе   с   другими   детьми. Инклюзивное   (франц.   inclusif   –   включающий   в   себя,   от   лат.   include–заключаю, включаю) или включенное образование–термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.  (практика)   Упражнение   «Принципы   инклюзивного   образования»   поможет сформировать   уважительное   отношение   к   праву   детей   с   ОВР   на   «включенное» образование   в   среде   нормативно   развивающихся   сверстников.   (материалы   для проведения: карточки с принципами ИО). Проведение. Участникам в группах раздаю карточки с восьмью принципами ИО. Группе предлагается из восьми принципов выбрать наиболее понятный, близкий им, значимый и проработать его следующим образом: ­раскрыть суть ИО как они его понимают; ­ представить свое личное отношение к ИО детей с ОВР, через принцип, начав со слов: «Я   согласен   с   этим   принципом,   потому   что…..   .   Или   –   я   не   согласен   с   данным принципом,   потому,   что….».   Позиция   должна   быть   четкая   и   аргументированная. Нужно   придумать   не   менее   2­3   позиций,   которые   будут   раскрывать   отношение   к инклюзивному образованию.                                             ПРИНЦИПЫ 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение, и на то, чтобы быть услышанным. 4. Люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в  контексте   реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для   всех   обучающихся   достижение   процесса   скорее   в   том,   что   они   могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. После   выполнения   упражнения   каждая   группа   представляет   в   общий   круг результаты   своей   работы   (отрефлексированную   позицию   по   отнош8ению   к   ИО детей с ОВР). (практика)   Следующее   упражнение   «Инклюзивное   образование   –   это…». Материалы: ручки, бумага. Проведение:   каждый   участник   не   менее   пяти   раз   записывает   окончание предложения: «Инклюзивное образование – это…». Затем группа садится в круг, и участники   по   очереди   высказываются,   комментируя   свой   рассказ   и   отвечая   на вопросы группы. Далее участники делятся на две подгруппы: одна представляет преимущества ИО,   а   другая   проблемы,   трудности,   противоречия.   В   заключении   резюмируем высказывания   (проблемы   помогают   сформулировать   адекватную,   критически обоснованную позицию).   Специфика организации учебно­воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими   нарушения   развития,   обусловливает   необходимость   специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование.  Всем известны требования, предъявляемые к профессии педагога.  Так учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это означает «любить детей»? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждения не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная   игра   доставлять   удовольствие   им   и   вам.   Это   значит   видеть   в   детях– маленьких   людей,   наделенных   вполне   определенными   характерами,   с   которыми следует   считаться,   но   обладающими,   по   сравнению   с   вами,   гораздо   меньшими знаниями и жизненным опытом.  Отсюда вытекает и второе требование к учителю.  Это– профессионализм. И если первое – любовь к детям – дается человеку свыше, не приобретается,   любви   невозможно   научить,   то   профессионализм   –   вполне приобретаемое   качество.  Это   необходимая   сумма   знаний,   изучение   методов преподавания и способов передачи знаний.  Если   учитель   крепко   владеет   таким   набором   необходимых   качеств,   то   он приобретает фундамент будущей профессии. Ведь еще древние говорили, что тот, кто не идет вперед, тот идет назад. Значит, учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией.  Профессия педагога сложна и увлекательна. Основой успеха учителя, считал В.А.   Сухомлинский,   является   духовное   богатство   и   щедрость   его   души, воспитанность   чувств   и   высокий   уровень   общей   эмоциональной   культуры,   умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. [11].  Воспитание   во   имя   счастья   ребенка   —   таков   гуманистический   смысл педагогических   трудов   В.   А.   Сухомлинского,   а   его   практическая   деятельность убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.  Еще   более   сопряжена   трудностями   и   ответственностью   работа   педагога   с «особыми»   детьми,   детьми   с   ограниченными   возможностями   развития.   Ребенок   с ограниченными возможностями развития, ребенок особенный. (практика) Прошу   вас   проработать   в   группе   и   выработать   требования, предъявляемые учителю инклюзивной практики. Дискуссия.  Педагогические   работники   образовательного   учреждения   должны   знать   основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях   психофизического   развития   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья,   о   методиках   и   технологиях   организации   образовательного   и реабилитационного процесса таких детей.[8   (практика)   игра   «Стань   на   мое   место».   Материал   для   проведения:   боксерские перчатки,   ножницы,   бумага,   маркеры   или   фломастеры,   повязка   на   глаза,   детская азбука (вырезанные буквы), беруши и стереонаушники. Для проведения приглашаются добровольцы. Первому ­ надеваю боксерские перчатки и прошу что­либо нарисовать или написать на листе бумаги. Второму­ предлагаю вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука позади туловища  ее использовать нельзя. Третий   участник   с   завязанными   глазами   пытается   прочитать   выложенное   из   букв слово. Четвертый – с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят. ОБСУЖДЕНИЕ. Каждый участник дает обратную связь по своему опыту. ­ Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения? ­Что было трудным при выполнении? ­ Что помогло выполнять упражнение? ­ Что вы чувствуете сейчас после выполнения задания? Для успешной работы с учащимися с ООП педагогические работники должны быть   профессионально   гибкими,   способными   следовать   за   учеником,   а   с   другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.[8]  Основу   педагогического   призвания   составляет   любовь   к   детям.   Это основополагающее   качество   является   предпосылкой   самосовершенствования, целенаправленного   саморазвития   многих   профессионально   значимых   качеств, характеризующих профессионально­педагогическую направленность учителя.  Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством   педагогического   долга,   учитель   всегда   спешит   оказать   помощь   детям   и взрослым,   всем,   кто   в   ней   нуждается,   в   пределах   своих   прав   и   компетенции;   он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.  Высшим   проявлением   педагогического   долга   является   самоотверженность учителя.  Заинтересованность,   гуманизм,   полная   самоотдача,   информационная осведомлённость   учителя   об   основных   положениях   инклюзивного   образования является   основой   для   его   профессиональной   позиции.   Зарубежные   исследователи говорят   об   «опыте   трансформации»,   который   переживается   педагогами,   ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются   учителя,   связана   с   освоением   новых   профессиональных   навыков,   с изменением   своих   установок   в   отношении   учеников,   отличающихся   от   своих сверстников.[5]. Опыт   показывает,   что   негативное   отношение   к   инклюзии   меняется,   когда учитель   начинает   работать   с   такими   детьми,   приобретает   свой   собственный педагогический   опыт,   видит   первые   успехи   ребенка   и   принятие   его   в   среде сверстников.   Инклюзивное   образование   –   это   гибкая   система,   которая   учитывает потребности всех детей, не только с проблемами в развитии, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а н ребенок под систему. Учителя играют ключевую роль в реализации инклюзивного образования .  В настоящее время очевидно, что степень успеха инклюзивного образования зависит от   «универсальности»   учителя.   Соответственно,   особую   актуальность   приобрели проблемы   эффективной   подготовки   учителей   к   работе   с   инклюзивными   группами детей.  Таким   образом,   для   развития   инклюзивного   образования   важно   не   только наличие   законодательных   и   финансовых   механизмов,   необходима   работа   по изменению   общественного   мнения,   в   том   числе   и   профессионалов.   Организация профессиональных   контактов   учителей   общих,   специальных   и   инклюзивных   школ, проведение   совместных   конференций,   тренингов   и   исследований   могут   принести огромную пользу.    Библиографический список. 1. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. – изд. 4­е, ­перераб. и доп. – М. : Юрайт­М, 2001. – 607с.  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ­150/06 «О создании   условий   для   получения   образования   детьми   с   ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами».  3. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 1. – С. 3­10.  4.  Савельев,   А.  Я.  Модель   формирования   специалиста   с  высшим   образованием   на современном этапе / А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина, В. С. Кагерманьян. Вып. 3. – М. : НИИВО, 2005. – 72 с.  5. Лошакова, И. И., Ярская­Смирнова, Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы   инклюзивного   обучения   детей­инвалидов   //   Социально­психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд­во Пед. ин­та СГУ, 2002.  6.   Семаго,   Н.   Я.   Роль   школьного   психолога   на   начальных   этапах   организации инклюзивного  образования  в школе  /  Н.  Я.  Семаго  /  Пути  развития  инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н. Я. Семаго. – М. : ЦАО, 2009. – С. 51­56.  7.   Семаго,   Н.   Я.   Система   обучения   и   повышения   квалификации   специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н. Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. – №3. – 2009. – С. 10­12.  8. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – С.151­152.  9.  На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей.USAID, 2007 10.   Форлин,   К.,   Чемберс,   Д.   Подготовка   педагогов   к   инклюзивному   образованию: углубление   знания   ведет   к   новым   вопросам.   //   Азиатско­тихоокеанский   журнал образования педагогов. ­ 2011. ­ Вып. 39, № 1 — С. 17 — 32.  11. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т.­М.; 1981.­Т.3­ С.123­124.  12. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6т.­М.,1988.­Т.3­ С.168­169.

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"

"роль педагога в инклюзивной практике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2017