Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Россия в дореформенное время». Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок-дискуссия. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. Цели по содержанию: • Образовательный аспект: o создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в период царствования Александра I и Николая I; o выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний. • Развивающий аспект: o развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными видами источников, навыков исторического анализа; o развитие критического мышления (умение выделять главное, умение систематизировать, сравнивать, анализировать, оценивать ответы других, умение представлять работу группы.); o развитие умений делать вывод по результатам своей деятельности; o развитие памяти, внимания, логики, цельности восприятия материала. • Воспитательный аспект: o создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны; o формирование активной жизненной позиции; o обучение навыкам учебного труда, умению брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения; o воспитание коммуникативности, толерантности.
Иконка файла материала Россия в дореформенное время.doc
Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8­й класс Тема урока: «Россия в дореформенное время». Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок­дискуссия. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. Цели по содержанию:  Образовательный аспект: o создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации  либеральных преобразований в стране в период царствования Александра I и Николая I; o выяснение причинно­следственных связей между социально­политической ситуацией в стране с неудачами    этих начинаний. Развивающий аспект: o развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными видами источников, навыков  исторического анализа; o развитие критического мышления (умение выделять главное, умение систематизировать, сравнивать,  анализировать, оценивать ответы других, умение представлять работу группы.); o развитие умений делать вывод по результатам своей деятельности; o развитие памяти, внимания, логики, цельности восприятия материала. Воспитательный аспект: прошлому страны; o создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому  o формирование активной жизненной позиции; o обучение навыкам учебного труда, умению брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения; o воспитание коммуникативности, толерантности. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения: 1. Объяснительно­иллюстративный. 2. Частично­поисковый (отбор информации, поиск информации) 3. Методы научного познания – обобщение, сравнение. Типы упражнений: 1. Открытого типа (отстаивание своей точки зрения). 2. Упражнения закрытого типа (конкретизация фактов). Средства обучения: 1.Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. 2. Иллюстративные: портреты Александра I и Николая I; карта «Россия в первой половине XIX века». 3. Раздаточный материал (задания для работы в группах). Технологии  обучения: 1. Критического мышления. 2. Дискуссия. Структура урока: I этап урока – вызов.  На данной стадии урока систематизируется информация до знакомства с основными вопросами.  Выделяются смысловые единицы и графическое их оформление в определенном порядке, с которыми впоследствии  происходит работа.II этап урока – осмысление. На данной стадии урока учащиеся воспринимают информацию в виде толстых и тонких  вопросов учителя. Осмысливают. Анализируют. В схему вписывают реализованные планы. Вопросы составлены по правлению Александра I. Правление Николая I оценивается самими учащимися в ходе работы с  опорным планом­конспектом. III этап  – рефлексия. На этой стадии, на основе заполненного кластера учащиеся делают вывод о развитии России в  дореформенное время. Внимание обращается прежде всего на реализованные планы, на необходимость проведения реформ, на развитие капитализма в условиях крепостничества. – На сегодняшнем уроке мы должны закрепить ранее изученный материал, попытаться обобщить и выделить основные  проблемы в период царствования Александра I и Николая I. Наша цель – доказать, что власть понимала необходимость реформ, что в дальнейшем и подтвердилось. Основные проблемы будут сформулированы в виде кластера.Среди проблем прозвучат: I. 1. Создание парламента. 2. Отмена крепостного права. 3. Введение конституции. 4. Отмена сословий. 5. Право на образование. 6. Проблемы в национальной политике. 7. Свобода вероисповедания. 8. Решение внешнеполитических задач. Почему именно эти проблемы были в центре внимания?      социально­экономическое развитие России тормозили феодально­крепостнические порядки; промышленный переворот начинается в условиях феодально­крепостнических отношений; развитие капиталистических отношений требовали грамотные кадры; необходимо поднять престиж России на международном уровне; необходимо участие сословий в управлении государством. Ваша задача: прослушать вопрос, предложить  вариант ответа, вписать в кластер. II. 1 вопрос: О каком документе идет речь? (90 % населения России в начале XIX века – крестьяне. Крепостных – 40–45 %.  Реальные результаты данного документа таковы: во время царствования Александра I заключено 160 сделок, по  которым выкупилось на свободу 47 тыс. душ мужского пола. Условия выкупа – 100 рублей серебром, что составляло 15– 20 годовых оброков. (1803 г.– указ о вольных хлебопашцах) 2 вопрос: «Светило Российской бюрократии.  Великий   реформатор без реформ.» (Сперанский М.М. Предложения   Сперанского – избирательное право, гражданское право, разделение властей, формирование Госдумы. Появился  Госсовет – законосовещательный орган при царе – 1810 г. Созданы министерства – 1802 г.) 3 вопрос: Его мы очень смирным знали, Когда не наши повара Орла двуглавого щипали У Бонапартова костра… Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?  А.С.Пушкин. – Какому событию посвящено стихотворение? (Роль данного события в истории России. Какое учебное заведение закончил  автор. Какой храм построен в честь данного события. Необходимо обратить внимание на появление Лицея – 1811 год,5  университетов–1809–1819 гг.) 4 вопрос: В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение представлено  исключительно дворянами. В.И.Ленин. Назвать героев движения. Цели. Программы обществ декабристов.5 вопрос: Это слово возникло в Римской империи, и в переводе с латинского означает «Установление, устройство». Может  быть дарованной народу, провозглашенной народом. (Конституция Царства Польского. 1815 год.) Вывод. Формулируют учащиеся на основе заполненного кластера. Выводы о правлении Николая I формулируются на основе работы с планом­конспектом. . Выделяются положительные   моменты: кодификация  законов 1830–32 гг., вписываются в кластер. – На данном этапе возвращаемся к началу урока, работаем с заполненным кластером, делаем выводы. Заполняем анкету.  III.