Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ".
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология +1
Взрослым
05.03.2018
Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ", включает в себя исследование эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта. Значимость которого состоит в том, что результаты могут использоваться учителем-дефектологом на уроках развития речи для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
статья Переваловой С.С..docx
Перевалова С.С.
учительдефектолог
ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА
УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Вопросы об особенностях эмоциональноволевой сферы детей с
нарушением интеллекта являются одной из актуальных проблем в педагогике
и психологии. Изучением этой проблемы занимались многие психологи и
педагоги: А.Е. Ольшанникова, В.И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В.В.
Ветрова, Л.И. Божович, А.И. Захаров, В.А. Сластенин, В.П. Каширина, И.В.
Дубровина, Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер, М.И. Лисина, Р.С. Немов, С.Г.
Якобсон, Г.С. Никифоров и др. [2, с. 608].
По мнению Л.В. Занкова, развитие эмоциональной сферы у учеников с
интеллектуальным недоразвитием в значительной мере определяется
внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и
правильная организация всей жизни.
Он утверждал, что младшим школьникам, с интеллектуальной
недостаточностью, свойственны: импульсивные проявления злобы, обиды,
радости и т.д. Они могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного
воспитания ребенка, способствующего появлению у него осмысливания своих
поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек
и навыков правильного поведения [1, с.87].
Формирование эмоциональноволевой сферы является одним из
важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого
непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на
ребенка.
Таким образом, вопрос изучения развития эмоциональноволевой сферы
у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях коррекционной
школы, представляется важным и актуальным при применении коррекционно
развивающей программы.
Объект исследования – состояние эмоционально волевой сферы у
учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках
развития речи.
Предмет исследования – процесс развития эмоциональноволевой
сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования выявление состояния эмоциональноволевой сферы
у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта,
определение путей коррекционной работы по коррекции, а также создание
комплекса упражнений по развитию эмоциональноволевой сферы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические исследования развития
эмоционально волевой сферы детей с нарушением интеллекта;
2. Поделить особенности развития эмоционально волевой сферы у
детей с нарушением интеллекта;
3. Сформировать комплекс упражнений по формированию
эмоциональноволевой сферы на уроках развития речи;
4. Дать характеристику эмоциональноволевой сферы младшего
школьного возраста;
5. Выявить экспериментально пути коррекции и развития
эмоционально волевой сферы у детей младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта на уроках развития речи. Практическая значимость исследования в том, что его результаты
могут быть использованы учителемдефектологом на уроках развития речи
для коррекции и развития эмоциональноволевой сферы младших школьников
с интеллектуальной недостаточностью.
Базой исследования
стала «Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школаинтернат № 1 VIII вида г.Владимира», в
исследовании принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 12 человек.
Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе был определен
уровень развития эмоций у детей. На втором этапе разработан цикл занятий
по развитию и коррекции эмоций у младших школьников на уроках развития
речи. На третьем этапе была проверена эффективность работы цикла занятий
на уроках развития речи по развитию и коррекции эмоций у школьников.
В результате проведения исследования можно сделать вывод:
эмоциональноволевая сфера учащихся младшего школьного возраста
находится на низком уровне. Дети не умеют их выражать, проявлять,
активный словарь беден, что затрудняет понятие многих эмоций, не знают их
названия. Дети, как и их родители, имеют низкий культурный уровень,
находятся в «вакууме» домшколадом.
Чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними
состояниями (удовольствие или неудовольствие, радость или печаль).
Настроение меняется от радости до печали с промежутком в несколько
уроков.
То есть, переживания умственно отсталого ребенка младшего
школьного возраста примитивны и еще нет дифференцированных тонких
оттенков переживаний.
Эмоциональные реакции в основном на
непосредственно воздействующие раздражители, например, просмотр
картинок, с изображением эмоций, на все дети реагировали улыбкой и
смехом. Необходимо проводить коррекционную работу с такими детьми по
развитию их представлений об эмоциях, так как это необходимо для их
дальнейшей жизни и возможно при современных методиках.
В течение месяца детям давались различные игры, упражнения и
тренинг на распознавание эмоций и проигрывание различных ситуаций с их
Дети научились распознавать «положительные» и
проявлением.
«отрицательные» эмоции. После применения цикла занятий и упражнений
повысился уровень эмоционального развития: от 0% в мае и до 59% детей
имеют средний уровень развития эмоциональноволевой сферы в октябре, с
низкого 67% в мае до 42% в октябре.
По картинкам и лицам научились определять эмоцию и правильно
реагировать на различные ситуации.
Следует проводить в виде игры, с подкреплением положительного
эмоционального настроя и развития чувства товарищества и коллективизма.
Но если не подкреплять коррекционную работу по эмоционально
волевой сфере постоянными играми и разыгрыванием ситуаций эта сфера
будет основываться на собственном опыте детей – обедненном, и постоянно
забываться, так как память у детей с нарушенным интеллектом
кратковременная.
Нужно разрабатывать циклы занятий для развития эмоционально
волевой сферы и систематически проводить их. С данными результатами
ознакомить психолога школы и привлечь его для работы по развитию
эмоциональноволевой сферы учащихся младшего школьного возраста.
Библиографический список.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. М.: Просвещение, 2007. 283 с. 2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3кн. 4е изд. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.2: Психология образования.
640 с.
Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ".
Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ".
Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ".
Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ".
Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.