«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Оценка 4.7

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
19.01.2017
«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Открытый урок Петр 1.doc
МБОУ  «Гимназия им. И.С.Никитина» Организация исследовательско ­ проектной деятельности младших школьников по краеведению                            Программа  «Гармония» Окружающий мир. 4 класс «Роль города Воронежа в становлении Российской империи»                         УЧИТЕЛЬ ВКК :      ШУРОВА Людмила Симоновна ­ Урок поможет выявить роль города Воронежа в развитии России; ­ покажет  образ царя Петра1­ первого императора России, его         непохожесть  на своих предшественников;                    ­формировать представление о его преобразованиях Этот урок может быть использован учителями как на уроках окружающего  мира по любой программе, так и по краеведению. Цели:   Дидактические:  выявить роль города Воронежа в развитии России  показать образ царя Петра1­ первого императора, его       непохожесть на своих предшественников  формировать представление о его преобразованиях   Развивающие:  развивать познавательные процессы: память, мышление, творческие  способности, речь, воображение  формировать коммуникативную культуру в процессе работы в группах Воспитывающие:  воспитывать любовь и гордость за свой край, любовь к России и  уважение к историческому прошлому своих предков, мастерам своего  дела, оставившим нам плоды своего труда Ход урока: 1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Приготовились учиться Ни минуты не лениться, Не скучать, не отвлекаться, А стараться и стараться. Дневники на партах тут Дневники «5» ждут. 2. Вступительное слово учителя:      Сегодня, ребята, мы завершаем с вами проект, над которым мы работали целый месяц.     Урок у нас сегодня необычный. Урок­праздник. А к празднику мы подготовились. На  любом празднике есть гости. И наши гости должны уйти от нас с ощущением радости и  гордости за наш Воронеж, за наше историческое прошлое на этапе царствования Петра1.  Нашу работу будет оценивать жюри. Цели нашего урока:  выявить роль Воронежа в развитии России  показать образ Петра1­ первого императора, его непохожесть на своих  предшественников  получить представление о его преобразованиях Ребята, вы очень хорошо поработали над проектом. Большое вам за это спасибо. Я  увидела, что вы и художники, и экскурсоводы, и литераторы, историки, краеведы. В  результате вашей работы определились творческие группы. Руководители сейчас будут  представлять работу групп. Итак: 3. Выступления групп: На экране два портрета царей. На одном из них царь Алексей Михайлович в царской  одежде, с отрибутами царской власти. На другом– царь Петр Алексеевич на верфи среди  рабочих, с топором в руках. Уч. –На каком рисунке изображен русский царь? Ответы детей Уч. – В чем необычность русского царя Петра1? Ответы уч­ся    а) историки Великая история  Великого Петра Сегодня нас с тобою К знаньям повела. Сегодня мы расскажем Как жил, творил, учил Что сделал для России,  Как родину любил. Как флот построил первый Как к знаньям вел народ, Как прославлял Россию, Как прославлял народ (Группа рассказывает о детских годах Петра1. ПЗ (познавательная задача) – показать, как  детские годы, обучение, воспитание, детские забавы и увлечения повлияли на  последующую деятельность царя. Смотри приложение 2) Вывод  учителя: Как бы необычно не выглядел Петр1, он был законным наследником царя Алексея  Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царевич был умный, понятливый, любознательный. Он рос на свободе, дышал чистым  воздухом. Мало опекался нянями. В старину царевичи получали изнеженное воспитание. Они росли окруженные няньками и мамками; почти не выходили из внутренних покоев  дворца. До 15 лет их никто не видел.   б) выступление группы биографов   (ПЗ – исследовать, чем непохож Петр1 на своих предшественников?  Почему его назвали царем­ работником?)        Свобода воспитания        Сказалась на Петре        Не царские забавы были в голове.        Учился у дворовых искусных мастеров        С утра до поздней ночи        Работать был готов.        Стал мастером отличным,        Науки все познал        И город наш Воронеж         Основой флота стал. (Дети разыгрывают небольшую сценку. Разговор двух купцов.) Савелий : Кузьма, узнал я намедни, неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края,  да еще в одежде и под именем простого дворянина?!  Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это? Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: плотницкому делу и кузнечному, и  корабельному, и морской науке. Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое. Учитель: А как вы думаете, ребята, царское это дело учиться ремеслам? Ответите на этот вопрос после того, как представит свою работу эта группа. Рассказ группы о профессиях Петра1, о его заграничной поездке в составе «Великого  посольства» Показать по схеме профессии Петра1 Петр едет за границу под фамилией Михайлов на учебу. Каждое дело желает узнать до  тонкостей, все хочет делать своими руками. Сохранились сказания, в которых народ   восхищался Петром­работником:  «Вот царь, так царь. Даром хлеб не ел, пуще мужика  работал!» Вывод: Все лучшее в других странах Петр поставил на службу России. Для этого он и  других посылал учиться за границу. Не обращал внимания на то, какого ты рода знатного  или мужицкого. Если учишься, работаешь честно во благо России – значит, нужен царю и  Отечеству. Царь сам трудился, не покладая рук: он был не только правителем государства, но и солдатом, строителем, плотником, кузнецом, картографом, переводчиком,  мореплавателем и.т.д. Не жалел себя и подданных. Уч. Вернемся к разговору купцов. Царское ли это дело работать как мужику? Д, вы правы. Детство славно мечтами, а взрослые годы делами. Все мы родом из детства. И  что в нас заложено в детстве, обязательно проявится во взрослой жизни.                То академик, то герой То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой                 На троне вечный был работник Вывод  учителя: у Петра1 было желание самому познать азы различных наук и освоить  новые умения, самому участвовать в работах наравне с простыми рабочими. Это особенно  его отличало от других государей. 4. Физкультминутка (Электронная – звуки моря, крики чаек, движение корабликов) в) выступление группы краеведов (ПЗ: исследовать деятельность Петра1 в Воронеже. Почему было решено строить корабли в Воронеже? Зачем Петр1 ходил на Азов? Чему положил начало Петр1 в городе Воронеже?)         Чтоб злобных турок победить,         Окно в Европу прорубить,         Чтоб выход к морю был у нас          Построить флот был дан указ. И очень скоро, через год          Народ построил мощный флот.          Воронеж град преобразил,          Людей наукам научил (Дети рассказывают о деятельности Петра1 в городе Воронеже, азовских походах,  строительстве кораблей)   Вывод учителя:            Воронеж стал основной базой Азовского похода1696 года. За поразительно короткий срок под руководством и при личном участии Петра1 был создан флот на верфях  Воронежа. Воронежские корабли помогли России заключить выгодный мир с Турцией.  Чтобы турки были сговорчивее, Петр1 решил показать им созданный под Воронежем флот.  Для мирных переговоров он направил в Константинополь российского посла на военном  корабле. Целая эскадра российских кораблей во главе с царем сопровождала посла до  турецких владений. Турки воочию увидели русский флот. Они были ошеломлены тем, что у России ­ доселе сухопутной державы, оказался морской флот. Строительство кораблей продолжалось до начала 18 века. Воронежские корабли  нужны были России, чтобы удержать Турцию от вступления в войну на стороне Швеции. Воронеж фактически становился столицей России, пока здесь был Петр1.Он был в  нашем городе более 15 раз и примерно 500 дней.  За это время изменилось лицо Воронежа  Построен шлюз с плотиной для поднятия воды в реке  Была произведена гидрографическая съемка Дона, составлен и издан в Амстердаме  первый атлас Дона  Наведен порядок в рубке лесов. За нерадивое отношение к сохранению леса  Веневитинов Антон был отправлен в ссылку. Шипов лес, Телермановская роща,  Хреновской бор – заповедники.  Открыта Воронежская швальня – мастерская индивидуального пошива. Одежда  должна быть по фигуре. А долгополыми кафтанами и старинными телогрейками  пришлось расстаться.  Открыта школа для начального обучения будущих офицеров.  1714 год – указ о создании цифирных школ для начального образования детей  1728 год – открыта духовная семинария  Царь проявил интерес к природным богатствам края – редкостные птицы, звери,  деревья, железная руда   Проводились опыты по аклиматизации в Воронеже заморских фруктовых деревьев и винограда  У Павловска устроен государев зверинец  Дорожное дело. Задонское шоссе – посажены деревья вдоль дороги и поставлены  верстовые столбы г) Выступление группы художников ­ оформителей  (ПЗ ­  Найти литературу о деятельности Петра 1 в Воронеже Исследовать какие корабли строились на воронежских верфях Узнать, как назывались корабли, построенные в Воронеже Провести конкурс рисунков и поделок Создать жюри, отобрать лучшие работы) Трудились долго над проектом             Труды свои представим вам.  Мы клеили, лепили, рисовали  Мы долго в книгах все искали  И, наконец, у нас готово.  Представим с вами времена:  Эпоху славного Петра. Группа рассказывает о своей работе: о кораблях, построенных на воронежских верфях, о  своих рисунках, поделках, коллаже, пазлах. На экране показывается фотография ребенка и его работа. Это лучшие работы. На специальном стенде представлена выставка рисунков,  поделок, сочинений. Вывод: Вы молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Прочитали много книг. Показать  представленные книги, использованные детьми к уроку. На выставке представлены  различные работы. Это и разнообразные рисунки, показывающие корабли петровской  эпохи, и портреты самого Петра1, сцены из жизни Петра, замечательные модели кораблей,  выполненные из различных материалов, собранные даже из пазлов. И, конечно же  удивительная коллективная работа – коллаж, выполненная в группе продленного дня под  руководством вашего воспитателя. Вы узнали, изобразили и почувствовали эпоху Петра. д)  выступление группы экскурсоводов   (ПЗ: взять интервью у старшеклассников, родителей, учителей Исследовать, помнят ли  Петра 1, его деяния, знают ли, какие памятники воздвигнуты ему  в нашем городе; построить диограмму, сделать выводы; провести вертуальную экскурсию по нашему городу; оценить себя и своих товарищей) Прекрасен град Петра творенье Воронеж ­ град Любимый наш. Гордимся мы, Что Петр 1 Построил корабли у нас. Сегодня славим мы Петра Сегодня славим город чудный.         Дети рассказывают о том, что они провели исследование о том, помнят ли в нашем  городе Петра1, его деяния,  памятные места. Для достижения этой цели они брали  интервью у учителей, учеников, родителей нашей школы. На экране фотографии,  показывающие интервью. Дети делают вывод, и на экране появляется столбчатая  диаграмма, подтверждающая их исследования.         Представители группы рассказывают о современном Воронеже и делают вывод, что в  то, какой теперь наш город, внес свою лепту и Петр1. 5. Пока будет работать жюри, предлагаю всем отдохнуть и проделать вертуальное          путешествие по родному городу. На экране фильм о Воронеже.    6. Члены жюри докладывают о своих выводах, награждают победителей в различных  номинациях, вручая грамоты.  7 . Рефлексия   Что помогло Петру оставить свой след в истории?    Почему две разные точки зрения на деятельность Петра?  8. Подведение итогов:          Много потрудился Петр Великий для славы России и пользы своего народа. Чтобы  успеть все сделать от малого до большого, Петр работал без устали.          Петр 1 был великой личностью, поэтому его и нарекли Великим. Царь был одаренным человеком, крупным государственным деятелем и реформатором. Благодаря его трудам  Россия стала в один ряд с европейскими державами.           В1721 году Петр принял титул императора (император ­ от латинского «повелитель», «полководец», титул главы государства), а Россия стала называться империей. Империями тогда называли наиболее крупные и сильные государства.            Главная забота Петра – получить выход к Балтийскому морю. Он задумал овладеть  его берегами, которые принадлежали России, но в Смутное время перешли к шведам.  Петр1 объявил войну шведскому королю Карлу XII. Война началась в 1700 году и  продолжалась 21 год, закончившись победой России.            На отвоеванных землях в устье реки Невы в 1703 году Петр основал Санкт­ Петербург, превратив его в один из красивейших столичных городов мира, центром  дипломатии и торговли со странами мира.             Петр провел преобразования внутри страны. Он заботился о развитии просвещения  и науки. По его указу были открыты инженерная, медицинская, артиллерийская школы, в  Петербурге создана Морская академия. В России из Голландии, Германии, Англии он  приглашал лучших мастеров и учителей, чтобы в этих школах юноши учились разным  наукам. Дворянских детей Петр нередко насильно отправлял за границу учиться, и даже  запретил юношам жениться без образования.             Петр велел заменить старославянскую сложную азбуку на более простую, чтобы  чтение и письмо стали более доступными всем желающим знать грамоту.             Стали открываться церковные и церковноприходские школы, где учились дети  простых людей.              Царь заботился о том, чтобы русские люди, особенно дворяне, выглядели по­  европейски. Поэтому требовал сбрить бороды, носить не длиннополые кафтаны, а сюртуки  и ботинки.              При Петре вышла первая печатная русская газета «Ведомости», которая сообщала  о событиях в России и за рубежом.     Москве – первый в России театр. В Петербурге был открыт первый естественно­научный музей – Кунсткамера, а в  Петр заботился о нравах и поведении молодых дворян и купцов. Для них он  приказал перевести с немецкого языка книгу –«Юности честное зерцало», где давались  наставления, как надо вести себя в обществе. Реформы Великого Петра           создал флот введены арабские цифры                                                 введен печатный шрифт начато картографирование страны введено новое летоисчисление празднование Нового года с 1января открыл аптеки добыча руды открытие сахарных заводов ввоз картофеля введение питья кофе                  Но все тяготы преобразований легли на плечи народа. Петр ввел новые налоги: на строительство флота, на укрепление армии. Великие реформы дались очень тяжело: еще  больше выросло обнищание народа, много людей  гибло в войнах.                  Трудом простого народа, на его костях создавалась могучая Российская  империя. Народ своим ратным и трудовым подвигом поднял Россию, заплатив за это,  пожалуй, слишком великую цену и потеряв во многом свою самобытность. Пропасть между верхами и низами общества стала непреодолимой. В этом проявлялась двойственность  натуры Петра Великого (как две стороны одной медали) Приложение  Словарь Проект – самостоятельно выполненный комплекс действий, завершающихся созданием              творческих работ Галера –плоскодонное, гребное судно. Могли ходить под парусами Галеас – военный корабль. Большего размера чем галера, с очень длинными веслами. На  каждое весло 7 гребцов Брандеры – зажигательные суда. Мог загораться  сразу и внутри и снаружи. На зажженном  брандере надо было поднять парус, поставить руль по цели и пустить пылающее судно на  неприятельский флот Верфь – место постройки и ремонта судов Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего­либо; преобразования в промышленности, в армии, в управлении страной, создание флота Империя – наиболее крупное и сильное государство Император – «повелитель», «полководец», титул главы государства Бот ­  небольшое парусное, гребное или моторное судно

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

«Роль Воронежа в становлении Российской империи». Урок по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017