Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад
17.03.2019
Материал статьи актуален для родителей, имеющих детей с нарушенным слухом, и педагогов, работающих с данными детьми. Проблема, которая освещена нами в данной статье, очень важна и необходима для подготовки детей с нарушенным слухом к обучению в школе. Так как большинство семей, в которых есть ребенок с нарушениями слуха, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно.
Чебокчинова-Новикова.docx
Рецензия
на статью «Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе»
учителядефектолога Новиковой Татьяны Анатольевны и учителя начальных классов
Чебокчиновой Алевтины Григорьевны.
Материал статьи актуален для родителей, имеющих детей с нарушенным слухом, и
педагогов, работающих с данными детьми. Проблема, которую освещают авторы в данной
статье, очень важна и необходима для полноценной подготовки детей с нарушенным слухом к
обучению в школе.
Статья Т.А.Новиковой и А.Г.Чебокчиновой «Роль семьи в подготовке ребенка с
нарушением слуха к обучению в школе» соответствует всем требованиям, предъявляемым к
работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Review
on the article “The Role of the Family in Preparing a Hearing-Impaired
Child for Education in School,” teacher pathologist Novikova Tatiana Anatolievna
and primary school teachers Alevtina Grigoryevna Chebokchinova.
The article material is relevant for parents with children with impaired
hearing, and teachers working with these children. The problem that the authors
cover in this article is very important and necessary for the full preparation of
children with impaired hearing for school.
The article by T.A.Novikova and A.G.Chebokchinova “The role of the
family in preparing a child with hearing impairment for schooling” meets all the
requirements for this kind of work. This article may be recommended for
publication.
Директор
ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с нарушениями слуха» _______________________ Л.В.Тыльченко
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с нарушениями слуха»
учительдефектолог Новикова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов Чебокчинова Алевтина Григорьевна
Семья занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные
знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в
значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими людьми в
последующей жизни.
Рождения ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как трагедия. Факт
появления ребенка «не такого как у всех», является причиной стресса семьи. Жизнь семьи, в
которой появился неслышащий ребенок, кардинальным образом изменяется.
Большинство семей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха, сталкиваются с
многими проблемами, которые самостоятельно они решить не в состоянии. Такие семьи
нуждаются в реабилитационной помощи, направленной не только на самого ребенка, но и в
семью в целом. Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как подготовить его к
жизни? Как правильно подготовить ребенка, имеющего нарушения слуха к школе?
Подготовка к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в
школу. Этот путь ребенка начинается из семьи.
Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко
изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется
ответственность за усвоение знаний.
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом является
слухопротезирование. Чем раньше ребенок протезирован и начаты сурдопедагогические занятия,
тем быстрее будет формироваться его речь. Родителям совместно с сурдопедагогом должны
помочь ребенку привыкнуть слуховому аппарату. Правильно подобранный и настроенный
слуховой аппарат позволить ребенку быстро к нему привыкнуть и воспринимать звуки и речь
окружающих. При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых аппаратов детям
проводится операция кохлеарная имплантация. Данная операция не позволяет глухим детям
сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться
речью в коммуникативных целях. Ребенок нуждается в длительной и регулярной семьи и
сурдопедагогов по развитию слухового восприятия и речи.
Готовя ребенка с нарушением слуха к школе, необходимо стараться как больше расширять круг
его представлений и впечатлений во время прогулок, экскурсий (в парк, магазин, на почту и т.д.)
Общение с ребенком должно быть направлено и в себя включать упражнения по развитию
движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения, вибрационной
чувствительности, ознакомление с окружающими предметами (усвоение значений слов,
обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами);
на развитие зрительного и тактильнодвигательного восприятия (развитие восприятия цвета,
формы, величины, пространственных отношений);
на развитие слухового восприятия, которая побуждают повторять услышанные слова т.к. она
тесно связано с формированием произносительной стороны речи;
на развитие нагляднодейственного, нагляднообразного, элементов логического мышления,
развитию воображения;
на формирование элементарных математических представлений;
на развитии психических процессов (память, внимание, мышление, воображение); на развитие игровой деятельности ребенка (умение общаться во время игры, формирование
сюжетноролевой игры);
на развитие изобразительной деятельности дошкольников (обучение рисованию, лепке,
аппликации, конструированию).
Полученные ребенком впечатления, знания необходимо закреплять через игровую
деятельность, закрепляя и расширяя словарный запас ребенка. Полезно использовать
дидактические, настольные игры, игры на развитие мелкой моторики т.к. игра является ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушением
слуха и кохлеарно имплатированных происходит в течение всего дня: в процессе режимных
моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок) и свободной деятельности, немаловажную
роль играет создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение
с ребенком всех членов семьи.
Главная задача родителей – помочь ребенку, имеющего нарушения слуха, подготовить его
к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни.
Полученные ребенком знания об окружающем мире станут базой для дальнейшего его
обучения развития в школе.
Поэтому перед родителями стоит задача помочь своему ребенку в сложных жизненных
условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать
компенсаторные возможности, подготовить ребенка с НС быть максимально приспособленным к
пребыванию в коллективе сверстников, и в перспективе, к самостоятельной жизни в обществе
слышащих.
Литература
1.
2.
Корсун, С. В. Азбука для неслышащего малыша / С. В. Корсун, И. А. Гинзберг. –
М. : ОЛМАПресс, 2005. – 128 с.
Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом:
пособие для учителядефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. – 224 с. 3.
4.
Самощенко, И. В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и
сурдопедагога / И. В. Самощенко. – М. : ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. –
171 с.
Surdopedagogy: a textbook for stud. higher ped. studies. institutions /
ed. E. G. Rechitskaya. - M.: Humanity. ed. Center VLADOS, 2004. - p. 200-255.
The role of the family in preparing a child with a hearing impairment
for school.
The family occupies one of the most important places in the process
of formation and development of the personality. Under the guidance of parents, the child acquires his first life experience, basic knowledge of the
surrounding reality, skills and habits of life in society.
Through the family, the child joins the culture of society, acquires the
experience of communication, which largely determines the nature of his
relationship with others in later life.
The birth of a child with disabilities is perceived by his parents as a
tragedy. The fact of the appearance of a child "not like everyone else" is the
cause of family stress. The life of a family in which a deaf child has appeared,
changes dramatically.
Most families raising a child with hearing impairment face many
problems that they cannot solve on their own. Such families need
rehabilitation assistance directed not only at the child, but also in the family
as a whole.
How to help this child? What advice to his parents? How to prepare
him for life? How to prepare a child with hearing impairment for school?
Preparation for school begins to take shape long before entering the
school. This path of the child begins from the family.
There comes a turning point when the conditions of a child’s life and
activities change dramatically, new relationships with adults and children are
formed, responsibility for learning is born.
One of the main conditions for the development of a child with
impaired hearing is hearing aid. The earlier the child is prosthetic and the
deaf-and-pedagogical classes are started, the faster his speech will be
formed. Parents with the deaf-and-dumbricket teacher should help the child
get used to the hearing aid. Properly selected and tuned hearing aids allow
the child to quickly get used to it and perceive the sounds and speech of
others. With extremely severe hearing loss and the ineffectiveness of hearing
aids, children undergo cochlear implantation surgery. This operation does not
allow deaf children immediately after connecting the speech processor to
distinguish between sound signals and use speech for communicative
purposes. The child needs a long and regular family and deaf-and-dumb
educators for the development of auditory perception and speech.
When preparing a child with a hearing impairment for school, it is
necessary to try as much as possible to expand the range of his ideas and
impressions during walks, excursions (to the park, shop, mail, etc.) Communication with the child should also include exercises for the
development of movements, actions with objects and toys, games and
exercises, vibration sensitivity, familiarization with surrounding objects
(learning the meanings of words denoting objects, properties, actions;
understanding phrases with these words) ;
on the development of visual and tactile-motor perception (development of
the perception of color, shape, size, spatial relationships);
on the development of auditory perception, which induces to repeat the
words heard it is closely related to the formation of the pronunciation of
speech;
on the development of visual-effective, visual-figurative, elements of logical
thinking, the development of imagination;
on the formation of elementary mathematical representations;
on the development of mental processes (memory, attention, thinking,
imagination);
on the development of the child's play activity (the ability to communicate
during the game, the formation of the role-playing plot);
on the development of the graphic activity of preschool children (learning
how to draw, model, apply, design).
The impressions received by the child, knowledge must be
consolidated through the play activity, fixing and expanding the child’s
vocabulary. It is useful to use didactic, board games, games for the
development of fine motor skills because The game is the leading activity in
the preschool child. Education and training of children with hearing
impairment and cochlear implantation takes place throughout the day: in the
course of sensitive moments (hygienic procedures, food, walks) and free
activity, the creation of an hearing-speech environment in the family, which
implies constant verbal communication with the child of all family members,
plays an important role.
The main task of parents is to help a child with hearing impairment
prepare him for school, for adaptation in the children's team, and in the
future - for independent living.
The child’s knowledge about the world will become the basis for his further
developmental education in school. Therefore, parents are faced with the task of helping their child in
difficult life conditions to uncover all the developmental potential set by
nature, to form compensatory opportunities, to prepare a child with NA to be
maximally adapted to being in a peer team, and in the long run, to an
independent life in a hearing society.
Literature
1. Korsun, S.V. Alphabet for a deaf toddler / S.V. Korsun, I.A. Ginzberg. -
M.: OLMA-Press, 2005. - 128 p.
2. Pelymskaya, T. V. Formation of oral speech of preschool children with
impaired hearing: a guide for the defectologist teacher / T. V.
Pelymskaya, N. D. Shmatko. - M.: Humanity. ed. Center VLADOS, 2003.
- 224 p.
3. Samoshchenko, I.V. A Deaf Child: Education and Training: The
Experience of a Mother and a Deaf Pedagogue / I. V. Samoshchenko. -
M.: ACT Publishing LLC; Donetsk: "Stalker", 2003. - 171 p.
4.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.